Слайд 1Проектно-исследовательская деятельность
младших школьников
МЕТОД ПРОЕКТОВ
проектное обучение
Слайд 2Современные тенденции образования
Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического
и творческого мышления, умения работать с информацией.
Современная система образования
должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.
Слайд 3Актуальность
Образование должно давать не только знания, но также формировать важнейшие
качества: самостоятельность, инициативность, активность, целеполагание, креативность, коммуникативность, толерантность.
Умения: поисковые
(исследовательские), оценочные, коммуникативные, умение работать в сотрудничестве, информационные, презентационные, рефлексивные, менеджерские и др.
Слайд 4Актуальность проектной деятельности
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном
процессе технологий деятельностного типа, а методы и приемы проектно-исследовательской деятельности
определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов учебной и внеурочной деятельности школьников.
Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса, потому что именно она способствует развитию УУД, что является весьма актуальным в наше время.
Слайд 5 ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Проектная
деятельность
На уроке
Во внеурочной
деятельности
Общешкольный
проект
Телекоммуникационный
проект
Слайд 7ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 8Понятие «технология»
Педагогическую технологию понимают как комплекс средств, методов и
форм организации образовательного процесса, используемых для достижения запланированного результата.
Образовательная технология
(технология в сфере образования) – это совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения желаемого результата в любой области образования. Это понятие шире, чем понятие педагогическая технология.
Образовательная технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и педагога.
Ведущие технологии: технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения.
Слайд 9 Технология проектной деятельности
Технология проектной деятельности – это совокупность
приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной
задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде конечного продукта.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности обучающихся.
Слайд 10Основная идея
Развитие ребенка как субъекта деятельности при обеспечении максимальной ее
самостоятельности.
Любое знание человек должен прочувствовать, пережить.
Путь ребенка к усвоению знаний
лежит через удивление, фантазию, любознательность.
Главным в работе ученика над проектом является ответ не только на вопрос “Зачем (почему) мы это делаем?”, но и “Что я лично могу сделать для решения этой проблемы?”.
Слайд 11ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖЕН МЕТОД ПРОЕКТОВ
Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
Размышлять,
опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
Принимать самостоятельные
аргументированные решения.
Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Слайд 12Что такое критическое мышление?
Во-первых критическое мышление есть мышление самостоятельное.
Во-вторых,
информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить
В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. (Дэвид Клустер, США)
Слайд 13метод проектов рассматривается как средство:
формирования творческих способностей (П.П. Блонский);
- всестороннего
упражнения ума и развития мышления (П.Ф. Каптерев);
развития самодеятельности и подготовки
школьников к самостоятельной трудовой жизни (С.Т. Шацкий)
слияния теории и практики в обучении (Е.Г. Коганов, М.В.Крупенина, В.В. Игнатьев, В.Н. Шульгин).
Слайд 14Проект
«Проект» ( с лат.) - «выступающий вперед», «брошенный вперед».
В словаре приводится несколько значений этого слова:
это прототип, идеальный
образ предполагаемого объекта, вида деятельности или состояния; это план, замысел, намерение и т.д.
Основными чертами проекта являются:
- отнесение проекта к будущему;
- ориентация проекта на желаемое состояние будущего;
- представление проекта как системы средств достижения будущего;
- предопределенность начала и окончания работы по выполнению
данного проекта;
- четко и ясно сформулированные критерии эффективности проекта.
Проектирование – это деятельность по созданию проекта, осуществлению изменений.
Проектное обучение – специально организованная система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его ключевых компетенций.
Слайд 15Проект
Проблема «Почему?»
Актуальность проблемы
проекта (это
важно для меня) мотивация
Цель «Зачем?» Целеполагание
проекта (мы делаем проект)
Задачи «Что?» Постановка задач
проекта (для этого мы делаем)
Методы и «Как?» Выбор методов и
способы (мы это можем делать) методов, планирование
Результат «Что получится?» Ожидаемый результат
(решение проблемы)
Слайд 16ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Интеллектуальные умения
критического мышления
Умения предметной
области знания
Совокупность соответствующих компенций
Компетенции
Коммуникативные
умения
Поиск информации
Осмысление
Анализ
Синтез
Оценка
Умения совместной деятельности
Умения дискутировать, принимать
решения
Применение
Слайд 17СОВОКУПНОСТЬ МЕТОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проектная
деятельность
Исследовательские
Поисковые
Научный метод
Дискуссии,
эвристические беседы
Мозговые
атаки
Ролевые игры
Рефлексивные
Слайд 18ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ С ДРУГИМИ МЕТОДАМИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
Метод проектов
Обучение
в сотрудничестве
Дискуссии
Ролевые игры
Мозговая атака
Портфель ученика
Слайд 19ПРОЕКТ
Проект - это совместная познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая
общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего
результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Слайд 20Проектное обучение
Один из вариантов продуктивного обучения, целью которого является
не усвоение суммы знаний и не прохождение образовательных программ, а
реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта учащихся и их представлений о мире.
Сущность – исходя из своих интересов дети вместе с учителем проектируют решения какого-либо практического задания. Материал различных учебных предметов группируется вокруг комплексов-проектов. / 1905 г. Россия, С.Т. Шацкий.
Слайд 21Метод проектов
Метод проектов как педагогическая идея, технология и практика
появился в середине 20 в. В этом методе отразился подход
к образованию американского философа и педагога ДЖ. Дьюи, который исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе полноценный период человеческого бытия. Иными словами, школа – это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребенка учат жить в окружающем мире, работать с другими людьми, в том числе приобретать необходимые знания. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности детей и основываться на личном опыте ребенка.
Сущность – отрицание необходимости стандартизированного образования и сведение обучения к основанному на интересах детей практицизму. / 20-е годы 20 века, США, ДЖ. Дьюи и его последователь В. Килпатрик.
Слайд 22Метод проектов
По мнению В.В. Гузеева, метод стимулирует истинное учение
самих учащихся, потому что оно:
Личностно-ориентированно;
Использует множество дидактических подходов;
Самомотивируемо, что означает
возрастание интереса и вовлечение в работу по мере ее выполнения;
Позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.
Слайд 23Метод проектов
Достоинства метода для современного образования
по мнению М.И.
Гуревич:
Метод динамично отражает меняющиеся потребности общества и тем самым позволяет
образованию быть адекватным к социальному заказу и насущным потребностям детей.
Позволяет технологизировать образование: дает четкий алгоритм действий как необходимую внешнюю опору для формирования внутренней структуры деятельности ребенка.
В основе метода лежит интеграция различных образовательных областей, что позволяет формировать у детей целостную (научную, непротиворечивую) картину мира и служит средством реализации здоровьесберегающих технологий в образовании, что способствует снижению перегрузки.
Слайд 24Метод проектов
Достоинства метода для современного образования
по мнению М.И.
Гуревич:
Актуален в свете задач модернизации образования, направленных на достижение оптимального
сочетания фундаментальных и ориентированных на практику знаний; развитие способностей, мышления, формирования практических навыков; использование различного рода практикумов, и интерактивных и коллективных форм деятельности; соотнесение изучаемого материала с проблемами повседневной жизни; развитие вариативных образовательных программ на основе индивидуального и дифференцированного подхода.
Метод позволяет оптимизировать и стиль взаимодействия – плавно перейти от авторитарного стиля к сотрудничеству педагога и детей
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проекта. Л.А. Каменщикова
Слайд 25Проект – это пять «П»
Проблемы
Проектирование
Поиск информации
Продукт
Презентация
Слайд 26МЕТОД ПРОЕКТОВ
Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности
для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для
учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА.
Слайд 27ПРОБЛЕМА
Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке, что
предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций;
Проблема – это вопрос
который стоит на границе известного и неизвестного
Слайд 28ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объект исследования – это область, в рамках которой
ведется исследование совокупности связей, отношений и свойств как источника необходимой
информации.
Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте
Слайд 29ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
Гипотеза исследования – это развернутое предположение, подробно излагающее модель,
методику, систему мер, технологию того нововведения, в результате которого ожидается
достижение цели исследования.
Пример: Если мы определим, какое количество кофеина содержат различные сорта кофе и чая, то сможем рассчитать безвредную для организма человека ежедневную дозу чая и кофе, следовательно, сможем определить порог, за которым наступает наркотическая зависимость
Слайд 30СУЩНОСТЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Проблемная ситуация
Поиск способов решения
(выдвижение гипотез)
ПРОБЛЕМА
Исследовательская,
поисковая пр. деятельность
Оформление результатов
Защита
проекта
Прогнозирование новых проблем
Слайд 31УРОВНИ ПРОБЛЕМНОСТИ
Общим основанием для уровневого рассмотрения проблемности является степень самостоятельной
мыслительной деятельности учащихся:
Первый уровень соотносится с проблемным изложением учебного материала
учителем.
Второй уровень означает, что преподаватель создает проблемную ситуацию и вместе с учениками ее разрешает .
Третий уровень предполагает, что преподаватель создает проблемную ситуацию, а ученик самостоятельно ее разрешает.
Четвертый уровень сви-детельствует о полной самостоятельности ученика, который сам находит проблему и сам решает ее, тем самым разрешая возникшую проблемную ситуацию.
Слайд 32Цель, задачи
Основная цель: Реализация детьми своих способностей и потенциала личности.
Задачи:
Воспитание детей,
способных быть самостоятельными в мышлении и действиях.
Развитие поисково-исследовательских, коммуникативных умений
и навыков сотрудничества, сплочение коллектива.
Развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения.
В результате активного использования метода проектов развивается способность к творчеству, мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность
Слайд 33Ожидаемый результат
Проект обеспечивает целостное восприятие окружающего мира.
Дает толчок к самостоятельной
деятельности ребят.
Наглядно утверждает их личностный рост.
Способствует сплочению классного коллектива.
Слайд 34Формы проектного продукта
Газета
Игра
Макет
Презентации
Инструкция
Доклад, реферат
Материал для стенда и др.
Видеоклип, видеоролик
Выставка
Коллекция
Публикация
Дефиле
Модель, чертеж
Сценарий
Экскурсия
Слайд 35Функции учителя
Помогает ученикам в поиске необходимой информации
Сам является источником информации
Координирует
весь процесс
Поощряет учащихся
Поддерживает непрерывную обратную связь.
Слайд 36Функции учителя
Для реализации метода проектов используют чаще всего групповую форму
работы, которая позволяет сделать участниками проекта весь класс. От учителя
требуется принципиальная смена педагогической позиции: с одной стороны не давать в готовом виде ни правил работы, ни образцов результатов, с другой стороны – помогать выдвигать предположения, слышать мнения друг друга и учитывать разные точки зрения при построении собственного действия
Слайд 37Как выбрать тему
Тема должна быть интересной и увлекательной, доступной (т.е.
в зоне ближайшего развития).
Тема должна быть выполнима, решение ее должно
принести реальную пользу участникам исследования.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Слайд 38АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Актуальность темы – это степень ее важности в данный
момент в данной ситуации для решения данных проблемы, вопроса, задачи.
Слайд 39Действия в группе
Обсуждение задания (коллективно).
Выполнение практического задания («экспериментаторы»).
Оформление задания («иллюстраторы»).
Применение
результатов («исследователи»).
Формулирование выводов («аналитики»).
Слайд 40Методы исследования
Теоретические: анализ литературы, моделирование гипотезы исследования, проектирование результатов и
процессов их достижения на различных этапах поисковой работы.
Эмпирические: опросно-диагностические методы
(анкетирование, беседы), анализ творческих работ, наблюдения, опытная работа и др.
Статистические: оценка статистической значимости гипотезы.
Слайд 41Классификация Т.В. Фуряевой
Исследовательско-познавательные - совместное экспериментирование и последующее оформление результатов
в виде газет и т.д.
Игровые - использование элементов творческих игр
с вхождением в образ персонажей и решением поставленных проблем.
Информационно-практико-ориентированные – сбор информации и ее реализация (оформление и дизайн класса, разработка игр, составление планов и схем, картотек и др.)
Творческие – оформление результата деятельности в виде праздников, театрализованных представлений, презентаций продуктов совместного труда.
Досуговые – спортивные и развлекательные мероприятия.
Комплексные – смешенные типы по предметно-содержательному наполнению
Слайд 42ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ
Полат Евгения Семеновна
Признаки типологизации:
Доминирующая в проекте деятельность (исследовательская,
поисковая, творческая, ролевая, прикладная). Проекты:
практико-ориентированные,
информационные,
творческие.
Слайд 43ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ (продолжение)
Предметно-содержательная область. Проекты:
- моно-проект (в рамках одной
области знания),
- межпредметный проект.
Слайд 44ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ (продолжение)
Количество участников проекта:
- индивидуальные,
- парные,
- групповые.
Продолжительность проекта:
- краткосрочные,
- долгосрочные.
Слайд 45Типология проектов
Характер координации проекта:
- проект с открытой координацией,
- проект со скрытой (неявной) координацией.
Характер контактов:
- внутришкольный;
- региональный;
- международный.
Слайд 46ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
Для целей:
сбора разнообразных фактов, данных из разных
регионов;
проведения экологических, социологических проектов;
создания совместных творческих продуктов;
организации совместных полевых работ,
практических экспериментов;
совместное решение актуальных проблем политики, культуры, образования;
совместная разработка туристических маршрутов, пр.
Слайд 47ОБЩЕШКОЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Тема и проблема
проекта
Подпроблема 1
Подпроблема 2
Подпроблема 3
Координация
Научно-практическая конференция
Слайд 48Классификация учебных проектов Полат Е.С.
Слайд 49Классификация учебных проектов
по виду деятельности
Слайд 51Алгоритм работы над проектом.
Этапы проекта. Ход работы
Организация проекта. Организационный момент
(распределение на группы, ролей в группе).
Введение в тему
исследовательской работы:
Актуализация знаний. Представление (создание) проблемной ситуации:
вербально;
с помощью видеоряда;
с помощью мультимедийных средств.
Мозговая атака. Обсуждение.
Определение проблемы, ее актуальности, объекта и предмета исследования (практические задания по выявлению проблемы).
Погружение в проблему. Формулирование темы, цели и задач деятельности (коллективное обсуждение). Выдвижение гипотез. Определение гипотезы.
Определение типа проекта.
Слайд 52ЭТАПЫ
2. Подготовительный. Планирование работы. (обдумывание проекта и составление общего плана
деятельности, выбор основных разделов проекта в форме «мозгового штурма». Обсуждение
в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов. Распределение заданий. Определение сроков.
3. Собственно проектная деятельность (разработка составных частей (разделов) проекта и иллюстрирование). Работа учащихся в соответствии со своим заданием. Поиск информации. Отбор содержания материала для работы по теме. Создание проекта. Создание текстовых документов, подготовка презентаций и т.д. Оформление результатов проектной деятельности.
Слайд 53ЭТАПЫ
4. Практическое применение, испытание проекта. Апробация материалов исследования. Практическая работа
(если предусмотрено в проекте). Научная новизна (если есть), практическая значимость.
5.
Защита исследовательской работы (проектного продукта). Оппонирование. Дискуссия.
Выступление детей, вопросы и ответы по теме. Представление подготовленных материалов в виде презентаций.
Слайд 54ЭТАПЫ
6. Самоанализ проектной деятельности учащихся. Рефлексия. Выдвижение, прогнозирование новых проблем,
вытекающих из полученных результатов.
Подведение итогов всей
работы в целом. Результаты проекта (дети, возможно и родители).
Внешняя оценка (обучающиеся, родители, педагоги и др.).
Слайд 55КРИТЕРИИ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА
Значимость и актуальность темы проекта, выдвинутых проблем,
адекватность их изучаемой тематике;
качество выполнения продукта;
корректность используемых методов исследования и
методов обработки получаемых результатов;
активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
коллективный характер принимаемых решений;
Слайд 56КРИТЕРИИ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
характер общения и взаимопомощи участников
проекта;
необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему исследования, привлечение
знаний из других областей, оригинальность предложенных решений;
убедительность, доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
эстетика оформления результатов проекта;
умение отвечать на вопросы оппонентов;
артистизм и выразительность выступления.
Слайд 57 ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта (название, тема)
Разработчики проекта,
консультанты проекта (если будут)
Исполнители проекта
Тип проекта
Актуальность. Проблема. Гипотеза.
Цель проекта
Задачи проекта
Сроки
реализации проекта
Этапы проекта
Предполагаемый результат. Проектный продукт (если будет)
Обеспечение (материально-техническое, информационное, организационное, учебно-методическое, кадровое)
Критерии оценки эффективности реализации проекта
Слайд 58 Советы по работе над проектом
Глубоко изучить
тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду
Создавать игровую мотивацию, опираясь на
интересы детей и их эмоциональный отклик.
Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
Развивать творческое воображение и фантазию детей.
Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.