Слайд 1Исследовательский подход в обучении
Выполнила: Крупенина О.В.
МОУ «Гимназия № 18»
г. Магнитогорск
Слайд 2Исследовательский подход в обучении не является новым педагогическим явлением. В
России идея его использования была впервые выдвинута во второй половине
XVIII века, однако более 100 лет потребовалось, чтобы она стала востребована педагогическим сообществом.
Слайд 3Исследовательский подход в обучении
- это путь знакомства учащихся с
методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения,
развития мышления и познавательной самостоятельности.
Слайд 5Сущность исследовательского подхода в обучении состоит:
а) во введении общих и
частных методов научного исследования в процесс учебного познания на
всех его этапах (от восприятия до применения на практике);
б) в организации учебной и внеучебной деятельности;
в) в актуализации внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей;
г) в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной
деятельности;
д) в изменении характера взаимоотношений
«учитель-ученик-коллектив учащихся»
в сторону сотрудничества.
Слайд 10Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы
Экспресс-исследования.
Эта форма организации предполагает массовое участие детей.
Суть ее сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике.
Например, третьеклассники, отправляясь на прогулку после учебного дня, получали индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований по окружающему миру: исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы, какие растут деревья, роза ветров в окрестностях школы, выявить основные признаки зимы, наблюдаемые в природе, как зимуют травы, как ложится снег, какие насекомые живут на территории школы, как и почему люди прокладывают тропинки по территории и т.п.
Слайд 12 Долговременные исследования.
Эта работа проводилась мною в рамках учебной и внеучебной деятельности.
Ее методическая сторона может быть условно поделена на шесть относительно самостоятельных этапов:
• ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования);
• предлагает возможные варианты решения;
• собирает материал;
• делает обобщения;
• готовит проект (доклад, макет, презентацию и др.);
• защищает проект.
Слайд 14
1. Постановка проблемы, или как выбрать тему
исследования.
От правильного выбора темы в значительной мере зависит результат работы.
Тема должна быть интересна ребенку и при этом должна нести в себе познавательный заряд. Темы, которые я использовали в своей работе с детьми, можно объединить в три основные группы:
• фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
• теоретические - эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках: это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах, и др.;
• эмпирические - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
Слайд 152. Правила выбора темы:
.Тема должна быть интересна ребенку, должна
увлекать его.
.Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно
участникам исследования.
.Тема должна быть доступной. Проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей.
Слайд 163.Поиск вариантов решения и сбор материала.
Надо учить детей вникать в
проблему.
Воспитывать у них способность не только предлагать
интересные необычные
идеи, но и учиться их
разрабатывать.
Слайд 174. Обобщение полученных данных и подготовка к представлению результатов.
Прежде чем
выбрать форму представления результатов, следует определить, сколько времени потребуется на
подготовку.
Учитывая, что возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать изготовление сложных, требующих больших временных затрат работ.
Слайд 18 5. Защита результатов исследования.
Защита проекта должна быть публичной, с
привлечением как авторов других проектов, так и зрителей (это могут
быть учителя, родители). В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.
Слайд 19
Литература:
Научно-методических сборник в двух томах
«Исследовательский подход в образовании:от теории к практике»
Редактор-составитель — А. С. Обухов
Руководитель проекта —
А. В. Леонтович
Научный консультант — В. И. Слободчиков
Сборник выпущен при поддержке:
Общероссийского общественного Движения
творческих педагогов «Исследователь»
Слайд 20В учебном пособии рассматриваются теоретические и практические вопросы опытно-поисковой и
экспериментальной работы в школе и других образовательных учреждениях, начиная от
определения проблематики, выбора темы, уточнения исходных фактов и теоретических положений до апробации и литературного оформления работы. В пособии охарактеризованы приемы выдвижения гипотезы, процесс возникновения идеи и замысла психолого-педагогического исследования, охарактеризованы основные методы и методики поисковой работы, а также способы апробации и интерпретации результатов исследования, условия развития творчества и исследовательских умений педагогов.
Слайд 21В пособии раскрываются методологические основы и логика психолого-педагогического исследования с
позиций гуманитарно-целостного подхода к изучению образовательного процесса, представлена система научных
понятий, охарактеризованы теоретические и эмпирические методы работы; предложен цикл специальных упражнений и тестов, способствующих усвоению изучаемого материала.