Слайд 1 Социально-педагогическая поддержка детей, находящихся в зоне неблагополучия
Подготовила: О.В. Рыбина
Учитель
начальных классов
МКОУ «Киреевский центр образования № 4»
Слайд 2«Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из
принципов приоритетной подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития
у них общественно- значимой и творческой активности, воспитания у них высоких нравственных качеств: патриотизма и гражданственности….» -
декларирует ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
Слайд 3Международный документ
«Декларация прав ребенка»;
Международный документ
«Всемирная декларация об обеспечении
выживания и защиты интересов ребенка » от 30.09.1990 г.;
Международный документ
«Конвенция о правах ребенка»
от 26.01.1990 г.
Слайд 5Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
Конституция
РФ;
Гражданский кодекс РФ№51-ФЗ (ч.1);№14-ФЗ (ч.2);
Семейный кодекс РФ № 223-ФЗ от
29.15.1995 г.;
Основы законодательства РФ об охране здоровья
№55487-1 от 22.07.1993 г.;
Федеральный закон РФ «Об образовании» №3266-1 от 10.01.2003 г. (с изменениями и дополнениями);
Федеральный закон РФ «Об утверждении федеральной программы развития образования»№51-03 от 15.03.2000 г;
Слайд 7Кодекс Российской Федерации об административно-правовых нарушениях (с изменениями на 1
декабря 2007 года) (извлечение со ст.ст.5.35.;6.1.;6.8.;6.9.;6.10.;6.11.;6.12.;6.13.;7.27.;19.13.;20.1.;20.20.;
20.21.;20.22.);
Федеральный закон от 24.06.1999 г
№120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
( с изменениями от 13.01.2001 г.,07.07.2003 г.,29.06.22.08.,1,
29.12.2004 г.)(извлечение ст. с 1 по 8.1.; с 9 по 31.; 31.1;31.2.;31.3. ; включительно 32);
Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»№159-ФЗ от 21.12.1996 г.;
Федеральный закон РФ « О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» № 98-ФЗ
от 26.05.1995 г.;
Слайд 8Указ Правительства РФ «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности
и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 г. »
№ 154 от
13.03.2002 г.;
Письмо Министерства образования РФ «О мерах по выявлению и учету детей в возрасте 6-15 лет, не обучающихся в ОУ» №419/ 25-8 от 21.03.2002 г.;
Письмо Министерства образования РФ «Минимальный социальный стандарт РФ. Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в ОУ общего образования»
№ 30-51-914/ 16 от 15.12.2002 г.;
Закон Тульской области «О защите прав ребёнка» принят Тульской областной думой 24.09.2009 г.
Слайд 9Локальные акты ОУ , регламентирующие профилактическую работу:
положение о Совете профилактики;
положение
об учете неблагополучных семей ;
положение о постановке на обучающихся школы
на внутришкольный учет ;
положение о Совете школы;
положение об общественном инспекторе по охране прав детства;
положение о социальной службе;
Слайд 10положение об организации дежурства в школе;
положение о получении образования в
семье;
положение об организации спортивных соревнований, смотров ,конкурсов, проводимых в школе
и др.;
правила поведения в школе;
Устав школы;
правила внутреннего трудового распорядка и др.
Слайд 11Информационно-аналитическая документация:
статистические данные;
отчеты;
справки;
протоколы совещаний;
протоколы заседаний и др.
Слайд 12Перечень документов ОУ по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних:
1.Социальный
паспорт школы.
2.Комплексная программа по профилактике правонарушений.
3.План работы по профилактике правонарушений
обучающихся школы как приложение к воспитательной системе:
педсоветы, совещания ,семинары по вопросам профилактики;
профилактические операции, рейды;
совместная работа с субъектами профилактики;
планы проведения месячников, Дней профилактики и др.;
план проведения родительского всеобуча;
тематика общешкольных родительских собраний.
Слайд 13 Портфолио классного руководителя по работе профилактики правонарушений и безнадзорности
несовершеннолетних:
социальный паспорт класса.
Воспитательная система класса (включает) :
организацию профилактической работы с
обучающимися;
индивидуальную работу с обучающимися «группы риска»;
работу классного родительского комитета;
тематику родительских собраний;
ознакомительные, профилактические и инструктирующие рейды в неблагополучные семьи и др.);
список органов самоуправления класса и поручений обучающихся;
карты индивидуальной работы с обучающимися и неблагополучными семьями, состоящими на учете.
Рекомендации, анкеты, памятки в помощь классному руководителю по профилактике правонарушений в работе с неблагополучными семьями.
Слайд 14Карта учащегося, находящегося в зоне неблагополучия
Сведения о несовершеннолетнем:
Ф.И.О.
Дата рождения
Школа,
дата поступления
В каком классе должен обучаться по возрасту
Пропуски учебных занятий
Причина
отсутствия
Перечислить в каких школах ранее обучался
На учете в КДН и ЗП (несовершеннолетний /семья)
Основание постановки на учет КДН и ЗП
На учете в ПДН УВД
Место проживания, место регистрации, адрес фактического проживания.
Условия проживания ребенка
Проживает,
Социальный статус семьи, статус родителей
Образ жизни родителей
Слайд 15Дневник наблюдения
Табель успеваемости
Работа по преодолению трудностей в обучении
Лист индивидуальной беседы
с родителями
Достижения учащихся
Организация досуговой деятельности
Педагогическая реабилитация
Слайд 16Общение с детьми находящихся в зоне неблагополучия
Трудные дети требуют особого
внимания и общения: «Я узнала, что…», «Мне сообщили из КДН,
что ты был задержан». Дайте понять, что такое поведение не прошло незамеченным, опишите его.
Выражение чувств: «Я огорчена, обеспокоена».
Мнения о последствиях такого поведения: «Это, на мой взгляд, может привести…»
Выражение желания «Я хочу, чтобы ты бросил пить, но решение за тебя принимать не могу».
Вы передаете ответственность за его поведение ему самому.
Предложение помощи: «Чем я могу тебе помочь?». Предоставьте инициативу ему. Помогайте, а не овладевайте ситуацией. Выразите свою уверенность в том, что он примет верное решение, непосредственно относящееся к его жизни: «Я верю, что в следующий раз ты поступишь по-другому».
Подчеркните важность для Вас этого разговора: «Я рада, что мы с тобой поговорили», «Спасибо, что ты меня выслушал», «Мне было очень важно поговорить с тобой на эту тему».
Не стоит ругать, обвинять, задавать вопросы «Почему?», игнорировать, делать так, чтобы подросток испытывал чувство вины.
Слайд 17Направления работы администрации школы состоят из разделов :
Профилактическая работа ;
Организация
досуговой деятельности;
Работа с родителями;
Правовой всеобуч;
Социально-педагогическая служба;
Работа с педагогическими кадрами. Повышение
их квалификации;
Административный контроль.
Слайд 18
В соответствии со ст.9 ФЗ №120 (1999 г.) информируем:
ПРОКУРАТУРУ –
о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних;
КДН И ЗП - о
нарушенных правах несовершеннолетних на образование, труд ,отдых, жилище и т. д.
ОПЕКУ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ- о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью ,а также о семьях, находящихся в социально-опасном положении;
ПДН- о выявлении родителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними или вовлекающих их в совершение преступлений или антиобщественных действий ,а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или
антиобщественные действия;
Слайд 19ОРГАНЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании ,
наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков ,
наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ- о выявлении несовершеннолетних, пропускающих учебные занятия без уважительных причин.
Слайд 20В нашей школе действует социально -педагогическая служба, обеспечивающая педагогическое и
социальное сопровождение ребенка на протяжении всего периода обучения, а родители
всегда могут получить полезные советы или индивидуальные консультации по проблемам воспитания и обучения у администрации школы, педагогов, хорошо знающих проблемы семейного воспитания и особенности развития ребенка.
Слайд 21
ПОДРОСТОК
профилактика правонарушений
Индивидуальна работа с неблагополучными детьми и семьями
Подготовка и проведение
КТД
Подростковые Клубы
Дополнительное образование
Встречи с юристами, школьным инспектором, сотрудниками милиции, медицинскими
работниками
Совет по профилактике правонарушений
Психолого-педагогическая служба
Создание банка информации о детях и семье
Проблемные семинары для педагогов
Работа с КДН и ЗП
ГУ СОН ТО «Социально-реабилитационный центр»
Изучение конвенции ООН о правах ребёнка
Консультации для родителей
Работа школы в социуме ребёнка и семьи
Педагогический всеобуч родителей
Профориентационная работа.
Работа с ПДН
Развитие системы кружковой работы
Развитие самоуправления
Слайд 22Заповеди воспитания
Воспитание, но не опека (самостоятельность решения).
Не подсказывать готового решения,
но пути к нему.
Хвалить за успех.
Оценивать поступок, но не личность.
Вера
в ребенка, даже при совершении ошибки.
Требовательность, но доброта воспитания.
Воспитывая, располагаем к общению.
Воспитательные цели - это цели ребенка.
Слайд 23Кодекс нравственности
Педагога-воспитателя
Чаще вспоминай себя в детстве - легче будет
понимать детей.
Старайся в самых конфликтных ситуациях представить себя на месте
ученика.
Откажись от идеи превосходства над своим учеником.
Не принуждай ребенка к откровенности и не лезь к нему в душу, если он этого не хочет. Умей ждать!
Умей признавать свои ошибки и старайся не повторять их.
Старайся видеть даже маленькие успехи своих детей и радоваться им.
Организуй работу с детьми так, чтобы они как можно больше общались друг с другом, слышали друг друга.
Ничего не делай за своих учеников, но все делай вместе с ними.
Полезнее один раз попросить ребенка о чем
-либо, чем сто раз приказывать ему что-то сделать.
Если можно что-то не заметить, постарайся не замечать.
Не читай нотаций и не ищи виноватых, постарайся искать истину.
Слайд 24Литература
Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних (авторы составители Е.П.
Каршунина, Т.В. Романенко, издательство «Глобус» 2009 год
Профилактика социально опасного
поведения школьников: система работы образовательных учреждений (Автор – составитель Е.Ю. Ляпина – Волгоград 2007)
Правовая защита детства: сборник материалов круглого стола «Правовое пространство детства», посвященного 20-летию ратификации Конвенции ООН о правах ребенка под редакцией А.И. Григорьевой Тула ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2011.
Социально – педагогическая поддержка одаренных детей из семей «группы риска»: руководство к действию. Сборник научно-методических материалов (статей) под научной редакцией доктора педагогических наук О.В. Заславской Москва, Педагогическое научно-практическое общество России 2012.
Материалы научно-практического журнала «Классный руководитель».
Материалы курсов заместителей директоров по воспитательной работе по теме «Организационно-педагогические условия управления процессом воспитания и социализации личности в контексте ФГОС нового поколения» руководитель курсов Заика Людмила Владимировна, кафедра технологий обучения, воспитания и дополнительного образования детей ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» Тула 2015 год.