Слайд 1муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад №35 комбинированного
вида «Непоседы»
Воспитание на основе потребностей человека
(по В.П. Созонову)
Подготовила:
воспитатель
Сажина Алина Сергеевна
г. Новосибирск
2016 год
Слайд 2В своих представлениях о влиянии воспитания на развитие личности ребенка
В.П. Созонов делает акцент на внутренних механизмах самоизменения человёка.
Воспитание
(по В.П. Созонову) - деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника:
1) в творческой деятельности;
2) быть здоровым;
3) в защищенности
4) в уважении, необходимом
социальном статусе;
5) в смысле жизни;
6) в самореализации;
7) в удовольствии, наслаждении.
Слайд 3Цель и принципы воспитания
Цель воспитательной деятельности: обеспечивать необходимые условия
для удовлетворения базовых потребностей личности учащегося.
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ:
1. Принцип природосообразности.
2.
Принцип целостности в подходе к ребенку.
3. Деятельностный принцип.
4. Эгоцентрированный принцип: обращенность к внутреннему миру, развитие чувства «самости», «я» ответственности перед внутренним «Я».
5. Возрастной принцип: подбор видов, содержания и форм деятельности в соответствия с ведущими потребностями детей разного возраста.
6. Принцип гуманизма: всестороннее взаимодействие воспитателя и воспитанника на объективном единстве целей.
Слайд 4Содержание воспитательного процесса
Содержание воспитательного процесса должно служить целям жизни
воспитанника и быть связано со становлением мотивационно - потребностной сферы
личности ребенка.
Направления воспитательного процесса:
1. Организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей и благополучная социализация воспитанника;
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
воспитание (развитие) чувств, привитие оптимистического мировосприятия, научение радостному проживанию жизни, каждой ее минуты.
Слайд 5Механизм воспитания
При осуществлении процесса воспитания педагогу необходимо знать и
учитывать закономерности, логику и стадии развития личности ребенка, осознавать, что
каждому этапу личностного развития соответствуют:
а) определенная общность людей, в которой ребенок пребывает и осваивает социальный опыт;
б) определенная ведущая деятельность, благодаря которой происходит психическое и социальное развитие ребенка;
в) определенные психические новообразования, которые ложатся в основание личности растущего человека.
Слайд 6
Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса.
Испытывая чувство неудовлетворения
от существующих в педагогической науке и практике подходов и технологий
определения эффективности процесса воспитания, В.П. Созонов предлагает два пути оценивания результатов воспитательной деятельности.
Слайд 7Первый путь — это оценивание работы воспитателя по качеству созданных
им условий для жизнедеятельности воспитанников.
Критерии оценки результативности :
Психологический
климат коллектива,
Интеллектуальный и эмоциональный фон жизни,
Уровень психологической защищенности и свободы каждого ребенка,
Характер взаимоотношений ученика и учителя,
детей между собой,
степень доверия, взаимоуважения, взаимопомощи всех членов школьного сообщества;
возможность самоутверждения, самореализации каждого ребенка в формах жизнедеятельности коллектива.
Слайд 8Второй путь связан с поиском неких глубинных основ и признаков
для оценки личности воспитанника, когда характеризуются не поступки, не внешние
формы поведения, а внутренний мир, отношения, установки.
К числу свойств (качеств) внутренне свободного, здорового человека, способного к саморазвитию и самоактуализации, целесообразно можно отнести:
Слайд 9Самоприятие, гармония и согласие внутренних «образов Я»;
Способность к рефлексии, умение
оценивать и владеть своими чувствами, управлять собой;
Знание себя, своих психофизиологических
особенностей, а в итоге — особенностей характера, стиля и тактики собственной жизни;
Признание и принятие окружающей среды, бытия других, внешнего «образа мира»; позитивное мироощущение ;
Способность к пониманию, сочувствию, состраданию другому;
Слайд 10Чувство собственного достоинства, самоуважение;
Активность, поиск новых способов отношений с другими,
нацеленность на преодоление жизненных проблем, оптимизм, стрессоустойчивость, стремление к достижению
поставленных целей;
Признание и готовность к постоянному поиску целей жизни, идеалов и смыслов жизни;
Эмоциональная и интеллектуальная независимость, готовность к самостоятельному жизненному выбору;
Включенность в настоящее, способность получать удовольствие от жизни, радоваться, быть счастливим.
Слайд 11Таким образом, перечисленные качества личности и комплекс необходимых условий для
их развитая должны находиться в поле зрения того, кто оценивает
результаты воспитательной деятельности,
а именно-педагога!
Слайд 12Используемая литература:
Степанов Е.Н. «Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания»,
М., «Педагогический поиск», 2003 г.
Созонов В.П. «Организация воспитательной работы
в классе»: метод. пособие, М., 2000 г.
https://yandex.ru/images/search?img_url
obtizdat.ru
https://yandex.ru/images/search?text=воспитание%20картинки&img_url
www.artcafe-vistavka.ru