Слайд 1
Формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста
Выполнила: Липейко Екатерина Александровна, воспитатель
ЦО
№109 детский сад №1488
г. Москва
Слайд 2Определение
Валеологическое образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения
детей дошкольного возраста способам укрепления и сохранения своего здоровья; это
процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе валеологического сознания (я могу и хочу быть здоровым), а также культуры здоровья личности и общества.
Слайд 3Цель валеологии:
разработка технологий «первичного конструирования», формирования здоровья и
расширения резервных возможностей организма (увеличение количества и качества здоровья).
Слайд 4Объект исследования валеологии:
формирование мотивации детей
к здоровому образу жизни.
Слайд 5Предмет валеологии:
педагогические условия формирования основ здорового образа жизни у дошкольников.
Предметом также является не столько здоровье, сколько способы, механизмы его
становления.
Слайд 6Принципы валеологического образования
Принцип «Не навреди!» определяет, что в обучении детей
можно использовать только те способы, методы, технологии и средства, которые:
просты,
то есть, легки в освоении и не требуют значительных материальных затрат, для усвоения этих технологий достаточно иметь желание быть здоровым;
доступны, то есть, могут быть освоены самостоятельно и осознанно людьми разного возраста;
безопасны, то есть все оздоровительные педагогические технологии не могут причинить вреда детям.
эффективны, то есть быстро дают положительный результат. При этом дети имеют возможность отслеживать каждый свой шаг и контролировать свое состояние;
экспертируемы, то есть дают возможность легко измерять результаты деятельности по изменению состояния здоровья при помощи простейших диагностических методик.
Слайд 7Задачи валеологического образования в ДОУ
формировать знания о человеке, о его
болезнях, ценностях человеческой жизни;
формировать у детей с ранних лет
валеологическое сознание, бережное и заботливое отношение к собственному здоровью, здоровью других людей, как высочайшей ценности;
формировать практические умения и привычки по укреплению личного здоровья;
воспитывать у детей мотивации здорового образа жизни и мотивационные установки на приоритет здоровья перед болезнями;
воспитывать у детей желание активно участвовать в оздоровлении окружающих людей, используя приобретённые теоретические знания и элементы практических привычек.
Слайд 12Формы организации детей
занятия;
экскурсии;
наблюдения;
дидактические игры;
чтение специальной литературы;
сюжетно-ролевые игры;
простейшие физиологические опыты;
моделирование;
самостоятельное наблюдение;
индивидуальным
занятиям в уголках здоровья;
занятиям-консультациям и пр.
Слайд 13Виды занятий
Экскурсии
Консультации
Игры
Путешествия
Лабораторные работы, эксперименты, работы с проблемными ситуациями;
Праздники, конкурсы,
викторины и т.д.
Таким образом, формы работы должны
соответствовать возрастным особенностям ребёнка и способствовать развитию его познавательных способностей.
Слайд 14Формы работы с родителями:
Пропаганда валеологических знаний среди родителей с привлечением
специалистов из поликлиник, университетов, физкультурной академии, педагогических колледжей.
Дни открытых дверей
в ДОУ с целью ознакомления с методикой валеологического воспитания и образования.
Совместные праздники здоровья
Участие родителей в оформлении предметно-игровой среды по валеологии (изготовление наглядного и раздаточного материала).
Экскурсии с детьми по месту работы некоторых родителей: в клинику, бактериологическую лабораторию, детскую поликлинику (стоматология, рентгеновский кабинет, глазной кабинет, ЛОР, педиатр и т.д.)
Слайд 15Формы работы с родителями:
Практическая работа с родителями: обучение правилам закаливания,
точечного массажа, технике выполнения упражнений, оказания первой помощи. Разработка уголков
для родителей.
Создание совместно с ребёнком газет о здоровье, здоровом образе жизни.
Ведение дневника здоровья, в котором будут отмечаться положительные сдвиги в знаниях и умениях дошкольника и родителями и воспитателями. В дневнике можно указывать книги о здоровье, рисовать рисунки о болезни и здоровье, о предметах, помогающих поддерживать чистоту в доме и в организме, отмечать свое самочувствие и состояние в течение дня, используя яркие и понятные символы, как для детей, так и для воспитателей и родителей.
Слайд 16Уголок здоровья
В уголке здоровья должны
содержаться следующие материалы
— Папка с
иллюстрациями «Человек и его организм»;
— дидактические игры по темам;
— книги о здоровье и ЗОЖ;
— схемы, иллюстрации по темам;
— тетрадь «Хочу все уметь и знать» (индивидуальные домашние задания по физическому воспитанию);
— микроскопы, микропрепараты, песочные часы, муляжи – для проведения наблюдений, экспериментирования;
— аптечка с предметами для оказания первой помощи при травмах;— анатомическая кукла;
— папка «Скоро в школу»:
«Мой режим дня в школе»;
«Упражнения для снятия утомления»;
«Безопасная дорога в школу»;
«Первая помощь при ожоге, уколе иголкой, ссадине» и др.
Слайд 17Список использованной литературы:
Т.А. Тарасова «Я и мое здоровье».
Т.А. Шарыгина «Беседы
о здоровье»
С.Е. Шукшина «Я и моё тело»
«Здоровый малыш» (Программа оздоровления
детей в ДОУ)
Журналы «Дошкольное образование».
"Здоровый дошкольник 21 века" Антонов Ю.Е., Кузнецова М
Л.В. Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»