Слайд 1 Формирование системы оценивания достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы
Выполнила Шевченко С.Ф.
учитель начальных классов
г.Новосибирск
Слайд 2Требования к результатам образования представляют собой ведущий элемент ФГОС и
являются описанием целевых установок общего образования, реализуемых посредством соответствующих образовательных
программ.
Они не дифференцированы по отдельным областям , а отражают результаты их освоения в целом.
Научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах.
Умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщённые способы деятельности.
Коммуникативные и информационные умения.
Умения оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций.
Способность к контролю и самоконтролю.
Способность к творческому решению учебных и практических задач.
Слайд 3Подход к оцениванию
Нормативно-ориентированный Критериально-ориентированный
(ФГОС)
Сравнение результатов Делается вывод о достижении или
ученика со средними результатами отсутствии у ученика определенных
(нормами) . знаний и умений, заданных в
требованиях к результатам
образования.
Ранжирование учащихся со Распределение учащихся по
по уровню подготовки в соответствии состоянию их подготовки на раз-
со статистическими нормами. личные группы в соответствии с
тем достигли они определенного
уровня или не достигли его.
Слайд 4Система оценивания имеет цель: получение объективной и полной картины об
освоении основной образовательной программы.
Должна включать:
Стартовую диагностику
Оценку образовательных достижений
на рубежных этапах обучения с определением индивидуального прогресса
Диагностику проблем в образовании
Мониторинговые исследования по специальным направлениям
Итоговую аттестацию
Слайд 5Построение единой оценочной политики образовательного учреждения
предполагает
стыковку:
с дошкольной ступенью непрерывного образования;
безотметочного и традиционного оценивания;
между начальной
и основной школой;
оценочной политики школы и семьи;
Слайд 6 Способы оценивания.
Традиционное оценивание:
осуществляется учителем ;
обеспечивает установление степени соответствия
образовательных результатов учащихся требованиям к планируемым результатам.
Безотметочное оценивание:
способ формирования оценочной самостоятельности школьника
(Собственные, ясно осознаваемые критерии качества своей учебной работы, как процесса так и результата. Владение способом оценивания, принятым в данном социуме.)
Слайд 7Принципы безотметочного оценивания ( Г.А. Цукерман)
Самооценка
должна предшествовать учительской оценке
Самооценка должна постепенно дифференцироваться –ребенок должен учиться
видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания;
Оцениваться должно только достижение учащегося, предъявленное им самим для оценки
Оценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать;
Учащиеся должны иметь право на свободный выбор сложности контролируемых заданий, сложности и объёма домашних заданий;
Оцениваться должна динамика учебной успешности относительно их самих
Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание;
Для итоговой аттестации должна использоваться накопительная система оценок(Не только отметки , но и содержательная информация о динамике развития ученика.)
Слайд 8Смысл безотметочного оценивания состоит в том, чтобы научить младших школьников
контрольно-оценочным действиям. При этом следует соблюдать ряд рекомендаций:
Шкалы и критерии
оценки не передаются ученикам в готовом виде, а строятся вместе с детьми;
Самооценка нужна не сама по себе, а как средство принятия ответственного решения: «Мне надо потренироваться в применении этого правила» или «Я решаю задачи этого типа хорошо и могу больше не упражняться»;
Поддержка права ребенка на сомнение и незнание ( оформляется как устно, так и через систему специальных заданий, направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного)
Слайд 9Средства безотметочного оценивания.
Предусматривается использование таких средств оценивания, которые с одной
стороны позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение ребенка по множеству параметров, а
с другой не провоцируют учителя на сравнение детей между собой:
дневник достижений
листы индивидуальных достижений
графики
шкалы
таблицы
стартовая диагностика
рейтинговая контрольная работа
рефлексивная карта
Слайд 10Стартовая диагностика
Задачи:
Дать возможность учащимся определить уровень знаний и умений, которые
будут необходимы им в учебном году для дальнейшего движения;
Сформулировать
собственные задачи изучения данного курса;
Провести коррекцию наличных знаний и умений;
Создать ситуацию, требующую от учеников определения границы своих знаний и выстраивания маршрута своего движения в рамках учебного курса
Слайд 11Стартовая диагностика
Этапы совместных действий учителя и учащихся:
Проведение стартовой проверочной работы;
Коррекция
знаний и способов действий учащихся на основе данных стартовой работы;
Определение
границы знания и незнания;
фиксация задач текущего учебного года;
Представление результатов самостоятельной работы учащихся по коррекции знаний;
Слайд 12Стартовая диагностика
Требования к составлению стартовой проверочной работы:
Задания относятся к изученному
материалу и направлены на выявление актуального уровня знаний и способов
действия;
Задания задаются на 3 уровнях усвоения
-формальный
-рефлексивный (предметный)
-ресурсный (функциональный)
для последующего самостоятельного выбора уровня учащимися;
В тексте должно быть избыточное количество заданий для обеспечения реального выбора;
Текст заданий задаётся в форме, помогающей ученикам организовать свои действия на разных этапах работы;
Слайд 13Стартовая диагностика
Результаты фиксируются в специальной таблице, где отражаются:
Задания выполненные учащимися;
Качество
выполнения выбранных заданий;
Способность учащегося выделить те задания, которые пока не
входят в область его компитентности;
Способность учащихся браться за задачи, выходящие за пределы известных ему способов действия;
Слайд 14Стартовая диагностика
Результаты работы позволяют учителю и администрации школы определить на
начало года:
Актуальный уровень знаний и умений учащихся
Индивидуальный темп работы (по
количеству заданий)
Умение учащихся видеть и определять границу знания и незнания
Адекватность прогностической оценки полученному результату
Умение оценивать свою работу по заданным критериям
Слайд 15Рейтинговая контрольная работа
Включает:
Определение результата в виде суммы баллов
Определение рейтинга;
Проводится
в конце изучения большой темы, конце четверти, года.
Является анонимным. Дети
имеют на руках свою работу с набранной суммой баллов и по ней могут найти свое место в рейтинге. Аналогично действуют и родители на собрании или при индивидуальном собеседовании.
Определение суммы баллов осуществляется совместно учителем и детьми и детально обсуждается:
Из каких действий состоит выполнение каждого задания;
Определяется «цена» задания
Действия при невыполнении задания или допущении ошибок
Слайд 16Рейтинговая контрольная работа
Универсальным способом сведения всех оценочных шкал к общему
знаменателю является перевод в проценты, что позволяет сделать наглядной динамику
усвоения
Слайд 17Рейтинговая контрольная работа
Форма работы как совместное составление рейтинговой контрольной работы
способствует к осознанию учащимися границ своих знаний. Ведь определив тему,
по которой будет осуществляться контроль, для подбора и придумывания заданий ученикам придется проводить ревизию того, что они изучали. Во время проверки придуманных заданий на предмет их соответствия цели контрольной работы ими будут выделены и критерии экспертизы, т.е. основные знания и умения в предметной теме.
Слайд 18Рейтинговая контрольная работа
Способы совместного составления рейтинговых контрольных работ:
по принципам
работы;
по конкретному материалу заданий;
по принципам заданий, но конкретный материал подбирает
учитель
по принципам заданий, когда материал одна группа детей готовит для другой, при помощи учителя;
Слайд 19Рефлексивная карта
Интересной формой отслеживания образовательных результатов обучающихся служит «рефлексивная карта».
Даёт
ученику уверенность своих познавательных возможностях;
Учит ребенка контролировать образовательный процесс и
темп изучения определённой темы;
Даёт возможность привлечь родителей к контролю процесса овладения учащимися определенными умениями и навыками, развития своего ребенка;
Позволяет учителю получить информацию об успешности собственной педагогической деятельности.
Слайд 20Рефлексивная карта
Представляет собой лист бумаги, который вклеивается в дневник, либо
помещается в специальную папку. В нём отмечены предметные умения и
навыки, которые дети должны приобрести в процессе обучения, а так же коммуникативные умения и параметры личностного развития учащегося.
Набор рубрик составляется учителем, но при этом проводится специальная работа с детьми. В начале изучения каждой темы учитель вместе с детьми определяет, что должны дети усвоить и уметь в результате работы над темой.
На каждом уроке отводится время на анализ и оценку собственной учебной работы в соответствии с выделенными критериями
Слайд 21Рефлексивная карта
Еженедельно, ежемесячно, по четвертям
или по окончанию работы над каждым этапом изучения темы ученик
и учитель в соответствующих графах ставит условные знаки.
Ученик : «!»- знаю, умею хорошо
«*»- иногда ошибаюсь, не уверен
«?» –пока самостоятельно не выполняю
Учитель: «+» -знает, умеет применять на практике
«*» – знает, но иногда ошибается
«?» – пока испытывает трудности
Самооценка ученика предшествует оценке учителя. Учитель либо соглашается с ней, либо вносит коррективы.
Слайд 22Мои знания и умения по русскому языку
Слайд 24Дневник достижений
Единицей сбора в «Дневнике достижений» являются текущие учебные материалы,
из которых обучающийся выбирает те, которые он считает своими достижениями.
Общие требования по оформлению презентационного варианта «Дневника достижений» и количество и содержание рубрик обговаривается с учениками до начала работы по отбору материалов. В окончательном варианте «Дневник достижений» может содержать следующие рубрики:
титульный лист;
«Мой портрет»;
«Мои учебные достижения» - текущие самостоятельные, проверочные, контрольные работы учащегося, демонстрирующие его прогресс в освоении необходимого образовательного минимума;
«Эврика» - оригинальные «догадки», версии, открытия;
«Вместе весело шагать» - варианты работ, выполненные учащимися в парах или малых группах;
«Хочу все знать» - сообщения, дополняющие и расширяющие информацию по разным вопросам учебной программы;
«Полезные советы» - советы и рекомендации учителей, родителей, одноклассников;
«Моя библиотека» - список прочитанных книг с краткой аннотацией;
«Твори, выдумывай, пробуй» - творческие работы по отдельным темам разных предметов;
«Размышлизмы» - рефлексивные сочинения, демонстрирующие отношение учащихся к результатам своей учебной деятельности за прошедший год;
анкета – включает три вопроса: 1. Что ты открыл (ла) для себя в этом году? 2. Чему тебя научили? 3. Какие трудности у тебя были?;
«Зеркало» - характеристики учебной работы учащегося со стороны учителя, родителей, одноклассников, других учителей.
Слайд 25Дневник достижений
Метод составления «Дневников достижений» основывается на анализе способностей ученика,
его интересов. При отборе образцов ученических работ учитель ориентируется на
то:
что считать хорошим показателем для этого конкретного ученика;
какие качества, свидетельствующие о развитии ребенка и его прогрессе в учебе, продемонстрированы в данном образце;
как этот образец работы ученика соотносится с другими образцами из его «дневника».
В системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова важными критериями анализа «Дневников достижений» являются:
развитость теоретического мышления (анализ, планирование, рефлексия);
качество знаний (сформированность предметных знаний, умений и навыков);
умение представлять результаты своей учебной работы: четко и аргументировано излагать свои мысли, выступать по различным вопросам;
умение добывать недостающие знания и умения, пользуясь разными источниками информации.
Слайд 26Портфолио
«Портфолио» ученика представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор
и анализ) образцов и продуктов: всех контрольно-проверочных и диагностических работ
(стартовая, итоговая, диагностическая, тематическая проверочная работы) и их оценочных листов; продуктов учебно-познавательной деятельности школьника (докладов, презентаций и т.п.); «карт знаний», а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (одноклассников, учителей, родителей и т.п.), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности учащихся и дальнейшей коррекции процесса обучения. Оценка содержимого «портфолио» осуществляется одноклассниками и учителем в форме содержательной качественной оценки с использованием информационной среды образовательного учреждения.
Слайд 27Портфолио
«Портфолио» может включать следующие разделы:
1. Подборка детских работ, которая демонстрирует
нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней
рассуждений, творчества, рефлексии:
- выборка работ из «Папки письменных работ»;
- дневники читателя;
- выборка работ по проведенным в ходе обучения мини-исследованиям и выполненным проектам (по всем предметам) и др.;
2. Систематизированные материалы текущей оценки:
- отдельные листы наблюдений;
- оценочные листы и материалы видео- и аудиозаписей процессов выполнения отдельных видов работ;
- результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематического тестирования;
- выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся;
3. Материалы итоговой оценки (результаты итоговых проверочных работ, презентаций творческих достижений).
Слайд 28Система промежуточной и особенно итоговой аттестации образовательных достижений обучающихся, на
основе которой принимаются серьезные решения о продолжении образования или аттестации
образовательного учреждения, должна давать объективные и надежные результаты. Основное её назначение при реализации всех функций- способствовать развитию образовательной системы образовательного учреждения, основными субъектами которой являются учащиеся и педагоги.
Слайд 29Источники:
Методические рекомендации по проектированию системы оценки достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НИЖЕГОРОДСКИЙ
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И АНДРАГОГИКИ
Письмо Министерства образования РФ от 03.06.203 № 3-51-120/13 «О системе оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования»
Цукерман Г.А. Оценка без отметки. – Москва-Рига. 1999.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 2 ч. Ч.1 / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой.- М.: Просвещение, 2009.
Образовательные технологии: сборник материалов. М.: Баласс, 2008
Разработка основной образовательной программы начального общего образования для образовательных учреждений Санкт-петербурга: методические реомендации. – СПб.: Институт детства ГОУ ДПО (ПК) специалистов Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. 2010