Слайд 1Проект
«Технология разработки индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными
возможностями»
Слайд 2Актуальность
Данные обследований детей в Казахстане за последние десять лет констатируют
тенденцию увеличения количества детей школьного возраста с различными отклонениями в
развитии. Анализ реальной ситуации, сложившейся в последнее десятилетие, остро обозначил проблему в школьном детстве: с каждым годом резко увеличивается количество детей с ограниченными возможностями.
Слайд 3Социально-экономические изменения, происходящие в стране, развитие национальной системы образования в
направлении демократизации и гуманизации, объясняют необходимость поиска путей совершенствования подходов
к организации, содержанию коррекционно-педагогической работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Слайд 4Одним из путей реализации этой задачи является инклюзивное образование, которое
обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего индивидуального образовательного маршрута
для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей.
Цель проекта:
обосновать необходимость создания индивидуального образовательного маршрута для
ребенка с ограниченными возможностями;
определить оптимальный вариант разработки индивидуальной образовательной программы для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья;
разработать алгоритм проектирования индивидуальной образовательной программы.
Слайд 7Проблема
Каждый ученик представляет собой уникальную личность со своими интересами,
переживаниями и социальным опытом. Чтобы ученик смог стать успешным, необходимо
сформировать у него положительную учебную мотивацию. А это невозможно без учета личностного развития ребёнка.
Слайд 8Индивидуальный подход в современной школе можно обеспечить только с использованием
индивидуальных образовательных маршрутов, которые разрабатываются для каждого конкретного ученика и
учитывают его зону актуального и ближайшего развития.
Слайд 9Индивидуальный подход в современной школе можно обеспечить только с использованием
индивидуальных образовательных маршрутов, которые разрабатываются для каждого конкретного ученика и
учитывают его зону актуального и ближайшего развития.
Слайд 10Гипотеза
Если разработать индивидуальный образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями,
то ему будет представлена возможность успешного развития, будут удовлетворены образовательные
потребности ребёнка, повысится познавательный интерес к изучаемым предметам, разовьются умения самостоятельно получать знания и применять их на практике и учебная деятельность для него станет личностно-значимой, так как будет выработан персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.
Слайд 11При условии реализации данного проекта предполагается получение следующих результатов работы:
I.
Создание условий для инклюзивного обучения и воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья в общеобразовательной школе:
1. Наличие нормативно-правовой базы инклюзивного образования.
2. Создание банка данных психолого-педагогического мониторинга детей с ОВЗ.
3. Психологическая комфортность в формируемом инклюзивном образовательном пространстве.
II. Положительная динамика в развитии познавательных процессов у учащихся с ОВЗ
III. Активное участие детей с ОВЗ в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выставках творческих работ и т.д. и получение положительных результатов.
Слайд 12Реализация индивидуального образовательного маршрута осуществляется через образовательные программы, которые учитывают
индивидуальные особенности ребенка, уровень мотивации и зоны актуального и ближайшего
развития конкретного ребенка.
Слайд 13 Индивидуальный образовательный маршрут, как правило, рассчитывается и строится на
определенное время. При этом маршрут постоянно корректируется с учетом актуального
и ближайшего развития ребенка.
Слайд 14Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута конкретного ученика осуществляется в
следующей последовательности:
Слайд 15Учитель анализирует индивидуальные особенности школьника (мотивацию к предмету, интересы), изучая
его документы (журнал, дневник, портфолио) и осуществляя психолого-педагогическую диагностику.
Слайд 16Учитель проектирует свой вариант индивидуального образовательного маршрута для конкретного ученика,
прогнозирует темп и результаты его освоения, а также предлагает формы
и методы прохождения материала.
Слайд 17В ходе организованной беседы он рассказывает ученику или группе учеников
о том, что такое индивидуальный маршрут и зачем он нужен.
Считаем, что данный шаг создаст благоприятную предпосылку для формирования положительной мотивации. Учитель таким образом выказывает доверие ученикам и дает им больше самостоятельности. Учитель не просто рассказывает об индивидуальном маршруте, а обсуждает его вместе с учениками.
Слайд 18
Ученики корректируют свои образовательные маршруты совместно с учителем и родителями.
Слайд 19Осуществляется реализация краткосрочных образовательных маршрутов.
Представление результатов прохождения маршрута.
После реализации
индивидуального образовательного маршрута учитель анализирует мотивацию учения и планирует дальнейшую
работу.
Слайд 20Реализация индивидуальных образовательных маршрутов в полном объеме предполагает большую долю
самостоятельной работы учащихся. В школе учителя реализовывают индивидуализацию через проектную
деятельность и через оформление и ведение языкового портфолио.
Слайд 21Основой индивидуального маршрута является индивидуальная образовательная программа, которая разбивается на
учебные модули. Каждый модуль соответствует одной учебной теме. Учитель определяет
обязательные модули, которые соответствуют инвариантной части образования; модули по выбору ученика, которые должны быть обязательно выполнены учеником; и факультативные модули, которые выполняются по желанию.
Слайд 22Под индивидуальным образовательным маршрутом я понимаю проектируемую дифференцированную программу, предоставляющую
учащимся право выбора, разработки и реализации образовательной программы совместно с
учителем.
Слайд 23Родители, законные представители получат возможность обучения своих детей в общеобразовательной
школе по индивидуальной траектории обучения, успешной их социализации. Учащиеся школы
получат социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности.
Слайд 24Таким образом, изложенная технология проектирования индивидуальных образовательных программ для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья может служить основой для реализации принципа
индивидуализации образовательно-воспитательного процесса.
Слайд 25Грамотно выстроенный индивидуальный образовательный маршрут для учащегося с ОВЗ позволяет
обеспечить личностное развитие школьника, усвоение учебного материала и социализацию в
детском коллективе.
Слайд 29Причины школьной неуспеваемости
1. Проблемы соматического состояния здоровья ребенка.
2. Социальная ситуация развития ребенка
(неблагополучная семья).
3. Нарушения психоневрологической сферы.
4. Низкая работоспособность.
5. Отсутствие самоконтроля, снижение адекватности
оценки своего поведения.
6. Особенности умственной деятельности.
Слайд 31III этап –
определение содержания коррекционно-развивающей работы
Слайд 32IV этап –
определение ожидаемых достижений ребенка
Слайд 33Метод интеллект - карт
Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления.
Слайд 43Проект «Технология разработки индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными
возможностями» предполагает создание модели инклюзивного образования детей с ОВЗ путем
включения в образовательную среду общеобразовательной школы.