Слайд 1
«Формирование гендерной
идентичности детей
дошкольного возраста
в условиях дошкольного
учреждения»
Слайд 2
«Нельзя считать один пол совершеннее другого,
так и нельзя их уравнивать»
Ж. Руссо
Слайд 3
Гендер – социальный пол человека, формируемый в
процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и
культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).
Гендерное воспитание- это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.
Слайд 4
Цель
гендерного подхода:
воспитание детей разного
пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и
возможностей в современном обществе.
Задача:
формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических
чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Слайд 6Проблема:
- Смешение половых ролей.
- Меняются психологические позиции детей, их
сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский
тип поведения. не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.
- Дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умеют договариваться в игре, распределять роли.
- В процессе трудовой деятельности, дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра.
Слайд 7
Выстраивание модели образовательного пространства по 3 направлениям:
пропаганда педагогических
знаний среди родителей и привлечение их к участию в педпроцессе;
построение
соответствующей развивающей среды;
построение модели педагогического процесса.
Слайд 8
Пропаганда педагогических знаний
по данной проблеме среди родителей
и
привлечение их к участию
в пед. процессе
Слайд 9Формы работы с родителями :
Конференции:
Семинары, семинары – практикумы:
Консультации с
использованием видеофильмов,
Беседы,
Наглядная информация
Работа «Клуба заботливых родителей»
Родительские
собрания
Работа консультативного пункта,
Оформление фотоальбомов
Конкурсы среди родителей:
Создание макетов
Культурно- досуговые мероприятия:
Слайд 10Конференции, семинары, консультации:
Слайд 11Клуб заботливых родителей.
Родительские собрания.
Оформление фотоальбомов.
Консультативный пункт
Слайд 14Культурно – досуговые мероприятия
Слайд 17 Игра - основной вид деятельности
в дошкольном возрасте.
В сюжетно- ролевой игре происходит
усвоение детьми гендерного поведения,
ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью.
В игре можно увидеть как заметно различаются мальчики и девочки.
Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики - шумные, наполненные движениями.
Слайд 21 При проведении работы по воспитанию детей с учётом
гендерных особенностей обратить внимание на следующее:
• На привлекательность игрового материала
и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
• На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
• На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
Слайд 27При дифференцированном подходе к воспитанию детей
необходимо учитывать следующее:
Различия в
умственной деятельности девочек и мальчиков.
Девочки:
быстрее схватывают новый материал;
легче усваивают алгоритмы
и правила;
любят задания на повторение;
чаще используют ближнее зрение;
воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее;
лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”;
новую информацию анализируют с помощью левого полушария;
Мальчики:
труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;
им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения
«от простого к сложному»;
лучше выполняют задания на сообразительность;
не терпят однообразия;
Психологические отличия мальчиков и девочек
1. Девочки более послушны, чем мальчики
2. Мальчики больше хотят отличиться
3. Мальчики более изобретательны, чем девочки
4. Девочки более работоспособны, чем мальчики
5. Мальчики большую часть информации воспринимают зрением,
а девочки – на слух.
Слайд 29 Методические приёмы
для учёта половых особенностей дошкольников:
Различия в подборе
упражнений только для мальчиков или только для девочек (мальчики работают
на канате или отжимаются, а девочки с лентами, обручем)
Различия в дозировке (мальчики отжимаются 10 раз, а девочки -5)
Различия а обучении сложным двигательным движениям ( метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке- девочкам)
Распределение ролей в подвижных играх
(мальчики – медведи, а девочки-пчёлки)
Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно. Что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как)
Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.
Слайд 33Чем отличаются мальчики от девочек:
Одеваясь, мальчики сначала наденут верх, потом
низ;
Девочки, обычно наоборот, сначала наденут низ, потом верх;
Мальчики снимают футболку,
ухватив её на спине рукой и перетянув через голову;
Девочки раздеваясь, снимают блузку двумя, руками потянув наверх;
Оборачиваясь на зов мальчики, поворачивают корпус, потому что шея у них не такая гибкая;
Девочки поворачивают только голову;
У мальчиков в дыхании задействованы мышцы брюшного пресса;
Девочки дышат грудью;
Задумываясь, мальчики почесывают подбородок и шею;
Задумываясь, девочки наматывают прядь волос на палец;
Поправляя прическу, мальчики проводят рукой по волосам, приглаживая их;
Поправляя прическу, девочки взбивают волосы пальцами распушив их;
Поднимаясь (спускаясь) с горы мальчики просто шире расставляют ноги.
Девочки же стараются подниматься (спускаться) боком;
Уши затыкают ладонями;
Уши затыкают пальцами;
Рассказывая секрет, мальчики просто понижают голос и наклоняют голову;
Девочки же, прикрывают свой рот и ухо подружки ладонью;
Чистя зубы, мальчики широко расставляют ноги и опираются свободной рукой на край раковины.
Чистя зубы, девочки упираются рукой в бок