Слайд 1Инновационный опыт работы по профилактике суицидального поведения среди детей и
подростков в образовательных организациях
Слайд 2
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).
Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения,
высказывания, угрозы, попытки, покушения.
Психологический симптомокомплекс, свидетельствующий о надвигающемся суицидальном акте, т.е. этап суицидальной динамики, длительность которого составляет от нескольких минут до нескольких недель и месяцев.
Слайд 3Статистика суицидов
По официальной статистике, каждый год кончают жизнь самоубийством
1
100 000 человек
среди них:
350 тысяч китайцев,
110 тысяч индийцев,
55 тысяч
русских
31 тысяча американцев
30 тысяч японцев
12 тысяч украинцев
10 тысяч французов...
Слайд 5При этом…
… в официальную статистику самоубийств попадают только явные
случаи суицида, поэтому число реальных самоубийств значительно превосходит официальные цифры
- считается, что ежегодно в мире кончают с собой более 4 000 000 человек. По мнению судебных экспертов, причиной большинства так называемых "смертей от несчастного случая" (передозировка лекарственных препаратов, аварии на дорогах, падение с высоты и т.д.) на самом деле являются суициды.
Слайд 7Группы риска
предыдущая (незаконченная) попытка суицида. (парасуицид)
суицидальные угрозы, прямые или
завуалированные
тенденции к самоповреждению (аутоагрессия)
суициды в семье
алкоголизм
хроническое
употребление наркотиков и токсических препаратов
аффективные расстройства, особенно тяжелые депрессии (психопатологические синдромы)
хронические или смертельные болезни
тяжелые утраты, например смерть супруга (родителя)
семейные проблемы: уход из семьи или развод
сверхкритичные к себе
лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат
подростки, фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями
Слайд 8Причины суицидов
Потери
1. Разрыв романтических отношении
2. Смерть любимого человека
3. Смерть домашнего животного
4. Потеря работы
5. Потеря
"лица"
6. Развод
Давления
1. Давление в школе
2. Давление со стороны сверстников
3. Давление родителей
Низкая самооценка
1. Физическая непривлекательность
2. Второсортность
3. Сексуальность
4. Одежда
5. Физическое бессилие
6. Неуспешность в учебе
Бесперспективность и безнадежность
Слайд 10Причинами суицида в детском и подростковом возрасте может быть следующее:
1) Несформированное понимание смерти
В понимании ребенка смерть
не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.
2) Отсутствие идеологии в обществе
Подросток в обществе "без родины и флага" чаще испытывает ощущения ненужности, депрессии.
3) Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям
При этом возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением "как жить дальше" (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.
4) Дисгармония в семье
5) Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества)
6) В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения.
7) Депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению.
Не существует какой-либо одной причины самоубийства. С особой бдительностью следует принять во внимание сочетание опасных сигналов, если они сохраняются в течение определенного времени.
Слайд 12Признаки суицидального поведения
Вербальные признаки
Бихевиориальные признаки
Ситуационные признаки
Слайд 13Словесные признаки
Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном
состоянии. Он или она могут:
Прямо и явно говорить о смерти:
«Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить»;
Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться»;
Много шутить на тему самоубийства;
Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Слайд 14Поведенческие признаки
1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно
приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
2. Демонстрировать радикальные
перемены в поведении, такие как:
в еде – есть слишком мало или слишком много;
во сне – спать слишком мало или слишком много;
во внешнем виде – стать неряшливым;
в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
замкнуться от семьи и друзей; быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Слайд 15Ситуационные признаки
Человек может решиться на самоубийство, если:
Социально изолирован (не имеет
друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.
Живет в
нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема);
Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.
Предпринимал раньше попытки суицида.
Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.
Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
Слишком критически настроен по отношению к себе.
Слайд 16Различают следующие типы суицидального поведения:
1. Демонстративное поведение
В основе -
стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать,
как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Совершаются с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. Проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения.
Слайд 172. Аффективное суицидальное поведение
Суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции - обида, гнев - затмевают собой реальное восприятие действительности, и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия. При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.
Слайд 183. Истинное суицидальное поведение
характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к
совершению суицидального действия. При таком типе подростки чаще оставляют записки,
адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты.
Самоубийство -слишком противоестественный и кардинальный шаг, поэтому решение на его совершение вызревает не мгновенно. Ему, как правило, предшествует более или менее продолжительный период переживаний, борьбы мотивов и поиска выхода из создавшейся ситуации.
Слайд 19Мифы и Факты о суициде
Миф: Если человек говорит о
самоубийстве, он пытается привлечь к себе внимание.
Факт: Часто говорящие о
самоубийстве переживают психическую боль и хотят поставить о ней в известность значимых людей.
Миф: Самоубийство случается без предупреждения.
Факт: Приблизительно 8 из 10 суицидентов подают окружающим предупреждающие знаки о грядущем поступке.
Слайд 20Мифы и Факты о суициде
Миф: Самоубийство – явление наследуемое.
Факт:
Оно не передается генетически – человек использует аутоагрессивные модели поведения,
если они существуют в семье, или в значимом окружении.
Миф: Те, кто кончает с собой, психически больны.
Факт: Многие совершающие самоубийства люди не страдают никакими психическими заболеваниями.
Слайд 21Мифы и Факты о суициде
Миф: Разговоры о суициде могут
способствовать его совершению.
Факт: Разговоры о самоубийстве не являются причиной, но
могут стать первым шагом его предупреждения.
Миф: Если человек в прошлом совершил суицидальную попытку, то больше подобное не повториться.
Факт: Очень многие повторяют эти действия вновь и достигают желаемого результата.
Слайд 22Мифы и Факты о суициде
Миф: Все самоубийцы находятся в
состоянии депрессии.
Факт: Депрессия часто связана с суицидальными намерениями, но
не все покушающиеся на свою жизнь страдают депрессией.
Миф: Покушающиеся на самоубийства желают умереть.
Факт: Подавляющее большинство суицидентов скорее хотят избавиться от невыносимой психической боли, чем умереть, поэтому часто обращаются за помощью.
Слайд 23Мифы и Факты о суициде
Миф: Все приводящие к самоубийству
действия являются импульсивными.
Факт: Большинство людей обдумывают свои планы, сообщая
о них окружающим.
Миф: Самоубийство невозможно предотвратить.
Факт: Знания о том, куда следует обратиться за помощью, могут предотвратить много самоубийств.
Слайд 24Мифы и Факты о суициде
Миф: Если человек находился в
состоянии депрессии (кризиса), и его состояние улучшилось, то опасность самоубийства
миновала.
Факт: При уменьшении степени выраженности депрессии у человека появляется энергия наряду с более ясным и острым осознанием чувства безнадежности жизни. Немало самоубийств случается вслед за «улучшением». Суицидальные намерения и чувства могут возвращаться. В течение, как минимум, трех месяцев после депрессии (кризиса) к человеку следует проявлять особое внимание.
Слайд 25Мифы и Факты о суициде
Миф: Самоубийцы редко обращаются за
помощью.
Факт: В течение последнего полугода жизни 50% совершивших самоубийства
людей обращались к врачам.
Миф: Самоубийства и суицидальные попытки – явления одного порядка.
Факт: Суицидальная попытка представляет собой крик о помощи в невыносимой ситуации, а не по каким-то причинам неудавшееся самоубийство.
Слайд 26Мифы и Факты о суициде
Миф: Помочь самоубийцам могут только
профессионалы.
Факт: Профилактика самоубийства является делом каждого человека.
Миф: Злоупотребление
алкоголем и наркотиками не имеет отношение к самоубийству.
Факт: Зависимость от алкоголя и наркотиков является фактором риска суицидального поведения.
Слайд 27Мифы и Факты о суициде
Миф: Суицид характерен для людей, относящихся
к группе риска.
Факт: Принадлежность к группе риска не означает фатальной
неизбежности самоубийства.
Миф: Если не оставлена предсмертная записка, то случившееся нельзя считать самоубийством.
Факт: Только четвертая часть из всех лиц, совершивших самоубийство, оставляют предсмертные записки.
Моховиков, 2001
Слайд 28Психодиагностика суицидального поведения
Диагностическое интервью с семейным анамнезом.
Тест А.Е. Личко
«ПДО»
Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга
Тест «Определение направленности личности Басса».
Тест
тревожности Тэммл-Дорки-Амен
Слайд 29Предотвращение суицидальных попыток
Развитие способов саморегуляции (снятие психологического напряжения в
психотравмирующей ситуации; уменьшение психологической зависимости от причины, повлекшей суицидальное поведение).
Развитие личностных качеств (повышение самооценки, развитие адекватного отношения к собственной личности, эмпатии; формирование адекватного отношения к жизни и смерти).
Развитие поведенческих навыков (овладение навыками практического применения активной стратегии разрешения проблем, поиск социальной поддержки, замена «значимых других», выработка мотивации на достижение успеха, развитие умения достижения цели).
Слайд 33КАК ВЕСТИ СЕБЯ С СУИЦИДАЛЬНЫМ ПОДРОСТКОМ
Советы для педагогов и родителей
Если
у вас возникают опасения относительно состояния ребенка или если в
его семье уже имела место суицидальная попытка, следует предпринять меры по предупреждению суицидального кризиса. Эти действия включают две основных стратегии – постоянную работу по улучшению взаимоотношений в классе, повышению самооценки, самоуважения у ребенка.
Повышение самооценки.
Позитивная самооценка защищает подростков и молодых людей от психологического стресса и подавленности, а также помогает им лучше справляться со стрессовыми ситуациями в жизни. Для повышения самооценки можно использовать следующие подходы:
Всегда старайтесь подчеркивать все хорошее и успешное, что присуще ребенку. Ощущение успешности, достижения в чем-то, в том числе и прошлые успехи улучшают состояние, повышают уверенность в себе и укрепляют веру в будущее.
Не следует оказывать постоянное давление на подростка или молодого человека, предъявлять чрезмерные требования в отношении все лучших и лучших результатов
Детей важно принимать такими, какие они есть.
Поддерживайте самостоятельные устремления ребенка. Не судите его слишком строго. Вообще стремитесь поменьше оценивать. Самостоятельность и собственные умения – это строительный материал для повышения самооценки.
Самооценка во многом зависит от физического развития, навыков общения среди сверстников. Поощряйте занятия спортом, успехи среди друзей.
Слайд 34"В нашу жизнь приходит радость,
когда у нас есть чем заняться,
есть
кого любить, и есть на что надеяться"
В. Франклин