Слайд 1Особенности построения современного урока в соответствии с реализацией задач ФГОС
НОО
Лукиных Наталья Витальевна –
кандидат педагогических наук,
доцент, декан факультета подготовки
учителей
начальных классов
E-mail: lukinyhnv@cspu.ru
Тел.: 8 (351) 239-37-30
Слайд 2Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход
Слайд 3Задачи, стоящие перед учителем, реализующим ФГОС НОО
Изучить:
- принципы деятельностного подхода;
- принципы построения урока;
- примерную типологию;
- технологии, реализующие деятельностный подход
Освоить:
-
критериальную систему оценивания;
- принципы организации диалога на уроке;
Проанализировать реализацию системно –деятельностного подхода на практике
Слайд 4Несколько слов о
системно-деятельностном подходе
Деятельностный подход – это подход к
организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема
самоопределения ребенка в учебном процессе
Слайд 5Несколько слов о
системно-деятельностном подходе
Целью деятельностного подхода является воспитание личности
ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом
– значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни
Иными словами, субъект должен уметь:
- ставить цели,
- решать задачи,
- отвечать за результаты.
Слайд 6Система дидактических принципов
Принцип деятельности - заключается в том, что
ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их
сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Слайд 7Система дидактических принципов
3) Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися
обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном
мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Слайд 8Система дидактических принципов
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие
всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на
уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности.
Слайд 9Результатами освоения основной образовательной программы являются:
Слайд 10Изменения в содержании образования, методах и формах работы учителя
I. Новый
результат формулируется в виде конкретных задач:
1. Зачем учить? (ЦЕЛЬ)
2. Чему учить? (изменение СОДЕРЖАНИЯ)
3. Как учить? (изменение МЕТОДИКИ)
Таким образом, меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения
Слайд 11Изменения в содержании образования, методах и формах работы учителя
II. Меняется
и представление об уроке
Организация деятельности учеников на уроке происходит через:
-
постановку цели деятельности;
- планирование своих действий по реализации поставленной цели;
- саму деятельность, рефлексию полученных результатов
Слайд 12Изменения в содержании образования, методах и формах работы учителя
III. Реализация
деятельностного метода обучения опирается на методы:
активные,
интерактивные,
исследовательские,
проектные
Слайд 13Изменения в содержании образования, методах и формах работы учителя
IV. Новый
образовательный результат разворачивается и через определенную последовательность этапов работы процесса
обучения – изменение структуры урока.
Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности
Слайд 14Изменения в содержании образования, методах и формах работы учителя
V.Типология уроков
в дидактических системах, основанных на использовании деятельностного метода
Уроки деятельностной
направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
1. Уроки «открытия» нового знания.
2. Уроки рефлексии.
3. Уроки общеметодологической направленности.
4. Уроки развивающего контроля.
Слайд 15Уроки деятельностной направленности
Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование способности учащихся
к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет
включения в нее новых элементов.
Слайд 16Уроки деятельностной направленности
Урок рефлексии
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к
рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений
в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
Слайд 17Уроки деятельностной направленности
Урок общеметодологической направленности
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к
новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и
алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Слайд 18Уроки деятельностной направленности
Урок развивающего контроля
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к
осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и
алгоритмов.
Слайд 19Структура урока открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода
Мотивирование к
учебной деятельности
Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.
С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (НАДО);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (ХОЧУ);
3) устанавливаются тематические рамки (МОГУ).
Слайд 20Структура урока открытия нового знания на основе деятельностного подхода
II. Актуализация
и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Цель: подготовка и
мотивация обучающихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Слайд 21II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
На
этапе происходит:
1) актуализация изученных способов действий, достаточных для
построения нового знания, их обобщение и знаковая фиксация;
2) актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивация к пробному учебному действию (надо - могу - хочу) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксация индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
Слайд 22III.Выявление места и причины затруднения
На данном этапе обучающиеся должны:
1) восстановить
выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг,
операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще
Слайд 23IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ,
план, средство)
Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:
ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения),
согласовывают тему урока,
выбирают способ, строят план достижения цели,
определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: с помощью подводящего или побуждающего диалога, с помощью исследовательских методов
Слайд 24V. Реализация построенного проекта
Происходит:
обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися,
выбор
оптимального варианта, который фиксируется в языке вербально и знаково,
использование
построенного способа действий для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение,
уточнение общего характера нового знания и фиксация преодоления возникшего ранее затруднения
Слайд 25VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Отрабатывается решение типовых
заданий (фронтально, в группах, в парах) на основе использования
нового способа действий с проговариванием алгоритма решения вслух
Слайд 26VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Этап проходит в форме индивидуальной
работы: самостоятельное выполнение задания нового типа и осуществление самопроверки при
пошаговом сравнении с эталоном. В завершение -исполнительская рефлексия
Организация, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Слайд 27VIII. Включение в систему знаний и повторение
выявляются границы применимости нового
знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается
как промежуточный шаг
Тренируются в использовании изученного материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.
Таким образом, происходит автоматизация умственных действий по изученным нормам и подготовка к введению в будущем новых норм.
Слайд 28IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
На данном этапе:
фиксируется
новое содержание, изученное на уроке,
организуется рефлексия и самооценка
учениками собственной учебной деятельности,
соотносятся цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и
намечаются дальнейшие цели деятельности
Слайд 29Практическая работа по проектированию урока русского языка, соответствующего ФГОС НОО
Слайд 301. Мотивирование к учебной деятельности
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в
пробном учебном действии
3. Выявление места и причины затруднения
4. Построение проекта
выхода из затруднения
5. Реализация построенного проекта
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Включение в систему знаний и повторение
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Моделирование урока открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода
Слайд 31Выполнению продуктивных заданий надо учить!
Осмыслить задание (что надо сделать?)
Найти нужную
информацию (текст, рисунок)
Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину,
выделить главное, дать оценку…)
Сформулировать мысленно ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».)
Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя
Слайд 32Комплекс образовательных технологий:
Продуктивное чтение: вместо скорости прочтения и воспроизведения фактуальной
информации…
- вычитывание всех видов текстовой информации – глубокое понимание
текста
Проблемный диалог - вместо объяснения темы …
– постановка проблем и самостоятельное открытие новых знаний учениками
Оценивание учебных успехов: вместо внешнего контроля за учениками с помощью отметок…
- обучение их комфортному и адекватному самооцениванию своих достижений
Слайд 33В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли
этому школа?
Решение проблем в жизни
1. Жизнь ставит
нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»
2.Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений.
3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания)
4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.
Традиционный взгляд на урок (к/ф)
1. Дом.задание: «Перескажи…»
2. Тема: «Сегодня мы будем изучать …»
3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…»
4.Закрепление: «Повторите что…? Когда…?»
Слайд 34 Традиционный взгляд на урок (к/ф)
1. Дом.задание: «Перескажи…»
2. Тема:
«Сегодня мы будем изучать …»
3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…»
4.Закрепление: «Повторите что…?
Когда…?»
Проблемно-диалогический урок
1.Постановка проблемы: -«С одной стороны… , но с другой стороны …»; -«Что вас удивляет? …» -«Какой возникает вопрос? (проблема)»
2.Актуализация: «Вспомните, что мы уже знаем по этой проблеме?»
3. Поиск решения: «По тексту определите …»
4. Решение: «Как мы можем ответить на наш вопрос?»
Проблемно-диалогическая технология (с1999г.)
Цель - обучить самостоятельному решению проблем (ФГОС)
Средство - открытие знаний вместе с детьми
Мельникова
Слайд 35Правописание Ь на конце существительных после шипящих
Кольца, ручьи, семья, голубь,
ночь, письмо, снегирь, молодёжь, компьютер, тетрадь, мышь, календарь, вьюга, кольчуга
Слайд 36Правописание Ь на конце существительных после шипящих
Кольца ручьи ночь
Голубь семья молодежь
Письмо компьютер мышь
Снегирь вьюга
Тетрадь
Календарь
кольчуга
Слайд 37Правописание Ь на конце существительных после шипящих
Ночь - плач
Молодежь -
гараж
Мышь - камыш
Слайд 38Прием “Корзина” идей,
понятий, имен…
Это прием организации индивидуальной и групповой
работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося
у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Слайд 39Прием составления
маркировочной таблицы “ЗУХ”
Одной из возможных форм контроля эффективности
чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три
колонки: знаю, узнал(а) новое, умею, хочу узнать подробнее, что соответствует аббревиатуре ЗУХ.
В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию
Слайд 40Прием
“Написание эссе”
Смысл этого приема можно выразить следующими словами: “Я
пишу для того, чтобы понять, что я думаю”. Это свободное
письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Слайд 41Прием
“Пометки на полях” («ИНСЕРТ»)
I - interactive - самоактивизирующая
N -
noting
S - system - системная разметка
E - effective - для
эффективного
R - reading - чтения
T - thinking - и размышления
Слайд 42Прием
“Пометки на полях” («ИНСЕРТ»)
Этот прием является средством,
позволяющим ученику отслеживать свое понимание пройденного на уроке. Технически он
достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им в ходе урока ставить их карандашом на полях тетради напротив выполняемого задания. Помечать следует отдельные абзацы, предложения (столбики задач и примеров и т.д.).
Слайд 43Прием
“Пометки на полях” («ИНСЕРТ»)
Приём используется в три этапа:
В процессе
чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже
знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);
Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки;
Обсуждают записи, внесённые в таблицу.
Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.
Слайд 44Имя прилагательное
В лесу живёт зверь.
У него шерсть, уши, хвост.
Слайд 45Имя прилагательное
Могут быть даны слова для справок
1 вариант: трусливый, серый,
длинный, короткий
2 вариант: трусливый, хитрый, серый, рыжий, длинный, чуткий, короткий,
пушистый
Слайд 46Знакомство с понятиями
Части речи
Формы слова
Корень слова
Члены предложения. Главные члены предложения
Слайд 47Нетрадиционные формы урока
Урок- викторина
Урок- поиск
Проектный урок
Урок-экскурсия
Урок – экспедиция
Урок без учителя
Стихотворно-музыкальный
урок
Урок пресс- конференция
Урок взаимообучения
Урок- игра (деловые, ролевые ситуационные игры)
Интегрированные уроки
Урок
– фантазия
Урок – сказка
Урок- спектакль