Слайд 1Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1
Использование технологий
моделирования при ознакомлении с художественной литературой
Выполнила Протопопова Л.А.
Слайд 2
.
Модель
Как инструмент познания
Моделирование
это оптимальная и результативная технология, позволяющая максимально
задействовать зрительную, двигательную и ассоциативную память и активизировать речь для
решения познавательных задач.
Наглядное моделирование
это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним, в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. Доступность моделирования заключается в том, что в его основе лежит принцип замещения реальных предметов рисунком, схемой, значком.
Слайд 3
.
моделирование-
это наглядный практический метод обучения, заключающийся в том,
что мышление, внимание, память и речь ребёнка развивается с помощью
специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Формирование навыков наглядного моделирования происходит с постоянным повышением доли самостоятельного участия детей в процессе работы.
Данная технология обладает вариативностью, гибкостью, многофункциональностью, т. к. условности легко воспринимаются детьми. Новизна метода заключается в том, что овладение внешними формами замещения и моделирования в виде условных обозначений, чертежей или схематических рисунков ведет к способности употреблять заместители и модели в «уме», решать задачи «про себя», во внутреннем плане. Иными словами, предлагая детям наглядные схемы, модели, мнемосхемы и т. д., педагог дает ребенку шаблон, используя который, ребенок учится элементарному исследованию.
Слайд 4
.
Актуальность
наглядное моделирование облегчает детям овладение связной речью, т.к. использование
символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти
и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;
приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс
запоминания, сохранения и припоминания информации;
–дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
дошкольник пластичен, легко обучаем, но быстро утомляется и теряет интерес. Моделирование же вызывает интерес и тем самым решает эту проблему.
Слайд 5
.
Задачи данной технологии:
помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации
об окружающем;
обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;
учить последовательности,
логичности, полноте и связности изложения;
развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;
снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе;
развивать мелкую моторику у детей.
Слайд 6
.
Моделирование - наглядно-практический метод обучения.
В основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет
может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Заключается
он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
Слайд 7
.
ВИДЫ МОДЕЛЕЙ
Предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо
объектов. Это могут быть модели построек. Предметная модель - глобус земли или аквариум, моделирующий экосистему
в миниатюре.
Предметно-схематические, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Пример такой модели – календарь природы, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе; различные алгоритмы последовательности действий (последовательность умывания, накрывания на стол и др.).
Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно)признаки, связи и отношения явлений. План комнаты, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад, лабиринты).
Слайд 8
.
ПРИЁМЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ:
На разных возрастных этапах и в зависимости от индивидуальных
способностей детей используются различные приемы наглядного моделирования:
пиктограммы
заместители
мнемотаблицы.
Слайд 9
.
Один из приемов работы – использование пиктограмм.
Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее
слова. Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться
в следующих качествах:
как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью;
как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить и в будущем;
как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций;
как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в развитии.
Слайд 10
.
Игры с использованием пиктограмм по сказке
“Под грибом” В.Сутеева.
В игру
входят пиктограммы с изображением:
слов-предметов: гриб, дождь, солнце, муравей, бабочка, мышь, воробей,
заяц, лиса, лягушка;
слов-действий: ползает, прыгает, летает, ходит, бегает, растет, светит, покажи;
слов-признаков: большой, маленький, грустный, веселый
символов-предлогов: под, за, над, на, около, к;
Слайд 11
.
Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими,
реально-условными.
Условными заместителями могут выступать символы разнообразного характера:
1) геометрические фигуры или полоски;
2)
символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
3) планы и условные обозначения, используемые в них;
4) контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания и многие другие.
Разыгрывание с помощью заместителей лучше начинать с русских народных сказок, т.к. устойчивые стереотипы знакомых героев (лиса оранжевая, медведь большой и коричневый и т.д.) легко переносятся на модели. Я предлагаю вам следующий вариант заместителей к сказке “Под грибом”.
Слайд 12
.
Приемы мнемотехники призваны облегчить запоминание и увеличить объем памяти путем образования
дополнительных ассоциаций.
Особенность приема – применение не изображения предметов, а символов.
Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии
мнекмоквадрата
Мнемодорожки
Мнемотаблицы
Слайд 13
.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи:
заучивание
стихов, загадок, пословиц, чистоговорок;
пересказывание текстов;
составление описательных рассказов.
Психологи рекомендуют для
детей младшего и среднего дошкольного возраста использовать цветные мнемотаблицы, т.к. еще идет формирование сенсорных эталонов.
Последовательность работы с мнемотаблицами:
рассматривание таблицы
перекодирование информации, преобразование предложенного материала из символов в образы
пересказ или заучивание текста.
Критериями усвоения являются: правильное воспроизведение материала, умение самостоятельно расшифровывать символы.
Слайд 14
.
Этапы работы с мнемотаблицами :
1 этап: Рассматривание таблицы. Педагог
и ребята разбирают, что на ней изображено.
2
этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, составляется рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
Слайд 17
.
Глаза боятся, а руки делают
Делу время, а потехе час
Слайд 18
.
Использование приемов наглядного моделирования помогает нам задействовать все виды памяти
(зрительную, слуховую, двигательную при использовании приема зарисовки таблицы с детьми),
совершенствует мышление и речь, делает высказывания детей более логичными и последовательными, поддерживает интерес детей дошкольного возраста к активной речевой деятельности.
УСПЕХОВ В РАБОТЕ