Слайд 1
Использование мнемотехники
в развитии связной речи дошкольников
«Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам -
он будет долго и напрасно
мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
К . Д. Ушинский
Подготовили: учителя – логопеды МБДОУ
« Детский сад № 51 « Красная шапочка»
Кедрова Е.В.
Каретина Е.В.
Слайд 2
Что такое мнемотехника
Мнемотехника – это техника развития
памяти.
Слово происходит от греческого «mnemonikon» - искусство
запоминания.
Мнемотехника представляет собой совокупность методов и приёмов, облегчающих запоминание,сохранение и воспроизведение информации.
Слайд 3Факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
НАГЛЯДНОСТЬ
ПЛАН ВЫСКАЗЫВАНИЯ
Слайд 4
С помощью мнемотехники можно
решать следующие задачи:
Развивать связную речь.
Развивать у детей умение с помощью
графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи.
Обучать детей правильному звукопроизношению.
Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память .
Слайд 5Мнемотехника строится
от простого к сложному:
мнемоквадрат
мнемодорожка
мнемотаблица
Слайд 6 Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает
одно слово, словосочетание или простое предложение.
Слайд 7
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5),
по которым
можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.
Слайд 8Мнемотаблица – это целая схема,
в которую заложен текст (
рассказ, стихотворение, сказка и т. п.)
Слайд 9
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи
и используются:
* при составлении рассказов,
* при пересказах художественных произведений,
* при
проговаривании чистоговорок и скороговорок,
* при отгадывании и загадывании загадок,
* при заучивании стихотворений.
Слайд 12Проговаривание чистоговорок
СА-СА-СА – меня ужалила оса,
СО-СО-СО – стал мой
нос как колесо,
СЫ-СЫ-СЫ – не боюсь я злой осы,
СУ-СУ-СУ –
я осу в руке несу!
Слайд 15
Заучивание стихотворений
В руки фрукты мы берем
И в корзинку их кладем:
Слива,
персик, апельсин,
Груша, киви, мандарин.
Слайд 16
Работа по мнемотаблицам
проходит в три этапа.
1 этап: Рассматривание таблицы
и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации,
т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: Осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.
Слайд 17
Мнемотехнику в дошкольной
педагогике называют по-разному:
Коллаж ( Большева
Т. В.)
Предметно – схематическая модель (Ткаченко Т. А.)
Сенсорно
– графическая схема
(Воробьёва В. К.)
(
Слайд 18 Коллаж –это объединение на одном листе (фланелеграфе) картинок,
букв, цифр, фигур,
которые связаны одной темой и целью.
Слайд 19
Предметно-схематические модели Ткаченко Т.А.
Слайд 21Сенсорно- графические схемы Воробьёвой В. К.
Слайд 22Мнемотаблицы, отображающие
последовательность действий.
Слайд 23Список литературы
Большева Т.В. Учимся по сказке.Развитие мышления дошкольников с помощью
мнемотехники.- СПб: Детство-Пресс, 2005
Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии
связной речи/Омельченко Л.В. Логопед. 2008 г. №4
Смышляева Т.Н.Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.//Логопед,2005г. № 1
Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов /Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание, 1990, №10
Слайд 24Список электронно-образовательных ресурсов
1.http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/03/19/mnemotehnika-v-rasvitii-svyasnoy-rechi-u-doshkolnikov
2.https://edukontest.net/storage4/article/82951/mnemotehnika.docх
3.http://www.moluch.ru/conf/ped/arhive/69/3653/
4.http://smartmoms.ru/pub18.html