Слайд 1
Всероссийскиий конкурс «Учитель года России – 2016»
Региональный этап
Мастер-класс
«Формирование 
языковой личности»
Учитель
                                                            
                                    
русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Жуланова Елена Александровна
Муниципальное автономное общеобразовательное
                                    учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 49»
Новоуральский городской округ
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2
Требования к результатам освоения  
основной образовательной программы основного общего
                                                            
                                    
образования
Личностные результаты:
знание языка своего народа
формирование уважительного отношения к языку другого
                                    человека
формирование способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания
Метапредметные результаты:
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации 
владение навыками смыслового чтения
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Определение понятия «языковая личность»
«Языковая личность – человек как носитель определенных
                                                            
                                    
речевых предпочтений, знаний и умений, установок и поведения».  (Т.В.Матвеева)
Основные
                                    формируемые компетенции:
языковая (владение системой и нормами языка, культурой речи и правилами построения высказывания и текста);
когнитивная (соединение понятий, идей, концептов и ценностей в упорядоченную картину мира);
прагматическая (владение законами общения в разных коммуникативных ситуациях).
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Процесс формирования языковой личности
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Фундаментальные образовательные объекты
Фундаментальные образовательные объекты – ключевые сущности основных образовательных
                                                            
                                    
областей, благодаря которым существует реальная область познания и конструируется система
                                      знаний о них. 
Слово
Текст 
Логограф (структурно-содержательный каркас текста)
Жанр текста
Речевая ситуация
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 7Базовые 
национальные ценности
Патриотизм 
Социальная солидарность 
Гражданственность 
Семья
Здоровье 
Труд и творчество
                                                            
                                    
Наука 
Традиционные религии России 
Искусство и литература 
Природа 
Человечество
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Модель формирования языковой личности
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Риторическое освоение речевых жанров
     Основные жанры:
Устный
                                                            
                                    
ответ на уроке
Доклад
Тезисы
Похвальное слово
Представление
Благодарственное слово
Аннотация 
Реферат
Эссе 
Риторический канон: 
инвенция –
                                    изобретение содержания речи, 
диспозиция – расположение, 
элокуция – языковое выражение, 
[меморио – запоминание], 
акцио – произнесение (написание)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Методика диалогизации 
устного монолога
Приемы диалогизации:
Этапы освоения:
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Авторские тексты в СМИ
«Письма в прошлое»: из сборника творческих работ
                                                            
                                    
(посвящается защитникам Сталинграда)./«Наша городская газета», №19 от 09.05.2012. – С.8.
Об
                                    инопланетянах, патриотах и библиотеке под открытым небом…/ «Нейва», №38 от 12.04. 2013. – С.6-7.
Стихи из плена (собств. инф. издания)/«Нейва», №16 от 19.02. 2014. – С.18.
Учителя, к которым я с удовольствием хожу на уроки…/«Наша городская газета», №40 от 1 октября 2014 года. – С.4-5.
Вы навсегда в нашей памяти/«Наша городская газета», №17 от 22 апреля 2015 года. – С.8.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12.
Результаты городских и областных конкурсов чтецов
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Публично защищенные исследовательские работы 
«Диалогичность школьных учебников математики»
«Диалогический потенциал предвыборного
                                                            
                                    
текста»
«Риторические произведения М.В. Ломоносова»
«Психологический баланс общения в современной семейной беседе»
«Авторская
                                    волшебная сказка»
«Черно-белое кино»
«Язык современного интернет-общения»
«Диалогичность письменного монолога журналиста»
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Национальный корпус русского языка
Корпус русского языка  - это информационно-справочная система,
                                                            
                                    основанная на собрании русских текстов в электронной форме. Сегодня в
                                    нем более 600 млн слов.
Особенности корпуса:
Представительный
Сбалансированный
Имеет разметку (аннотацию)
Подкорпусы
                                
 
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 16.
Внеурочная проектная деятельность
Реализованные проекты:
Культурологический проект «Черно-белое кино»
Литературно-музыкальная гостиная «И жизнь,
                                                            
                                    
и слезы, и любовь…»
Постановка водевиля В.А.Соллогуба «Беда от нежного сердца»
Литературно-музыкальная
                                    феерия «Вальс цветов»
Праздничный вечер «От всей души»
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17.
Этапы реализации коллективного проекта
Определение ключевой идеи, цели и задач, распределение
                                                            
                                    
поручений.
Поиск информационного, музыкального и художественного материала.
Композиционное оформление сценария и определение
                                    состава действующих лиц.
Сценическое воплощение художественных образов.
Презентация коллективного творческого продукта школьному и городскому сообществу.
Рефлексия.
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 19Литературно-музыкальная гостиная 
«И жизнь, и слезы, и любовь…»
Марина 
 
                                                            
                                        Цветаева
Александр     
                                      Вертинский
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Водевиль В.А.Соллогуба 
«Беда от нежного сердца»
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 22Национальная ценность учителя
Концепция ДНР:
«В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей
                                                            
                                    
необходимо установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей
                                    всем другим ценностям – ценность Учителя»)
Базовые принципы языковой личности учителя:
Люби свой предмет.
Уважай каждого ученика. 
Будь верен своей профессии.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23Стратегия педагогической оптимизации
  Тактики подавления:
Ты не сдашь ОГЭ!
Ты полный
                                                            
                                    тупица!
Ваш класс ужасный.
У тебя никогда не будет«4»!
У меня больше нет
                                    сил!
«Пациент скорее мертв»
Тактики возвышения: