Слайд 1ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
ТРКМ
Слайд 2 «Все наше достоинство – в способности мыслить. Только
мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых
мы ничто. Постараемся же мыслить достойно – в этом основа нравственности».
Паскаль Блез
Слайд 3 «Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого
ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
...школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации».
12 ноября 2009 г.
Посланиие
Федеральному собранию
Слайд 4ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых
не только в учебе, но и в обычной жизни (умение
принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений)
Слайд 5МЫШЛЕНИЕ
КРИТИЧЕСКОЕ
ТВОРЧЕСКОЕ
ОТКРЫТОЕ
НЕ ПРИНИМАЕТ ДОГМ
РАЗВИВАЕТСЯ ПУТЕМ НАЛОЖЕНИЯ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ЛИЧНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ
ОПЫТ
НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ОЦЕНОЧНОСТИ
ПРЕДПОЛАГАЕТ ПРОДУЦИРОВАНИЕ НОВЫХ ИДЕЙ
ЧАСТО ВЫХОДИТ ЗА РАМКИ ЖИЗНЕННОГО
ОПЫТА, ВНЕШНИХ НОРМ И ПРАВИЛ
РАЗВИВАЮТСЯ В СИНТЕЗЕ, ВЗАИМООБУСЛОВЛЕНЫ
Слайд 7КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Д.КЛУСТЕР
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Слайд 8Т Р К М
СОВОКУПНОСТЬ ПРИЕМОВ
ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ
(ПРОБУДИТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ, ТВОРЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ)
ПРЕДОСТАВИТЬ УСЛОВИЯ
ДЛЯ ОСМЫСЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА
ПОМОЧЬ ОБОБЩИТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ
Слайд 9ОСНОВНЫЕ ФАЗЫ ТЕХНОЛОГИИ
ТРАДИЦИОННЫЙ УРОК
ТРКМ
ВЫЗОВ
РЕАЛИЗАЦИЯ
(ОСМЫСЛЕНИЕ)
РЕФЛЕКСИЯ
ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ
(АКТУАЛИЗАЦИЯ)
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО
МАТЕРИАЛА
ЗАКРЕПЛЕНИЕ,
ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ
МАТЕРИАЛА
Слайд 10ВЫЗОВ
АКТУАЛИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИМЕЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ ИЛИ ПРОБЛЕМЕ
УСТОЙЧИВЫЙ
ИНТЕРЕС К ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЕ, МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОБУЖДЕНИЕ К АКТИВНОЙ
РАБОТЕ НА УРОКЕ И ДОМА
Слайд 11ВЫЗОВ
(ЛИКВИДАЦИЯ ЧИСТОГО ЛИСТА)
УЧАЩИЕСЯ
ВСПОМИНАЮТ, ЧТО ИМ ИЗВЕСТНО ПО ИЗУЧАЕМОМУ
ВОПРОСУ (ДЕЛАЮТ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ)
СИСТЕМАТИЗИРУЮТ ИНФОРМАЦИЮ ДО ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ
ЗАДАЮТ ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ
ХОТЕЛИ БЫ ПОЛУЧИТЬ ОТВЕТ
СТАВЯТ СОБСТВЕННЫЕ ЦЕЛИ
МОЗГОВОЙ ШТУРМ
ПОЯСНИТЕ ЦИТАТУ
ВЫ СОГЛАСНЫ С ЭТИМ ВЫСКАЗЫВАНИЕМ
КАК БЫ ВЫ ПРОКОММЕНТИРОВАЛИ ЭПИГРАФ
КАК ВЫ ОБЪЯСНИТЕ НАРОДНУЮ МУДРОСТЬ
ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…
ЧТО ЭТО (ЧЕРНЫЙ ЯЩИК)
ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
АССОЦИАЦИИ
Слайд 12 Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается,
обсуждается; работа ведется
индивидуально – в парах – группах.
ВЫЗОВ
Слайд 13РЕАЛИЗАЦИЯ (ОСМЫСЛЕНИЕ)
УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАПРОСОВ
(ПОЛУЧЕНИЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ)
ОСМЫСЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
СООТНЕСЕНИЕ С ИМЕЮЩИМИСЯ
ЗНАНИЯМИ
Слайд 14РЕАЛИЗАЦИЯ (ОСМЫСЛЕНИЕ)
УЧАЩИЕСЯ
СЛУШАЮТ, ЧИТАЮТ ТЕКСТ, ИСПОЛЬЗУЮТ ПРЕДЛОЖЕННЫЕ УЧИТЕЛЕМ АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ
ЧТЕНИЯ
ДЕЛАЮТ ПОМЕТКИ НА ПОЛЯХ ИЛИ ВЕДУТ ЗАПИСИ ПО МЕРЕ ОСМЫСЛЕНИЯ
НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ОТСЛЕЖИВАЮТ СВОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИ РАБОТЕ С ИЗУЧАЕМЫМ МАТЕРИАЛОМ
ПРОДОЛЖАЮТ АКТИВНО КОНСТРУИРОВАТЬ ЦЕЛИ СВОЕГО ОБУЧЕНИЯ
ИНСЕРТ
БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ
СЮЖЕТНАЯ И КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ
ФИШБОУН
ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
МУДРЫЕ СОВЫ
РОМАШКА БЛУМА
КЛАСТЕР
КУБИК
КОРЗИНА ИДЕЙ, ПОНЯТИЙ, ИМЕН
ЗИГЗАГ
КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ
ПЕРЕПУТАННАЯ ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА
Слайд 15Ромашка Блума
Простой
вопрос
Уточняющий
вопрос
Оценочный
вопрос
Творческий
вопрос
Вопрос
интерпретация
Практический
вопрос
?
Слайд 16Ромашка Блума
Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала
и ориентированы на работу памяти
Уточняющие вопросы – «насколько я понял….»,
«правильно ли я Вас поняла, что…»
Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)
Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке
Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»
Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»
Слайд 17МАТЕМАТИКА. 1 КЛАСС
3 ДМ
1 ДМ
НА КАКУЮ…
СКОЛЬКО …
КАКИЕ…
ПОЧЕМУ …
ЧТО …
Слайд 18Приём "Кубик"
Суть данного приема: Из плотной бумаги склеивается кубик.
На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:
1. Опиши это...
(Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)
2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)
3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)
4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)
5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)
6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)
Слайд 19МАТЕМАТИКА. 10 КЛАСС
«Круглые тела»
Слайд 20Прием «ФИШБОУН»
Проблема
Причина
Причина
Факты
Факты
Вывод
Слайд 21ЛИТЕРАТУРА. 10 КЛАСС
Боже, как грустна наша Россия!
А.С.Пушкин
Манилов
Пустое
Мечтательство
Плюшкин
«прореха на человечестве»
Коробочка
Дубиноголовость
Чиновники:
«человек праздный», «чудотворец»
и др.
Ноздрёв
Необузданность характера
Собакевич
Жадность, страсть к стяжательству
Чиновники:
«человек праздный», «чудотворец» и др.
Вывод:
«Они все даром бременят землю»
ГОГОЛЬ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»
Слайд 22ПЕРЕПУТАННЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ
Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть
верные, а есть и неверные
Учащиеся работают индивидуально, читают текст,
отмечают перепутанные цепочки
Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют
Слайд 23ПРИЕМ «ИНСЕРТ»
1. Читая, ученик делает пометки в тексте:
V – уже
знал,
+ - новое,
- - думал иначе,
? – не понял, есть
вопросы.
2. Читая, второй раз, заполняет таблицу, систематизируя
материал.
Слайд 25Приём «Зигзаг»
Работа организовывается следующим образом: 3 основные группы
1
шаг:
2 шаг:
3 шаг:
Слайд 281. Строение корня
2. Виды корней
3. Типы корневых систем
4. Функции корня
5.
Видоизменения корней
главный,
боковые,
придаточные
стержневая,
мочковатая
почвенное питание
укрепление в почве
запасание веществ
корнеплоды, дыхательные корни
корни подпорки, корни
прицепки
Корень
Слайд 30Он читал одну и ту же книжку уже два года
В
нем было очень много сахара
Мечтателен
Молчалив
Любитель всего английского
В доме вечно чего-нибудь
не доставало
Хозяйством не занимался
Слайд 31КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
СКАЗКА «БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ». БРАТЬЯ ГРИММ
Слайд 33
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА
РАЗВИТИЕ ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА
Слайд 34БИОЛОГИЯ
11 класс
ВОЗНИКНОВЕНИЕ АДАПТАЦИЙ
И ИХ ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
Слайд 35КОРЗИНА ИДЕЙ
производство
предприятие
мануфактура
фабрика
мастерская
ИСТОРИЯ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ МАНУФАКТУРЫ В АНГЛИИ
1.В течение 5 минут вы обдумываете и в группе даете трактовку данного вам термина.
2. Через указанный промежуток времени предлагаете свое определение термина.
3.Ответьте на вопрос: « В какой, на ваш взгляд, теме применяются данные понятия?»
4. Откройте соответствующий параграф ваших учебников и найдите данные понятия в тексте.
5.Ответьте, совпало ли ваше определение с определением, данным в учебнике.
Слайд 36КОРЗИНА ИДЕЙ
ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ?
ЧЕМ ЗАКОНЧИТСЯ РАССКАЗ?
КАК БУДУТ РАЗВИВАТЬСЯ СОБЫТИЯ ПОСЛЕ
ФИНАЛА?
ВАРИАНТ 1
ВАРИАНТ 2
ВАРИАНТ 3
ЧТЕНИЕ, ЛИТЕРАТУРА
Слайд 41РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАЧ
«Анализ физических ошибок в мультипликации»
ФИЗИКА
ОБЖ
«Еще 20—30 лет
назад терроризм был бедой отдельных стран — Испании, Колумбии, Ирландии.
Сейчас он стал повсеместным. Любые методы террора в России уголовно наказуемы. События в Будённовске, захват заложников в Москве - в Театральном центре на Дубровке, трагедия Беслана и другие наглядно продемонстрировали, что терроризм - страшное зло, от которого не застрахован никто. Считаете ли вы, что советы специалистов и рекомендации психологов могут помочь человеку, который оказался заложником террористов, достигнуть главной цели - остаться в живых?»
ГЕОГРАФИЯ
Есть ли мусорщики в Антарктиде?
Слайд 42 Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм,
лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально или в парах.
РЕАЛИЗАЦИЯ
(ОСМЫСЛЕНИЕ)
Слайд 43СООТНЕСЕНИЕ СТАРЫХ И НОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
РЕФЛЕКСИЯ
ОБОЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО
ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
Слайд 44
УЧАЩИЕСЯ
СООТНОСЯТ «НОВУЮ» ИНФОРМАЦИЮ СО «СТАРОЙ», ИСПОЛЬЗУЯ ЗНАНИЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ НА
СТАДИИ ОСМЫСЛЕНИЯ
ОТБИРАЮТ ИНФОРМАЦИЮ, НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМУЮ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ СУТИ ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЫ
И РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННОЙ РАНЕЕ ИНДИВИДУАЛЬНО ЦЕЛИ
ВЫРАЖАЮТ НОВЫЕ ИДЕИ И ИНФОРМАЦИЮ СОБСТВЕННЫМИ СЛОВАМИ
САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫСТРАИВАЮТ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ
ЭССЕ
СИНКВЕЙН
ВЫБОР АФОРИЗМА
ВОЗВРАТ К КЛЮЧЕВЫМ СЛОВАМ, ВЕРНЫМ И НЕВЕРНЫМ УТВЕРЖДЕНИЯМ
ПЕРЕКРЕСТНАЯ ДИСКУССИЯ
КРУГЛЫЕ СТОЛЫ
ДРЕВО ЦЕЛИ (Я НЕ ЗНАЛ/ ТЕПЕРЬ Я ЗНАЮ)
«+», «-», «ИНТЕРЕСНО»
НЕЗАКОНЧЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ОЦЕНОЧНОЕ ОКНО
РЕФЛЕКСИЯ
Слайд 45ОЦЕНОЧНОЕ ОКНО
СРАЗУ МОГУ ПРИМЕНИТЬ
НИКОГДА НЕ СМОГУ ПРИМЕНИТЬ
СОВСЕМ НЕ
ПОНЯТНО
ХОРОШО ПОНЯТНО
Слайд 46ПЛЮС-МИНУС-ИНТЕРЕСНО
АВТОР ЭДВАРД ДЕ БОНО
«Плюс» (+) записываем те факты, которые могут
отвечать на вопрос «Что хорошего?»
«Минус» (-) записываем все те
факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»
«?» предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?»
Слайд 47ЗНАЮ - ХОЧУ ЗНАТЬ – УЗНАЛ
ТАБЛИЦА ДОННЫ ОГЛ
Слайд 48
СВЯЗЬ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ
РУССКИЙ ЯЗЫК
Слайд 50СИНКВЕЙН
Ученик
Ленивый, равнодушный
Дремлет за партой, смотрит в окно, мечтает
Жизнь так прекрасна!
Весна.
Ученик
Разный,
всякий
Говорит, делает, думает
Хочешь -не хочешь, а наше будущее
Дитя.
Слайд 52 Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации ведется
индивидуально – в группах.
РЕФЛЕКСИЯ
Слайд 54ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ТЕХНОЛОГИИ
Побуждает интерес к теме
Позволяет систематизировать имеющиеся у
школьников знания
Организует работу непосредственно с материалом и учит его обобщать
Повышает
самооценку у учащихся, развивает потребность в познании нового
Создает условия для вариативности и дифференциации обучения
Позволяет создать собственную индивидуальную технологию обучения
Слайд 55НЕДОСТАТОК ТЕХНОЛОГИИ
Нехватка времени на уроке для прохождения всех
трех стадий в обучении, что является непременным условием.
Слайд 56КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
РАЗМЫШЛЯЙТЕ НАД ЭТИМ…
ТОЛЬКО КРИТИЧЕСКИ