Слайд 1 Формирование навыков словоизменения имён существительных у дошкольников с общим
недоразвитием речи.
Слайд 2Цель работы:
Изучение особенностей словоизменения (падежного управления) у детей дошкольного возраста
с ОНР, определение эффективных методов и приёмов их формирования.
Слайд 3Задачи:
Анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
- Изучение психологических и речевых особенностей
детей с общим недоразвитием речи.
Изучение особенностей формирования навыка падежного управления у детей дошкольного возраста с ОНР.
Подбор эффективных игр и упражнений для отработки падежных окончаний существительных.
Слайд 4Трудности овладения грамматическим строем речи объясняются:
- особенностями дошкольного возраста
- сложностью грамматической системы
- особенностями морфологии.
Слайд 5Проявление нарушений процессов словоизменения:
стойкие и специфические ошибки
в устной, а затем и в письменной речи
Слайд 6Исследование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи.
Слайд 7Исследования словоизменения существительных.
1. Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного
числа.
- с окончанием -ы (стол, столы) - с окончанием -и (мяч, мячи) - с окончанием –а (дом, дома) - с окончанием – я (стул, стулья)
Слайд 8Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа проводится на
основе игры «Один- много». Ребёнок должен сопровождать речь жестом.
- Это рот, а это …( рты) - Это ухо, а это … - Это пень, а это … - Это брат, а это …
Слайд 92. Диагностика беспредложных конструкций существительных единственного числа.
В процессе работы с существительными в именительном падеже обращаем внимание детей на дифференциацию значения одушевлённости ( кто?) и неодушевлённости ( что?)
Слайд 10Игра « Живые и неживые слова».
Детям предлагается поставить вопрос
к картинкам . Что? ( солнце, цветок, река). Кто ? ( ёжик, дедушка, мальчик). Игра « Будь внимательным». ( образование форм винительного падежа). _ Гладил (что?) юбку. - Гладил (кого?) щенка.
Слайд 11Работа над формами родительного падежа
- Существительные м. р. с окончаниями
–а,-я ( Мяча, моста, снегиря, карандаша).
- Существительные ср. р. с окончаниями –а,я (яйца, кольца, ведра). Игра «Нет кого?». Детям предлагается ответить на вопросы: Хозяйка кормила кого? (щенка, котёнка). В лесу волк напугал кого? (ежа, лису, зайца).
Слайд 12Словоизменение существительных дательного падежа:
- существительные м.р. с окончаниями
–у,ю (ежу, коню, петуху).
- существительные ср. р. с окончаниями –у,ю (ведру, кольцу, окну). - существительные м. р. с окончанием –е и существительные ж.р. с окончаниями - е. (лисе, козе, пчеле). Игра «Бюро находок». -Кому дать лисью шубу? Кому дать гриву и хвост? Кому дать рога и копыта?
Слайд 13Словоизменение существительных творительного падежа.
-Существительные м.р. с окончаниями –ом,ем (ключом, топором).
-Существительные ср.р. с окончаниями – ом,ем (кольцом, солнцем). - Существительные м.р. с окончаниями –а, я в винительном падеже и сущ. ж. р. с окончаниями –ой,ей (пилой, тучей). Игра «Чем я могу помочь?»: - Я могу пилить чем? Рисую чем?
Слайд 14Владение предложно-падежными конструкциями существительных единственного числа.
Винительный падеж.
Игра «Закончи предложение»: Солнце спряталось за … (тучи) Мальчик входит в … (автобус) Дательный падеж. Игра « Сказка». Необходимо закончить предложение, употребив существительное в дательном падеже: Пятачок пришёл в гости к … Принц торопится к …
Слайд 15Творительный падеж.
Игра «Кто с кем? Кто с чем?» Мальчик идет с … (папой) Девочка идёт с … (мамой) Девочка играет с … (куклой). Игра «Еда для животных». Медведь мечтает о … (малине) Кошка мечтает о … (молоке) Собака мечтает … (косточке).
Слайд 16Исследование беспредложных форм существительных множественного числа.
Дательный падеж.
Игра «Угости зверей». Морковку дадим … (зайцу) Косточкой угостим …(щенка) Зёрна насыплем …(курице). Творительный падеж. Игра «Путешествие». В Африку мы отправимся за …(крокодилами, львами)
Слайд 17Родительный падеж.
Игра « Кто где живёт?» На севере много …(медведей, пингвинов) На юге много …(львов, крокодилов). Винительный падеж. Игра «Здравствуйте». _ Здравствуйте, я вижу Машу. - Добрый день, я вижу Лену. -Привет, я вижу Ваню.
Слайд 18Исходный и итоговый мониторинг.
Критерием результативности работы является уровень сформированности навыка
употребления падежных окончаний в речи детей, который определялся по методике
В. А. Ковшикова «Диагностика нарушений употребления падежных окончаний существительных». Исходный и итоговый мониторинг проводился 1 раз в год с целью выявления динамики в формировании навыка применения падежных окончаний у детей с общим недоразвитием речи.
Слайд 19Игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных.
Игра «У кого
листок?»
Слайд 24Игра «Где мы были, что мы видели?»
Слайд 25Коррекционная работа по развитию падежных форм трудна и однообразна и
более эффективна, если логопедом учитывается ведущий вид деятельности дошкольника-игра. Дидактические
игры используются для решения всех задач речевого развития, являются естественным состоянием, потребностью детского организма. Разработанная система дидактических игр помогает в работе по совершенствованию грамматического строя речи, повышает эффективность коррекционного воздействия при работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи.