Слайд 1
Использование системы
развития творческого мышления детей.
Выполнила:
воспитатель средней
группы №1
Ловцова Н.А.
Актуальность
ФГОС ДО п.3.2.5
Построение вариативного развивающего
образования, ориентированного на уровень развития,
проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослыми и более опытными сверстниками.
Слайд 3
Теоретическое обоснование
Над развитием творческого
мышления дошкольников работали Л.А. Венгер, Е.В. Комаровская, Н.Ф. Александрова ,Н
.Е.Веракса др.
Н.Е.Веракса назвал творческое мышление диалектическим – позволяющим удерживать единство противоположностей.
В книге представлена методика развития творческого
мышления дошкольников процессе работы по сказкам( русским народным и авторским)
Книга О.А. Шиян «Развитие творческого мышления. Работаем по сказке» соответствует ФГОС ДО и относится к учебно-методическому комплекту программы «От рождения до школы».
Автор книги «Развитие творческого мышления. Работаем по сказке» Ольга Анатольевна Шиян –кандидат педагогических наук.
Слайд 5
Цель:
способствовать развитию творческого мышления посредством моделей сказки.
Слайд 6
Методические рекомендации
Мышление ребенка будет развиваться, если
Взрослый будет слышать детские творческие
ответы (даже произнесенные тихо), поддерживать и развивать их.
Понимать, что именно
мы развиваем в детском мышлении: от чего уводим и к чему хотим привести
Слайд 7
Алгоритм работы над сказкой
Чтение и первое обсуждение сказки
Решение диалогической
задачи
Символическое проживание сказки
Слайд 8
1 этап.Чтение и первое обуждение сказки.
помочь понять сказку
правильно подобрать
картинки
правильно задать вопросы
Слайд 10Материалы
Картинки с изображением основных персонажей сказки( колобка, зайца, волка, медведя,
лисы)
Книга
с иллюстрациями
Книга
с иллюстрациями
Слайд 11
2 этап.
Решение диалектической задачи:
постановка проблемного вопроса
создание проблемно-противоречивой ситуации
обоснование (доказательство)противоположных
суждений
возвращение к решению диалектической задачи при помощи схемы ( или
наглядной модели)
решение задачи - диалогическое преобразование
провокационный вопрос- обратная связь
Слайд 12
Постановка проблемного вопроса
Проблемный вопрос вытекает из содержания сказки и помогает
выявить отношения взаимоисключения.
Слайд 13
Создание проблемно-противоречивой ситуации
Проблемно-противоречивая ситуация задается вопросом особой конструкции, на него,
исходя из содержания сказки с равными основаниями можно дать противоположные
ответы.
Слайд 14
Создание проблемно-противоречивой ситуации
Слайд 15
Создание проблемно-противоречивой ситуации
Стоит не просто радоваться разнообразию детских ответов, но
и обращать внимание на их противоположность.
Слайд 16
Обоснование противоположных суждений
Помочь ребятам обосновать каждый из противоположных ответов
Только когда
одна из противоположностей обоснована сделать противоположный шаг- найти или поддержать
, если они есть, противоположные аргументы
Слайд 17
Главная задача этого этапа -помочь детям понять, т.е. аргументировать по
очереди каждую из точек зрения; не сказать аргумент ребенку, а
направить к самостоятельному поиску.
Слайд 19
Возвращение к решению диалектической задачи
при помощи схемы
( или
наглядной модели)
У детей дошкольного возраста мышление наглядное- оно нуждается в
некоторой зримой опоре для решения задачи.
Слайд 22
Решение задачи- диалектическое преобразование.
Роль взрослого- создание проблемной ситуации, оказание помощи
в отстаивании противоположных позиций.
схема- инструмент решения задачи. Открытие нужного
схематического обозначения становится кульминацией решения задачи.
от схемы обратно к сказке. После того, как схема построена, нужно совершить обратное действие: попробовать ее прочитать.
Слайд 23
Провокационный вопрос-
обратная связь.
После того, как было найдено решение, предлагаем ребятам
вернуться к одному из неверных решений, отвергнутых ранее. Хорошим знаком
будет появление большего, чем в начале занятия, разброса детских мнений.
Слайд 24
3 этап.
Символическое проживание сказки
Символическое задание может быть построено по-разному:
можно предложить нарисовать наиболее понравившийся фрагмент сказки.
Слайд 25
Можно предложить детям разыграть сказку, сделав маленький спектакль.
Драматизация сказки поможет
через жесты, интонации пр. выразить свое отношение к героям.
Можно предложить
детям сочинить свою собственную сказку, используя схему только что построенной сказки.
Слайд 26
Итоги
В результате использования данной методики мы можем отметить: успехи в
понимании соответствия персонажа и его модели; дети научились обосновывать свои
позиции, предлагая разные объяснения, а не только суждения «да» или «нет»;дети научились менять свои позиции на противоположные ; анализировать взаимоотношения персонажей.