Слайд 1ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Автор: Ларькова Марина Леонидовна
Слайд 2 ПЕДАГОГИКА
Педагогика (греч. «деторождение», «детовождение» или искусство воспитания) –
наука о
целенаправленном процессе передачи
человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни
и деятельности.
Слайд 3НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение
закономерностей действительности.
Слайд 4ЗАДАЧИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Описание
Объяснение
Предсказание
Слайд 5ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
достоверное обобщение фактов;
объективная истина;
ориентация на воплощение в практике;
целостная
развивающаяся система понятий, теорий, гипотез, законов;
применение специфических материальных средств (приборов,
инструментов);
строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.
Слайд 6ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Научная проблема - одна из форм представления научного знания.
Научная
проблема — это суждение (система суждений), содержащее в себе теоретически
осознанный вопрос, при этом не существует известного алгоритма его разрешения, а решение этого вопроса имеет существенную новизну.
Слайд 7ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Этапы постановки проблемы:
предварительная постановка проблемы;
анализ проблемы;
оценка проблемы;
выдвижение проекта.
Слайд 8ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Научный факт — это форма научного знания, фиксирующая
достоверные данные, установленные в процессе научного познания.
Слайд 9ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Специфические свойства научного факта:
методологическая контролируемость (проверяемость приемлемым с
точки зрения научной методологии способом);
теоретическая значимость (имеет для исследователей теоретический
смысл и интерес);
онтологическая универсальность (репрезентативность, типичность, экстраполируемость).
Слайд 10ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Гипотеза - научное утверждение, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда
фактов, истинное значение которого не определено и нуждается в доказательстве.
Слайд 11ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Гипотеза
по своей логической характеристике имеет статус предположения
(расценивается лишь как возможное, вероятное);
по своему содержанию представляет собой (в
случае подтверждения) некоторое новое знание;
по своей цели должно существенно продвинуть научное познание — (либо прямо предложить решение проблемы или задачи, либо существенно способствовать этому).
Слайд 12ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Требования к научной гипотезе:
непротиворечивость;
независимость;
принципиальная проверяемость;
содержательная связность;
общность применения;
фундаментальность идеи.
Слайд 13ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное
отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.
Слайд 14ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Структура научной теории:
общий
предпосылочный
совокупность совокупность суждений и
контекст
основных операций, относящихся к
утверждений конкретизирующему контексту
основание
приложения
ядро
Слайд 15ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Научно-исследовательская программа (И.Лакатос) — это последовательность сменяющих друг
друга теорий, объединенных некоторой совокупностью идей, которые являются для них
базисными.
Слайд 16ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Научно-исследовательская программа, согласно И. Лакатосу, включает в себя:
«жесткое
ядро» — множество исходных положений философского и частнонаучного характера;
эвристику
— связанные с утверждениями «ядра» методологические принципы, предписывающие ученому, что следует и чего не следует делать;
«защитный пояс» — совокупность различных вспомогательных гипотез, выстраиваемых исследова-телями вокруг ядра и нацеленных на устранение разногласий с данными эмпирических проверок.
Слайд 17СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 1997. Гл.
XIV.
Бордовская, Н.В., Реан А.А. Педагогика. — СПб.: Питер, 2006.
Спиркин
А.Г. Философия. Учебник. М., 1999. Гл. XII.
Ушаков, Е.В. Введение в философию и методологию науки: Учебник / Е.В. Ушаков. — М.: Издательство «Экзамен», 2005.