Слайд 1Белан Ольга Викторовна
МБУДО «Дом детского творчества»
станицы Ярославской
педагог-психолог, педагог
дополнительного образования
«Формирование и поддержка учебной мотивации»
Слайд 2Особенности подросткового возраста
Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса».
Подростковый комплекс включает:
Чувствительность к оценке посторонних своей внешности, способностей;
Крайняя самонадеянность
и безапелляционные суждения в отношении окружающих;
Внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость – с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами – с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование – с сухим мудрствованием.
Развитие личности в подростковом возрасте характеризуется двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, устанавливаются все более тесные межличностные контакты, усиливается ориентация на группу, с другой – происходят рост самостоятельности, усложнение внутреннего мира и формирование личностных свойств.
Слайд 3Трудности в учебной деятельности подростка
Одной из причин плохого усвоения знаний
в подростковом возрасте является отсутствие адекватной мотивации учения, т.е. нежелание
учиться. В подростковом возрасте учение в школе может стать формальной деятельностью, когда у подростка преобладают сильные неучебные интересы, а познавательные слабые или отсутствуют, когда среди складывающихся личных ценностей приобретение знаний не занимает существенного места. Абстрактное понимание необходимости учения в школе – недостаточный для подростка стимул к работе.
В средних классах дети различаются по многим параметрам. Различаются по многим параметрам. Различия существуют в:
Отношении к учению – от очень ответственного до довольно равнодушного;
Общем развитии – от высокого уровня до весьма ограниченного кругозора и плохого развития речи;
Слайд 4Объеме и прочности знаний в пределах школьной программы – от
отличного ее усвоения до наличия существенных пробелов в знаниях по
основным предметам;
Способах усвоения учебного материала – от умения самостоятельно работать и осмысливать материал до полного отсутствия навыков самостоятельной работы в сочетании с привычкой заучивать дословно;
Умениях преодолевать трудности в учебной работе – от значительного упорства до специфического иждивенства в виде привычки сейчас же искать помощь у других в том, что делать трудно или не хочется;
Интересах – от ярко выраженных познавательных интересов и наличия содержательных занятий до почти полного отсутствия того и другого.
Слайд 5Рекомендации: «Формирование и поддержка учебной мотивации»
(по материалам газеты «Школьный психолог»)
Путь
первый — заставить детей хотеть, тогда и взрослые смогут их
учить. Путь второй — научиться учить по-другому, так, чтобы дети научились хотеть учиться. Оба пути возможны. «Заставить хотеть» трудно, неприятно обеим сторонам, но в принципе возможно. Метод «кнута и пряника», социальное давление, поддержка мощного социального «надо» в сознании ученика — все это методы старые, проверенные, в том числе в российской педагогике. На этом пути главное — неусыпный и постоянный контроль. Как только он ослабеет, хотение вновь исчезнет.
Слайд 6Второй путь интереснее и приятнее, он предполагает опору на внутренние
стимулы к учебе, но имеет и свои недостатки: его реализация
невозможна без существенного изменения педагогических средств, используемых для создания и поддержания учебной мотивации. Здесь нужны таких педагогические средства, с помощью которых можно создавать внутреннюю мотивацию, обучать детей непростому искусству хотения учиться.
Слайд 7ИСТОКИ УЧЕБНОЙ
МОТИВАЦИИ
Интерес к информации (познавательная потребность).
Интерес к способу действия.
Интерес к
людям, организующим процесс или участвующим в нем.
Потребность в самовыражении и
(или) самопрезентации.
Потребность в самопознании и (или) самовоспитании.
Актуализация творческой позиции.
Осознание значимости происходящего для себя и других.
Потребность в социальном признании.
Избегание наказания (физического или морального).
Получение материальных выгод и преимуществ.
Слайд 8
РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Поддерживать и формировать интерес к информации
«Ужасно интересно все то,
что неизвестно» — такова психологическая природа этого источника учебной мотивации.
2.
Поддерживать и стимулировать интерес к способу действия
Нормальная и очень ценная человеческая потребность — понять, как что-то делается, и сделать это еще лучше.
3. Использовать детский интерес к людям, организующим процесс обучения
В любом деле кого-то интересует сам процесс, кого-то результат, а кого-то — возможность общения, построения отношений.
4. Создавать условия для реализации потребности в самовыражении и самопрезентации
5. Помогать детям удовлетворить потребность в самопознании и самовоспитании
Она актуализируется у большинства учащихся в подростковый период.
Слайд 96. Актуализировать творческую позицию детей
7. Создавать условия для осознания значимости
происходящего для себя и для других
8. Создавать ситуацию успеха и
социального признания
Эту естественную потребность для детей, которые готовы хорошо и усердно учиться для того, чтобы их любили, уважали значимые взрослые, так же следует целенаправленно использовать.
9. Использование мотивов избегание наказания, получение материальных выгод и преимуществ
Весьма распространенный и часто действенный способ стимуляции активности.
Слайд 10Научиться грамотно сочетать все возможные способы побуждения ребенка к учебной
активности, вовремя переходить от одного способа к другому, подбирая к
каждому отдельному человеку его личную, индивидуальную «кнопочку» — это хороший шанс поддержания учебной мотивации.