Слайд 1МБДОУ Детский сад № 24 «Капитан»
Подготовила воспитатель Кутумова Н.А.
г.о. Химки,
микр. Сходня
Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических
инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми.
Слайд 2В дошкольном образовании педагогическая технология представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих
комплекс форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств по реализации
образовательного процесса как в нескольких ДОУ, так и в конкретном детском саду или даже группе.
Необходимость использования педагогических технологий обусловлена следующими причинами:
социальный заказ (родители, региональный компонент, требования ФГОС);
образовательные ориентиры, цели и содержание образования (образовательная программа, приоритетное направление, результаты мониторинга и др.).
Ценность педагогической технологии в том, что она:
конкретизирует современные подходы к оценке достижений дошкольников;
создает условия для индивидуальных и дифференцированных заданий. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность.
Эти и другие важнейшие качества не только в процессе специальных занятий, но также в игре, дающей ребенку:
возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли;
быть лично причастным к изучаемому явлению ( мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества);
прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».
Значение игры не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:
способом обучения;
деятельностью для реализации творчества;
методом терапии;
первым шагом социализации ребенка в обществе. Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:
знания методики игровой деятельности;
профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;
учета возрастных и индивидуальных возможностей.
На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована:
для освоения темы или содержания изучаемого материала;
в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
как образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.
Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Цели использования игровой технологии:
Дидактические:
Расширять кругозор и познавательную деятельность детей.
Учить сравнивать, сопоставлять, находить аналогии.
Слайд 3Формировать определенные умения и навыки и применять их в практической
деятельности.
Воспитывающие:
Воспитывать самостоятельность детей, сотрудничество, чувство коллективизма.
Развивающие:
Развивать внимание, память, речь, мышление
детей.
Развивать воображение, фантазию, творческие способности детей.
Социализирующие:
Приобщать детей к нормам и ценностям общества, адаптировать к условиям внешней среды.
Задачи игровой технологии:
Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счет собственной активности ребенка.
Подобрать средства активирующие деятельность детей и повышение ее результативности.
Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:
Технологичная схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.
Научная база – опора на определенную научную концепцию достижения образовательных целей.
Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
Управляемость – предполагается возможность целеполагания,
планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность – должна гарантировать достижение определенного стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
Воспроизводимость – применение в других образовательных учреждениях.
Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по:
отбору, разработке, подготовке игр;
включению детей в игровую деятельность;
осуществление самой игры;
подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Главные признак педагогической игры в игровой технологии – четко поставленная цель обучения и соответствующие ее педагогические результаты, характеризующиеся учебно - познавательной направленностью.
Слайд 4Виды педагогических игр.
По виду деятельности
двигательные,
интеллектуальные,
психологические,
профориентированные и т.д.;
По характеру педагогического процесса
обучающие,
тренировочные,
контролирующие,
познавательные,
воспитательные,
развивающие,
диагностические.
По
характеру игровой методики
игры с правилами;
игры с правилами
устанавливаемыми по ходу игры,
игры,
где одна часть правил задана условиями игры, и устанавливается в зависимости от ее хода.
По содержанию
музыкальные,
математические,
социализирующие,
логические и т.д.
По игровому оборудованию
настольные,
компьютерные,
театрализованные,
сюжетно-ролевые,
режиссерские и т.д.
Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Значение игровой технологии:
активизирует воспитанников;
повышает познавательный интерес;
вызывает эмоциональный подъем;
способствует развитию творчества;
максимально концентрирует время занятий за счет четко сформулированных условий игры.
Слайд 5Позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счет
усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения
материала.
Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Концептуальные основы игровой технологии:
Игровая форма совместной деятельности с детьми создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребенка к деятельности
Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности
– дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровая технология охватывает определенную часть образовательного процесса, объединенную общим содержанием, сюжетом, персонажем.
В игровую технологию включается последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.
Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководства педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:
выбор игры - зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностям детей (дети проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей – происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);
предложение игры - создается игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий);
объяснения игры - кратко, четко, только после возникновения интереса детей к игре;
игровое оборудование – должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;
организация игрового коллектива – игровые задачи формируются таким образом, чтобы каждый ребенок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах.
Слайд 6развитие игровой ситуации – основывается на принципах; отсутствие принуждения любой
формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание
игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
окончание игры – анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.