Слайд 1
Всероссийскиий конкурс «Учитель года России – 2016»
Региональный этап
Мастер-класс
«Формирование
языковой личности»
Учитель
русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Жуланова Елена Александровна
Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 49»
Новоуральский городской округ
Слайд 2
Требования к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего
образования
Личностные результаты:
знание языка своего народа
формирование уважительного отношения к языку другого
человека
формирование способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания
Метапредметные результаты:
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
владение навыками смыслового чтения
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
Слайд 3Определение понятия «языковая личность»
«Языковая личность – человек как носитель определенных
речевых предпочтений, знаний и умений, установок и поведения». (Т.В.Матвеева)
Основные
формируемые компетенции:
языковая (владение системой и нормами языка, культурой речи и правилами построения высказывания и текста);
когнитивная (соединение понятий, идей, концептов и ценностей в упорядоченную картину мира);
прагматическая (владение законами общения в разных коммуникативных ситуациях).
Слайд 4Процесс формирования языковой личности
Слайд 5Фундаментальные образовательные объекты
Фундаментальные образовательные объекты – ключевые сущности основных образовательных
областей, благодаря которым существует реальная область познания и конструируется система
знаний о них.
Слово
Текст
Логограф (структурно-содержательный каркас текста)
Жанр текста
Речевая ситуация
Слайд 7Базовые
национальные ценности
Патриотизм
Социальная солидарность
Гражданственность
Семья
Здоровье
Труд и творчество
Наука
Традиционные религии России
Искусство и литература
Природа
Человечество
Слайд 8Модель формирования языковой личности
Слайд 9Риторическое освоение речевых жанров
Основные жанры:
Устный
ответ на уроке
Доклад
Тезисы
Похвальное слово
Представление
Благодарственное слово
Аннотация
Реферат
Эссе
Риторический канон:
инвенция –
изобретение содержания речи,
диспозиция – расположение,
элокуция – языковое выражение,
[меморио – запоминание],
акцио – произнесение (написание)
Слайд 10Методика диалогизации
устного монолога
Приемы диалогизации:
Этапы освоения:
Слайд 11Авторские тексты в СМИ
«Письма в прошлое»: из сборника творческих работ
(посвящается защитникам Сталинграда)./«Наша городская газета», №19 от 09.05.2012. – С.8.
Об
инопланетянах, патриотах и библиотеке под открытым небом…/ «Нейва», №38 от 12.04. 2013. – С.6-7.
Стихи из плена (собств. инф. издания)/«Нейва», №16 от 19.02. 2014. – С.18.
Учителя, к которым я с удовольствием хожу на уроки…/«Наша городская газета», №40 от 1 октября 2014 года. – С.4-5.
Вы навсегда в нашей памяти/«Наша городская газета», №17 от 22 апреля 2015 года. – С.8.
Слайд 12.
Результаты городских и областных конкурсов чтецов
Слайд 13Публично защищенные исследовательские работы
«Диалогичность школьных учебников математики»
«Диалогический потенциал предвыборного
текста»
«Риторические произведения М.В. Ломоносова»
«Психологический баланс общения в современной семейной беседе»
«Авторская
волшебная сказка»
«Черно-белое кино»
«Язык современного интернет-общения»
«Диалогичность письменного монолога журналиста»
Слайд 14Национальный корпус русского языка
Корпус русского языка - это информационно-справочная система,
основанная на собрании русских текстов в электронной форме. Сегодня в
нем более 600 млн слов.
Особенности корпуса:
Представительный
Сбалансированный
Имеет разметку (аннотацию)
Подкорпусы
Слайд 16.
Внеурочная проектная деятельность
Реализованные проекты:
Культурологический проект «Черно-белое кино»
Литературно-музыкальная гостиная «И жизнь,
и слезы, и любовь…»
Постановка водевиля В.А.Соллогуба «Беда от нежного сердца»
Литературно-музыкальная
феерия «Вальс цветов»
Праздничный вечер «От всей души»
Слайд 17.
Этапы реализации коллективного проекта
Определение ключевой идеи, цели и задач, распределение
поручений.
Поиск информационного, музыкального и художественного материала.
Композиционное оформление сценария и определение
состава действующих лиц.
Сценическое воплощение художественных образов.
Презентация коллективного творческого продукта школьному и городскому сообществу.
Рефлексия.
Слайд 19Литературно-музыкальная гостиная
«И жизнь, и слезы, и любовь…»
Марина
Цветаева
Александр
Вертинский
Слайд 20Водевиль В.А.Соллогуба
«Беда от нежного сердца»
Слайд 22Национальная ценность учителя
Концепция ДНР:
«В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей
необходимо установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей
всем другим ценностям – ценность Учителя»)
Базовые принципы языковой личности учителя:
Люби свой предмет.
Уважай каждого ученика.
Будь верен своей профессии.
Слайд 23Стратегия педагогической оптимизации
Тактики подавления:
Ты не сдашь ОГЭ!
Ты полный
тупица!
Ваш класс ужасный.
У тебя никогда не будет«4»!
У меня больше нет
сил!
«Пациент скорее мертв»
Тактики возвышения: