Слайд 1Развитие психических процессов у учащихся
на учебном материале по биологии
Учитель
биологии МОУ СОШ №3 г.Конаково
Бубнова Ирина Васильевна
Слайд 2
Цели:
Создание условий для развития и саморазвития личности, её потенциальных способностей;
Усиление
учебной мотивации и развитие познавательных интересов;
Предупреждение неуспеваемости;
Формирование и развитие креативных
способностей.
Слайд 3Задачи:
Содействие с помощью средств индивидуализации, усвоению учебных программ каждым учащимся;
Ежеурочное
использование адаптивных заданий-упражнений для корректировки и развития памяти, внимания, мышления;
Повышение
заинтересованности учащихся в получении разнообразных теоретических знаний по биологии;
Создание условий для формирования у учащихся потребностей в саморазвитии.
Слайд 4Использование карточек с заданиями-упражнениями для развития психологических процессов, на учебном
материале
по биологии, даёт положительный результат по корректировке мышления, памяти
и внимания у учащихся.
Слайд 61 – низкая скорость мышления
2 – средняя скорость мышления
3 –
высокая скорость мышления
Коррекция скорости мышления
Слайд 7Приёмы развития внимания:
Диктанты на слух: (числовые, терминологические, буквенные)
Тестовые задания (различные
виды тестов требуют концентрации внимания, переключения внимания, устойчивости внимания, распределения
внимания)
Сравнить объекты, модели, карточки с рисунками, найти общее или различие;
Найти смысловую ошибку;
Найти в учебнике описание объекта, процесса, явления представленного визуально;
Найти соответствие фактов, понятий:
Найти “лишнее” слово, объяснить;
Свернуть информацию, данную в виде текста, в таблицу, схему, диаграмму, символы;
Сравнить процессы, явления, обобщить, сделать выводы;
Восстановить подписи к схеме процесса или подписать части изображённого объекта;
Преобразовать объект, свойство, условие среды характеристику организма, обобщить, сделать выводы;
Слайд 8Задания на развитие объёма внимания
I . 7 класс. Тема:
отр. «Чешуекрылые”.
2 команды. -
Какая команда назовёт больше сведений о бабочках
(Повторяющий сведения - выбывает)
II. Сравнить по рисунку кровеносные системы: речного рака и
дождевого червя. В чём их сходство и различие?
III. Учёные установили, что средняя вероятность продолжительности жизни человека в городе с древесно-кустарниковым озеленением в размере 1 – 2% от общей площади населённого пункта в 1,7 – 2 раза короче средней вероятной продолжительности жизни жителя в городе озеленённостью в размере 50%. Объяснить, почему. Дайте оценку озеленённости своего города. Составьте список растений, используемых в озеленении в вашем городе.
Слайд 9Задания на развитие концентрации внимания
I. Задание “Гусеница” – слова, обозначающие
предметы или явления, написанные слитно одним словом или с перекрыванием
(найти
и выписать в тетрадь названия птиц: дубоносорокакадуодрофальбатросойканарейказаркаайра.)
II. 8 класс. Тема “Членистоногие. Класс ракообразные”.
В тексте ошибки, попробуйте их найти.
Ракообразные обитают в пресной чистой воде (реках, озёрах, ручьях). Питаются раки мёртвыми животными и растениями. Тело рака подразделяется на голову, грудь и брюшко. Рак – донное животное. Нормально он двигается по дну на ходильных ногах головой вперёд. Но если его напугать, он резко взмахивает хвостовым плавником от себя и уплывает задом наперёд.
III.7 класс. Тема “Кольчатые черви”. Задание: 1.Выберите на рисунке пищеварительную систему
дождевого червя. 2.Найдите неправильную пищеварительную систему дождевого червя и исправьте её.
Слайд 10Задания на развитие переключения внимания
Приёмы: Прочитать текст – а) составить
схему ответа
б) заполнить таблицу.
в) подписать органы (части)
I. 6 класс. Тема: “Видоизменения корней”.
Просмотр фрагмента: «Корень: видоизменения корней”.
Задание:1.Выяснить, с какими функциями связаны
видоизменения корней?
2.Как человек использует эти видоизменения?
3.Заполнить таблицу:
Слайд 11Задания на развитие устойчивости внимания
I. 6 класс. Тема: Семейства растений.
Задание: а) выберите из предложенных гербариев растения из семейства паслёновых.
Определите его, расскажи порядок определения.
II. Вставь пропущенные слова в текст и зачитай полный текст.
III. 8 класс. Тема: Мочевыделительная система.
Задание: Рассмотрите рисунок. Найдите на
нём органы и части, которые перечислены в
тексте
(выпишите соответствующие им на рисунке
обозначения)
Аорта…
Мочеточник…
Мочевой пузырь…
Надпочечник…
Нижняя полая вена…
Почка…
Слайд 12Задание на развитие распределения внимания
II. 7 класс. Тема: Кишечнополостные.
Задание: В схемах продольного и поперечного разрезов гидры раскрасьте
цветными карандашами части её тела и напишите их названия.
III. 6 класс. Тема: Систематика цветковых растений.
Задание: Перечерти схему соподчинения систематических групп
цветковых растений и заполни её.
Цветковые растения
Класс…....... Класс…
Слайд 13
Задания на развитие логического мышления.
Приёмы:
☃ Составление плана
параграфа, текста, ответа.
☃ Работа с понятиями:
Сообщение определения;
Совместное составление
определения;
Самостоятельное составление определений при работе с текстом параграфа;
Составление кроссвордов, чайнвордов, ребусов по понятиям;
Взаимообмен и работа с кроссвордами, ребусами;
Диктанты по биологическим понятиям.
☃ Составление логических схем, таблиц, диаграмм,
сделать вывод, (“разворачивание” и “сворачивание”
информации)
☃ Составление синквейна.
Слайд 14Задания на развитие логического мышления.
І.6 класс. Тема: "Цветок". Задание: Составьте
схему строения цветка.
II. 11 класс. Задание: Построить искусственную экосистему, выбирая подсистемы для неё из предложенного списка (используя компьютерную программу).
III.Задание: Извлечь всю информацию из представленного объекта (любой объект - комнатное растение, изображение на таблице, плод, макет органа и т.д.) можно потрясти, пощупать, понюхать…
Слайд 15Задания на развитие вербально-логического мышления.
Приёмы:
☏ Определить правильные выводы
☏ Сравнить между
собой
☏ Заполнить системный оператор и прочитать его
(см.
подробнее Хюннинен О.Ю.Развитие мышления на
уроках биологии//Биология (Первое сентября).
2003.№13)
☏ Преобразовать объект
☏ Собрать модель процесса, объекта из подручных
материалов
☏ Сопоставить текст с рисунком, с развернутой
характеристикой. Что не описано в тексте? Что не
изображено на рисунке
Слайд 16I. 8 класс. Тема: Кровеносная система.
Задание: Трудно найти
писателя без странностей: Шиллер работая, держал ноги в холодной воде;
Бальзак работал босиком, стоя на каменном полу; Прус нюхал крепкие духи; Якобсон – гиацинты, Ибсен - “пропускал рюмочку”, а Руссо стоял под солнцем с непокрытой головой. Чем можно объяснить такие писательские странности?
(Ответ: “Странные» приёмы каждому писателю подсказал собственный опыт: все они в той
или иной степени вызывают прилив крови к голове. Лучше всего снабжается кровью, а
соответственно и кислородом и питательными веществами, активно работающие органы.
Эта закономерность подтверждается опытами Анджелло Моссо. Он положил человека на
рычаг больших, но очень чувствительных весов и уравновесил их. Когда Моссо предложил
испытуемому решить арифметическую задачу, его голова стала опускаться вниз. Когда
задача была решена и весы уравновесились, Моссо предложил испытуемому пошевелить
пальцами ног. Ноги стали Тяжелее перевесили голову. В организме постоянно происходит
перераспределение крови: к одним органам её поступает больше, к другим меньше. Снабжение
органов кровью зависит от их деятельности).
II. 7 класс. Тема: Простейшие.
Задание: Определить какие выводы правильные, объяснить почему.
1.К типу одноклеточные относятся животные, которые состоят из одной клетки. Амеба обыкновенная состоит из одной клетки. Следовательно, амёба относится к одноклеточным животным.
2.Все простейшие – животные, так как питаются готовыми органическими веществами. Эвглена зелёная питается готовыми органическими веществами. Следовательно, эвглена животное.
Слайд 17Задания на развитие памяти
Приёмы:
✾ Активное слушание (с предварительно сформулированным заданием
по излагаемому материалу, с индивидуальными особенностями, с последующим обсуждением результатов)
✾
Просмотр видеофрагмента.
✾ Усвоение нового материала через сравнение двух или более процессов, объектов или явлений. (Н-р: митоз и мейоз; растительная, животная и грибная клетка)
✾ Тестовые задания.
✾ Диктанты “на слух”.
✾ Найти “лишнее» слово из списка, дать объяснение выбору «на слух». (Пример: а. Рибосома, лизосома, митохондрия;
б. хлоропласт, вакуоль, оболочка, ядро).
✾ Нарисовать по памяти схему развития(Пример: схема развития печёночного сосальщика)
✾ Посмотреть на карточку и через определённое время повторить в том же порядке
✾ Найти соответствие фактов и понятий.
✾ Соотнести буквы и цифры в двух таблицах, восстановить утверждение, объяснить (читать без помощи рук, следить глазами)
Ответ: Клетки растений сложнее, чем клетки животных.
✾ Подписать части изображённого объекта.
Слайд 18I. 7 класс. Задание: Через 1 мин. Повторите в том
же порядке.
II. 7 класс. Задание: Прочитайте понятия, через 1 мин. Повторите их в том же порядке: половые клетки, органы, выделительная система, яичники, двуполый, присоски, семенники.
III. 8 класс. Задание: Нарисовать нервную клетку, подписать её
части.
IV. 9 и 11 класс. Диктант на“ слух ”- ответить на вопросы
письменно (да-1, нет-0)
А. Древние китайцы любили пить чай с черешневым вареньем(0)
В. Лучшее сырьё для производства макарон делается из пшеницы, центр происхождения которой находится там, где берёт начало Голубой Нил.(1)