Слайд 1 Формирование руководителем
образовательного учреждения
творческого потенциала педагога
в профессиональной
деятельности
Дипломная работа : Боровиковой Е.Е. (Менеджмент в образовании)
Слайд 2
Цель исследования: На основе теоретического и практического исследования выявить
содержание, методы и средства формирования творческого потенциала педагога в профессиональной
деятельности руководителем образовательного учреждения.
Объектом исследования является
процесс формирования руководителем ОУ
творческого потенциала педагога в
профессиональной деятельности
Предмет исследования — формы и методы, способствующие формированию
руководителем ОУ творческого потенциала педагога в профессиональной деятельности.
1. Охарактеризовать педагогическую сущность
творческого
потенциала педагога;
2. Определить содержание, формы и методы,
способствующие развитию творческого
потенциала педагога, руководителем
образовательного учреждения;
3. Развитие творческого потенциала педагогов в
рамках МОУ СОШ № 10
Слайд 5 Условия для осуществления творчества
в педагогической деятельности
(Н.В.Кузьмина, В.А.Кан-Калик)
-временная спрессованность творчества, когда между
задачами и способами их разрешения нет больших
промежутков времени;
-сопряженность творчества педагога с творчеством
учащихся и других педагогов:
-отсроченность результата и необходимость его
прогнозирования;
-атмосфера публичного выступления;
-необходимость постоянного соотнесения стандартных
педагогических приемов и нетипичных ситуаций.
Слайд 6Творчество в деятельности педагога характеризуется разными уровнями. В.А. Кан-Калик, Н.Д.
Никандров (1990) выделяют следующие уровни педагогического творчества
- уровень
элементарного взаимодействия с классом: Педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует «по методичке», «по шаблону», по опыту других учителей;
- уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержании, методов и форм обучения;
- эвристический, когда педагог использует творческие
возможности живого общения с учениками;
- высший уровень творчества педагога, который характеризуется его полной самостоятельностью, использованием готовых приемов, но в которые вкладывается личностное начало, поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.
Слайд 7 В качестве основных задач МС школы мы определили следующие
—
совершенствование творческой и профессиональной
компетентности
учителей и их методического
мастерства;
— усиление мотивации педагогов на освоение
инновационных педагогических технологий обучения и
воспитания;
— методическое обеспечение образовательного
процесса;
— внедрение в учебный процесс передового
педагогического опыта;
— разработка необходимых локальных актов;
— диагностика педагогических затруднений
(приложение № 2)
Слайд 8 Пути, позволяющем определить
уровень творческого потенциала:
1
этап. Работа с тестом "Каков ваш творческий потенциал?"
Изучение отношения к творчеству.
Изучение способности к принятию творческих решений
Эта работа предусматривает самооценку учителем своей деятельности.
2 этап. Система рейтинговой оценки творческого потенциала учителя, определенная экспертной группой.
В экспертную группу входят: заместитель директора по УВР, руководители методических объединений, руководители творческих групп.
3 этап. Разработка модели развития творческого потенциала педагогов с учетом проведенных диагностик
Слайд 9 Каков ваш творческий потенциал?»
Слайд 10Изучение отношения к творчеству
целеустремленный,
генератор идей (эврист)
решительный
гибкий
требовательный
независимый
энергичный
авторитетный
оптимист-юморист
практик
принципиальный
коммуникабельный
лидер, новатор,
конкурентоспособный, интеллигентный, революционер, реформатор.
Слайд 11 Изучение способности к принятию творческих решений
Использование
карты преследовало цель выявления прогностической силы творческих способностей и создания
рабочих схем организации деятельности учителей по творческому саморазвитию в условиях ОУ;
Предпринятое исследование позволило заключить, что школьная методическая служба располагает достаточным потенциалом, чтобы существенно повлиять на процессы развития творческого потенциала педагога
Слайд 12
1. Подготовительный этап: разработка направлений работы методических объединений школы, ориентированных
на творческое развитие педагогов.
2. Основная работа: теоретическое обоснование работы,
соответствие целей и задач МО личностным, социально- педагогическим требованиям учителей:
Разработка содержания работы ОУ в целях обеспечения условий эффективного развития и саморазвития личности педагога.
выбор форм и методов реализации содержания;
определение темпа и последовательности его реализации
Слайд 13 Основные содержательные линии
в составе учебного плана :
-
мировозренченский компонент
- культурологический компонент
- профессионально-деятельностный
компонент
профессионально-личностный
компонент
компонент готовности к дальнейшему развитию
Слайд 14
Теоретический - целью первого компонента являлось овладение теоретической
ориентировкой в выработке активной позиции педагога на процессы познания и
самопознания, формирование у него образа Я (Я-концепции личности), овладение культурой педагогического творческая индивидуальности учителя и в условиях ОУ, творчества, теорией профессионально-личностного самосовершенствования.
Практический - второй компонент был направлен на развитие творчества путем включения педагога в разнообразные виды творческой деятельности, целенаправленное формирование творческих умений, формирование качеств творческой личности.
Технологический- целью третьего компонента являлось вооружение учителя личными способами саморазвития, формирование устойчивой мотивации потребности самосовершенствования, ориентации на творчество в повседневной педагогической деятельности.
Слайд 15Проблемные семинары и круглые столы:
(Я-концепции личности)
«Теории личности и деятельности»,
«Психология поведения»;
«Основы самопознания
и самосовершенствования личности педагога»;
«Основы педагогического творчества».
Включение педагога в разнообразные виды творческой деятельности : педагогические советы и практикумы:
«Творческие виды педагогической деятельности»,
«Формы самовыражения и самоутверждения»,
« Творчество педагога и педагогическое мастерство»,
« Мир домашней работы как объект профессионального
творчества педагогов».
Слайд 16 Условиями эффективной модели стимулирования творческого
развития и
саморазвития педагога выступают:
- проектирование
и реализация программы
психодиагностики;
- педагогическая подготовленность его к
творческому саморазвитию;
- благоприятный морально- психологический
климат; создание программ индивидуального
саморазвития;
- разработка содержания, форм и методов
работы с ориентацией на творческое развитие
и саморазвитие педагога.