Разделы презентаций


"Причины неуспеваемости школьников"

Содержание

Ребенок не справляется с учебной нагрузкой. Ситуация более чем распространенная. Родители наказывают, учителя проводят дополнительные занятия. Но с этого ли надо начинать? Школьная неуспеваемость доставляет много страданий родителям и учителям, когда

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

Слайд 2Ребенок не справляется с учебной нагрузкой. Ситуация более чем распространенная.

Родители наказывают, учителя проводят дополнительные занятия. Но с этого ли

надо начинать?
Школьная неуспеваемость доставляет много страданий родителям и учителям, когда ребенок переживает из-за плохих отметок, даже в тех случаях, когда он уже перестает переживать.

Но каковы причины неуспеваемости?

Причины школьной неуспеваемости:
Социальные причины неуспеваемости.
Психологические причины.
Физиологические причины неуспеваемости.
Ребенок не справляется с учебной нагрузкой. Ситуация более чем распространенная. Родители наказывают, учителя проводят дополнительные занятия. Но

Слайд 31. Социальные причины неуспеваемости:



Семья
Неблагополучная социальная среда
Учителя

1. Социальные причины неуспеваемости:СемьяНеблагополучная социальная средаУчителя

Слайд 4Семья

Неуспеваемость в большинстве случаев начинается с того, что ребенок приходит

в школу неподготовленным, с несформированными навыками и предпосылками учебной деятельности.
Часто

причиной неуспеваемости являются неблагоприятные условия жизни и сложные жизненные ситуации в семье, отсутствие контроля и помощи в учебе со стороны взрослых, конфликты в семье между родителями, отсутствие режима, рождение еще одного ребенка в семье, трудности самоопределения.
Большое значение имеет стиль семейного воспитания, признаваемый в той или иной семье ценность образования. Он влияет на успешность ребенка в начальной школе. Высокой успеваемости способствует постоянное стремление родителей к систематическим занятиям с ребенком, общение с ним, совместное проведение досуга. Когда родители видят в своем ребенке «маленького неудачника», дети всегда чувствуют к себе неприязнь (отвержение) со стороны родителей и успеваемость - низкая. Для успешного обучения детям необходимы эмоциональное принятие, высокий уровень родительских требований и запретов, отсутствие в семье конфликтов по поводу воспитания ребенка. Когда отношения в семье теплеют – ребенок начинает хорошо учиться.
СемьяНеуспеваемость в большинстве случаев начинается с того, что ребенок приходит в школу неподготовленным, с несформированными навыками и

Слайд 52. Неблагополучная социальная среда

Наркотики, алкоголь, секты, националистические или фанатские группировки...

Здесь, как говорится, уже не до учебы. Профилактика влияния неблагополучной

социальной среды заключается в повышении информированности учителей, родителей и самих учащихся, в более строгом разделении обязанностей между всеми заинтересованными и облеченными властью лицами (представителями государственных структур, благотворительных организаций, медико-психолого-педагогических центров).
2. Неблагополучная социальная средаНаркотики, алкоголь, секты, националистические или фанатские группировки... Здесь, как говорится, уже не до учебы.

Слайд 63. Учителя
Причиной неуспеваемости бывает и незакрытый пробел в образовании. Такие

пробелы порой нелегко выявить, а сами школьники редко проявляют активность

и стремятся уточнять непонятные им моменты в объяснениях учителя. При этом обнаружить и заполнить пробел в собственных знаниях самостоятельно им тоже не удается. Тревожным сигналом для учителя является появление плохих оценок. В своевременном и адекватном реагировании на эти сигналы заключается в работе с неуспевающими. Ее успешность определяется не только профессиональными знаниями, но и такими личностными качествами, как проницательность, эмпатия, толерантность. Многое зависит от отношения учителя к неуспевающему ученику.
 
3. УчителяПричиной неуспеваемости бывает и незакрытый пробел в образовании. Такие пробелы порой нелегко выявить, а сами школьники

Слайд 73. Психологические причины.
Школьная неуспеваемость может быть вызвана различными причинами. Неуспевающему

ученику просто необходимо помочь, но эта помощь может оказаться эффективной

только при условии знания психологических причин неуспеваемости. В основе какой-либо трудности в учебной деятельности могут лежать разные психологические причины, но одна и та же причина может иметь различные внешние проявления. Например, ученик может быть невнимателен по причине несформированности процессов внимания и вследствие недостаточной нагрузки на мыслительную деятельность, а также из-за отсутствия интереса к учению, наличия личных проблем, трудностей мыслительных процессов.
К психологическим причинам неуспеваемости относят свойства самого ученика, его способности, мотивы, интересы. На обучение влияют несколько сфер:
♦ Познавательная;
♦ Мотивационная;
♦ Эмоционально-волевая.
3. Психологические причины.Школьная неуспеваемость может быть вызвана различными причинами. Неуспевающему ученику просто необходимо помочь, но эта помощь

Слайд 81. Познавательная
Для овладения предметом необходимо формировать определенные качества познавательных

процессов. При изучении русского языка надо развивать зрительную и двигательную

память, точность запоминания. Ребенок должен владеть операциями анализа и обобщения. При изучении математики важно умение прогнозировать, точность запоминания, умение анализировать материал, делать умозаключения. Для освоения предметов учащиеся должны обладать высоким уровнем развития памяти, так как память – важнейший познавательный процесс, который лежит в основе обучения. Но частое заучивание методом повторения, не всегда бывает эффективным. В младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания, поэтому именно в этот период необходимо знакомить детей с приемами запоминания: методика 10 слов, пиктограммы, ассоциации. Причиной трудностей при освоении учебной программы может стать недостаточный уровень развития внимания. У детей с особыми образовательными потребностями произвольное внимание развито слабо, неустойчиво, объём внимания невелик, дети могут заниматься одним и тем же делом 10-20 мин., эти особенности надо учитывать для того, чтобы не спровоцировать эмоциональный срыв.
1. Познавательная Для овладения предметом необходимо формировать определенные качества познавательных процессов. При изучении русского языка надо развивать

Слайд 92. Мотивационная
Часто учителя и родители, глядя на очередную двойку в

дневнике, говорят: «У ребенка нет мотивации к учебе!». Но что

же послужило источником снижения мотивации? Учителю необходимо иметь представление о динамике учебной мотивации на протяжении всего процесса обучения. Важно учитывать и роль педагогического фактора в ослаблении познавательной потребности школьников. Например, усвоение готовых знаний порой бывает скучным. Учителю приходится прилагать большие усилия, чтобы увлечь учеников своим предметом, найти точки соприкосновения между интересами современных детей и программным материалом. Иначе возникает порочный круг: скука на уроках приводит к пробелам в знаниях, что может закончиться конфликтом с учителем, и на смену скуке придет сознательное отрицание необходимости изучения предмета.
2. МотивационнаяЧасто учителя и родители, глядя на очередную двойку в дневнике, говорят: «У ребенка нет мотивации к

Слайд 103. Эмоционально-волевая
Учет личностных особенностей школьника необходим при выявлении причин неуспеваемости

и определении способов борьбы с ней. Некоторые ученики не придают

особого значения случайной двойке и без труда исправляют ее, другие же плохую оценку воспринимают как свидетельство своего провала. Они нередко отождествляют утверждения: «Я не смог решить эту задачу» и «У меня никогда ничего не получится». Повышенный уровень тревожности, неадекватная самооценка, психологические защитные механизмы неуспевающего школьника – всё это не только влияет на оценки, но и определяет его отношение к данной проблеме и возможности ее преодоления.
3. Эмоционально-волеваяУчет личностных особенностей школьника необходим при выявлении причин неуспеваемости и определении способов борьбы с ней. Некоторые

Слайд 113. Физиологические причины неуспеваемости
Леворукость
Астенический синдром
Психоорганический синдром

3. Физиологические причины неуспеваемости Леворукость Астенический синдром Психоорганический синдром

Слайд 12
1. Леворукость.
Это не отклонение в состоянии здоровья, а лишь

ещё один нормальный вариант развития, проявление индивидуальности в пределах нормы.

Леворукому ребенку не очень удобно в праворуком мире. Но основные трудности, как правило, начинаются в школе. Почти 90 % людей имеют ведущую правую руку и лишь около 10 % - левую или одинаково хорошо владеют и правой и левой рукой. У леворуких и праворуких различная организация мозга, и, следовательно, выбор ведущей руки для любого вида деятельности очень непрост. Леворукие дети отличаются повышенной эмоциональностью, процессы торможения у них ослаблены, таких детей желательно вовлекать в подвижные игры , давать различные поручения, требующие частого переключения внимания. Следует помнить, что, переучивая ребенка, изменяя ведущую руку, мы неизбежно вызываем перестройку в деятельности мозга. В июне 1985 г. состоялся Первый Всесоюзный семинар «Охрана здоровья леворуких детей», на котором были приняты следующие решения: отказаться от переучивания леворуких детей.
Если леворукий ребенок был переучен в дошкольном возрасте, то категорически противопоказано "двойное" переучивание.
1. Леворукость.Это не отклонение в состоянии здоровья, а лишь ещё один нормальный вариант развития, проявление индивидуальности

Слайд 13
2. Астенический синдром.
Причиной является физическое здоровье ребенка. Многие болезни,

которыми раньше болели в основном взрослые, все чаще встречаются у

детей. Часто болеющие, ослабленные дети эмоциональны, впечатлительны. Они привязаны к матери, стараются избегать контакта с людьми, вплоть до отказа от общения. В школе они выглядят младше своего возраста, отличается возбудимостью, капризностью, быстрой утомляемостью, плаксивостью и имеют инфантильные особенности психики: несамостоятельность, пугливость, робость, чрезвычайная зависимость от взрослых.
Некоторые родители чрезмерно опекают ослабленных детей, ограничивают их контакты с людьми. В результате ребенок придя в школьный коллектив, не умеет общаться со сверстниками. Это общение для него становится дополнительной психологической нагрузкой, усиливающей утомление, которое наступает быстрее, чем у здоровых детей. Это переутомление приводит к формированию Астенического синдрома.
Астенический синдром - это состояния нервно-психической слабости, быстрой истощаемости, утомления от любой деятельности, неспособности к длительному напряжению. У ребенка повышается чувствительность к внешним раздражителям (громкие звуки, яркий свет), он становится плаксивым, нетерпеливым, появляются головные боли, ухудшаются внимание и память.
2. Астенический синдром.Причиной является физическое здоровье ребенка. Многие болезни, которыми раньше болели в основном взрослые, все

Слайд 14
3. Психоорганический синдром.
Трудности в обучении и нарушения поведения могут

быть следствием так называемого психоорганического синдрома.
Психоорганический синдром – это комплекс

нарушений интеллекта, эмоционально-волевой сферы и поведения, возникающей вследствие органического поражения мозга. Психоорганический синдром – это минимальная мозговая дисфункция.
Причины: осложнения во время беременности матери, её заболевания, профессиональные вредности, интоксикации, неблагоприятное течение родов, родовые травмы, тяжелые заболевания, перенесенные в раннем возрасте, травмы головного мозга.
Проявляется в школьном возрасте в виде импульсивности, эмоциональной несдержанности, слабого чувства ситуации, недостаточной критичности.
Наступают нарушения познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.
В младшем возрасте распространенными являются нарушения формирования школьных навыков:
Дискалькулия (нарушения счета)
Дисграфия (нарушения письменной речи)
Дислексия (нарушения чтения)
3. Психоорганический синдром.Трудности в обучении и нарушения поведения могут быть следствием так называемого психоорганического синдрома.Психоорганический синдром

Слайд 15
Дискалькулия (нарушения счета) Дети допускают ошибки в назывании чисел,

в запоминании порядка следования чисел без понимания их значений, затрудняются

с определением места числа среди остальных чисел, бывает недостаточное знание математической терминологии, сложности в разложении числа на слагаемые, невозможность распределить числа по закономерности больше-меньше, ошибки в написании чисел, выполнение только элементарных арифметических операций, причём исключительно путём ручного счёта, мыслительные процессы предельно конкретны, задачи воспринимаются только при наличии предметного условия, затруднения при выполнении последовательных арифметических действий, значительные сложности или полная невозможность выполнения действий со сложными числами.
Дисграфия (нарушения письменной речи) При дисграфии дети допускают специфические ошибки: Заменяют буквы на буквы, сходные по звучанию или по начертанию, искажают буквы, пропускают, недописывают, заменяют гласные, расщепляют йотированные гласные «живёт» – «живеот», наблюдается зеркальное отображение букв. Ребенок сам часто не может прочитать, что он написал. При дисграфии часто плохой почерк – буквы корявые, не удерживаются в строке, нажим неравномерный.
Дислексия (нарушения чтения) Обучение чтению при дислексии идет медленно: выучив буквы, ребенок долго не может освоить слогослияние, не может перейти к слиянию слогов в слово, сам процесс чтения вызывает психическое и физическое напряжение, он быстро устает.
Дискалькулия (нарушения счета) Дети допускают ошибки в назывании чисел, в запоминании порядка следования чисел без понимания

Слайд 16
Коррекционная работа по нескольким направлениям:

Коррекция мелкой моторики руки с

использованием массажа пальцев, штриховок, работа в пластилином.
Устранение двуязычия в семье.
Расширение

словарного запаса. («Поле чудес»)
Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
Развитие связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа: подробному, выборочному, краткому, составлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по плану.
Необходимо совершенствовать пространственно-временные ориентировки на себе, на листе бумаги, развивать способность к запоминанию различных движений (кулак-ребро-ладонь), рядоговорение (времена года, дни недели).
Развитие тактильных ощущений – «письмо» на спине, на руке, в воздухе.

Коррекция трудностей и помощь детям с мозговыми нарушениями должна быть комплексной и включать в себя как психолого-педагогическую, логопедическую, так и медицинскую поддержку врача психоневролога. Медикаментозная терапия поможет повысить общий тон и работоспособность ребенка, нормализовать сон, снизить уровень тревоги, улучшить внимание и память.
Коррекционная работа по нескольким направлениям:Коррекция мелкой моторики руки с использованием массажа пальцев, штриховок, работа в пластилином.Устранение

Слайд 17Правила работы со слабоуспевающими учащимися:
Не ставить слабого в ситуацию неожиданного

вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику

достаточно времени на обдумывание и подготовку.
Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и словами «отлично», «молодец», «умница» и т.д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться.
Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь сам он очень болезненно к ним относится.
Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
Правила работы со слабоуспевающими учащимися:Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на

Слайд 18Правила работы с инертными учениками:
Не требовать от них немедленного включения

в работу – их активность в выполнении нового вида заданий

возрастет постепенно.
Следует помнить, что инертные ученики не могут проявлять высокую активность в выполнении разнообразных заданий, а некоторые вообще отказываются работать в такой ситуации.
Не нужно требовать от инертных учеников быстрого изменения неудачных формулировок, им необходимо время на обдумывание нового ответа, они чаще следуют принятым стандартам в ответах, избегают импровизации.
Не следует проводить их опрос в начале урока, так как они с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации.
Нужно избегать ситуации, когда от инертного ученика требуется быстрый устный ответ на неожиданный вопрос, инертным ученикам необходимо предоставлять время на обдумывание вопроса и подготовку к ответу на него.
Во время выполнения задания не следует их отвлекать, переключать внимание на что-нибудь другое.
Нежелательно заставлять инертного ученика отвечать на вопросы по новому, только что пройденному материалу, следует отложить их до следующего раза, дав возможность позаниматься дома.
Правила работы с инертными учениками:Не требовать от них немедленного включения в работу – их активность в выполнении

Слайд 19Спасибо за внимание!

Спасибо  за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика