Слайд 1
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В УСЛОВИЯХ СИСТЕМНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
Слайд 2ИСТОЧНИКИ, ОТРАЖАЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Концепция долгосрочного
социально-экономического развития Российской федерации до 2020 года
Доклад Общественной палаты
Российской федерации «Готова ли Россия инвестировать в свое будущее?»
Проект образовательных стандартов второго поколения
Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа»
Слайд 3СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ :
повышение доступности качественного
образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и
каждого гражданина
Слайд 4ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ:
1. Обеспечение инновационного характера базового образования.
2.
Модернизация институтов образования как инструментов социального развития.
3.
Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
4. Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.
Слайд 5ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА ОБРАЗОВАНИЯ
обеспечение баланса фундаментальности и прикладного (компетентностного) подхода
в содержании и технологиях образования
Слайд 6МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНСТИТУТОВ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТИТУТОВ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
создание системы образовательных услуг,
обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния
здоровья, социального положения;
создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи.
Слайд 7ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА И ВОСТРЕБОВАННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
создание прозрачной,
открытой системы информирования граждан об образовательных услугах;
создание прозрачной, объективной системы
оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования;
создание механизмов участия потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования.
Слайд 8ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
К 2012 году:
введение новой системы оплаты
труда на всех уровнях образования, учитывающих качество и результативность деятельности
педагогических работников;
повышение доли (не менее 70%) учащихся образовательных учреждений, которые обучаются в соответствии с требованиями современных стандартов, включая условия организации образовательного процесса;
обновление типологии образовательных программ и учреждений, структуры системы образования в том числе, обеспечение правовой основы функционирования « социо - культурных образовательных комплексов;
перевод всех учреждений общего образования на нормативное подушевое финансирование;
создание в образовательных организациях органов самоуправления, реализующих государственно-общественный характер управления (попечительских, наблюдательных и управляющих советов);
проведение сертификации всех руководителей образовательных организаций;
Слайд 9
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
К 2020 году:
введение в действие единого
механизма государственной (итоговой) независимой аттестации выпускников на всех уровнях системы
образования;
обеспечение каждому ребенку до поступления в первый класс возможности освоить программы дошкольного образования;
расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях, институциональное обеспечение во всех муниципальных образованиях поддержки семейного воспитания детей;
Слайд 10ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
К 2020 году:
обеспечение условий, в которых
показатели качества образования в российских образовательных учреждениях будут находиться в
верхней трети рейтинг-листа по результатам международных сопоставительных исследований;
предоставление возможностей всем обучающимся старшей школы осваивать индивидуальные образовательные программы, включая профильное обучение и профессиональную подготовку;
получение услуг дополнительного образования не менее 60% детей в возрасте от 5 до 18 лет;
обеспечение каждому учащемуся возможности получать образование в современных условиях.
Слайд 11ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Основная функция системы образования – развития ресурса
образования как института гражданского общества
Слайд 12СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ:
обеспечение консолидации нации;
обеспечение конкурентоспособности нации (личности,
общества и государства);
обеспечение безопасности нации (личности, общества и государства).
Слайд 13
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНСОЛИДАЦИИ НАЦИИ:
Главная задача:
Формирование национальной системы позитивных
ценностей и идеалов взаимоуважения, творчества и солидарности.
Слайд 14
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ НАЦИИ :
Главная задача:
Сохранение и эффективное развитие
национального ресурса теоретических и практических знаний, методологического и технологического опыта.
Слайд 15ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НАЦИИ:
Главная задача:
Внедрение в общественное сознание принципов патриотизма,
социальной ответственности и толерантности.
Слайд 16
Стандарт как общественный договор
Стандарт – совокупность трех систем требований
Ориентация
стандарта на результаты образования
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: ОСОБЕННОСТИ ПОДХОДА
Слайд 17
выявление и согласование потребностей в общем образовании
личность
общество
государство
Стандарт как
общественный
договор: ориентиры развития
Слайд 18
организация и
содержание
планируемые и достигаемые результаты
ресурсы и условия
реализуемые
результаты
К структуре
образовательных программ
К результатам освоения
образовательных программ
К условиям реализации
образовательных программ
Стандарт как совокупность
трех
систем требований
Слайд 19Основные результаты образования
познавательные (учебные) результаты;
результаты, личностного развития , сформированные
в процессе образования, – гражданская позиция, уровень социализации, система ценностных
отношений и ориентировок ;
общеучебные действия ( навыки самооценки, организации различных видов деятельности).
Слайд 20ВИДЫ РЕЗУЛЬТАТОВ
Предметные результаты – знания, умения, навыки, опыт решения проблем,
творческой деятельности, система ценностей, усвоенные в рамках изучения отдельного предмета.
Метапредметные
результаты - освоенные на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Личностные результаты - система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
Слайд 21ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ПРОБЛЕМЫ КАДРОВ
ПРОБЛЕМЫ ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОБЛЕМЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
Слайд 22СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Снижение качественных показателей учащихся по мере их обучения.
Потеря
мотивации. Собственная активность школьников в обучении поддерживается мало.
Продолжает доминировать
презентационная деятельность учителя (до 80% учебного времени), практически отсутствуют активные, проектные формы работы.
Почти две трети учащихся (67%) отмечают отсутствие каких либо форм самоуправления в школе, где они учатся.
Наиболее активно включенными в общественную жизнь школы оказываются «отличники» и учащиеся из высокообразованных семей.
Слайд 23СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Наиболее отчужденными от общественной жизни школы оказываются учащиеся с
низкой успеваемостью («двоечники») и подростки из слабых социальных страт («низкообеспеченные»).
Редко встречающаяся социальная активность не столько воспитывает активных граждан, сколько усиливает социальную стратификацию.
Слайд 24ПРОБЛЕМЫ КАДРОВ
Ухудшается возрастная структура российского учительства. Растет доля учителей
пенсионного возраста, в 2005 году она превысила 15%. Лишь 42%
учителей моложе 46 лет.
Гендерный дисбаланс: 86, % школьных учителей женщины .
Хотели бы сменить данную работу или перестать работать: почти половина преподавателей НПО, 44% — школьных учителей, треть преподавателей системы СПО и ВПО.
Слайд 25
ПРОБЛЕМЫ ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Неравенство доступа к качественному общему образованию возникает
при поступлении в школу, продолжает формироваться в основной школе, к
ее окончанию оно уже вполне кристаллизуется и затем закрепляется в старших классах полной школы.
В вуз поступает в два с половиной раза большая доля выпускников из «сильных» школ, чем из «слабых», что укрепляет сложившееся социальное неравенство.
Слайд 26ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
велик разрыв между самой сильной и самой
слабой группой учащихся. К сильной группе у нас относятся только3%
учеников по сравнению с 15% в некоторых других странах (средний показатель 9–10%);
более пяти лет около 20% выпускников средней школы, сдающих ЕГЭ, получают неудовлетворительные отметки по математике;
учащиеся, посещающие гимназии и лицеи, показывают заметно более высокие результаты, чем ученики общеобразовательной школы.
Слайд 27ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
Значительно возросло число заболеваний органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата,
эндокринной системы, а также нервно-психических расстройств.
В группу риска по
развитию хронических патологий и функциональных нарушений попали более половины (до 55%) детей, так что «практически здоровыми» ныне признается не более четверти школьников.
Слайд 28НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕДАГОГИ:
Возрождение системы наставничества.
Специальная поддержка
школ, работающих с семьями мигрантов (программы изучения русского языка, целевая
подготовка учителей и др.).
Формирование у учителей компетентности выбора ( технологий, средств обучения, учебных пособий) .
Слайд 29НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
УЧАЩИЕСЯ:
Расширение доли детского творчества, самостоятельности .
Отказ
от заучивания огромных массивов информации ради развития ключевых компетентностей, способностей
применять знания.
Внедрение системы оценивания через портфолио , как институционально закрепленного механизма учета и «конвертирования» всех достижений ребенка в единой системе показателей приобретенных компетентностей.
Слайд 30НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
УЧАЩИЕСЯ:
Расширение активных форм включения в образовательный процесс
( проектная деятельность).
Восстановление детских и юношеских организаций, поощрение самоуправления.,
преодоление тенденций сосредоточения молодежи на частных и узкогрупповых интересах, социального аутизма молодежи.
Реализация программ физического оздоровления молодежи.
Слайд 31НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
РОДИТЕЛИ:
Развитие психолого-педагогической компетентности родителей.
Формирование
устойчивого образовательного запроса родителей и создание условий для диалога с
ними по поводу его реализации.
Расширение общественного управления с участием родителей
Слайд 32Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа»
Создание условий обучения, при которых
дети могли бы раскрыть свои возможности;
Создание системы поиска и поддержки
талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности».
Пополнение кадрового состава преподавателей, стимулирование активности молодых учителей
Школа как центр не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом
Укрепление здоровья школьников, устранение перегрузок, индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья