Слайд 1Как правильно выбрать синтетическое моющее средство?
Работу выполнили: ученицы 10а класса
Комур Василиса,Бикеева Лилия
Руководитель: Корикова Е.А.
учитель химии
Слайд 2ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
исследовать состав моющих средств используемых в быту,
их влияние на здоровье человека, расширить представление учащихся и их
родителей о химическом составе СМС, о вредных её компонентах.
Слайд 3Задачи проекта:
• Выяснить из различных источников информации состав СМС. Выявить
их плюсы и минусы.
• Исследовать российский рынок по продаже СМС.
•
Сравнить состав СМС с Гостом.
• Опытным путём определить физико–химические характеристики СМС, Ph растворов
• Результаты исследования оформить в виде таблицы и диаграммы, сделать выводы.
• Провести классные часы в нашей школе,
На уроках химии и биологии привлечь внимание учеников к проблеме моющих средств.
• Использовать материал данной работы на неделе химии и биологии в нашей школе.
Слайд 4Объект исследования: товары бытовой химии – синтетические моющие средства.
Предмет исследования:
свойства синтетических моющих средств.
Слайд 5Проблемные вопросы:
Как появились СМС? (презентация)
Что такое стиральный порошок?
Что
входит в состав СМС? (буклет)
Как правильно отстирать различные пятна? (бюллетень)
Из
чего самим можно изготовить безопасные моющие средства? (Web –сайт)
Слайд 6Способы оформления проекты:
Презентация
Буклет
Web- cайт
Бюллетень
Слайд 7Социологический опрос учащихся и родителей
1.Каким порошком вы пользуетесь?
2. Дайте оценку
порошкам по 10 балльной шкале
Слайд 8Каким порошком вы пользуетесь?
Слайд 9Оценка порошка по
10 балльной шкале
В ходе опроса пользователям было
предложено оценить по 10-балльной шкале качество порошка. Большинство пользователей довольны
порошком, которым пользуются, мало кого порошок огорчил настолько, что это не позволило поставить менее 7 баллов. Тем не менее и высшей оценки в 10 баллов ведущие порошки не заслужили. Более подробно со статистикой ответов можно ознакомиться в таблице.
Слайд 11Российский рынок продаж СМС
ТОП-5 стиральных порошков, а именно Ariel, AOS,
Tide, Deni, Tix представлены в основном зарубежными производителями Procter &
Gamble и Henkel.
Аутсайдерами по популярности среди пользователей в российском сегменте интернета, а именно по показателям поисковой системы Яндекс являются ледующие стиральные порошки:
- Ворсинка - 81 запрос
- Макс - 65
- Кашемир - 50
- Ять - 43
- Lumix - 0
Слайд 12Кто же входит в первый эшелон игроков российского рынка стиральных
порошков?
Американская компания Procter & Gamble (бренды – Tide, Ariel, "Миф", Dreft,
Tix) занимает лидирующие позиции на нашем рынке. Ее доля составляет около 44 процентов. Немецкий концерн Henkel (бренды – Persil, "Ласка", Losk, Deni, "Пемос") удерживает долю российского рынка стиральных порошков в 26 процентов.
Слайд 13Так, по данным социологов и медицинских работников, уровень потребления моющих
средств в различной товарной форме должен составлять не менее 7кг.
в год. В России потребление на душу населения составляет около 4 кг. в то время как среднее потребление стирального порошка в Германии составляет 10–12 кг в год, в Великобритании – 14,2 кг, во Франции – 15,6 кг, в странах Северной Америки – 28 кг. Россияне потребляют 4 кг стирального порошка в год. Выпуском синтетических моющих средств в нашей стране занимаются около 70 предприятий.
Слайд 14ОАО "Нэфис Косметикс" (бренды – BiMAX, AOS, "Биолан", Sorti) – крупнейший
отечественный производитель. Компания занимает почти 10 процентов рынка стиральных порошков.
Мультинациональная
корпорация Reckitt Benckiser (бренды – Dosia, Lanza) с долей на рынке России в 5 процентов. Компания имеет у нас собственное производство в Клину, а популярность ее стирального порошка Dosia связана с ее слоганом, получившим у нас широкую известность – "Если не видно разницы, зачем платить больше?".
Слайд 15ОАО "Сода" (серия стиральных порошков "Зифа") имеет около 5 процентов рыночной
доли. В этом году предприятие приступило к выпуску порошков под
новой маркой "Эколь". Это средство, как видно уже из названия, заявлено как экологическое, созданное на основе соды.
ЗАО "Аист" (марки – "Кашемир", "Аист", "Ять", "Капель", Lumix) имеет около 4 процентов рыночной доли. Специализируется на продукции средней и низкой ценовой категории.
ОАО "Невская Косметика" (марка – "Ушастый нянь", "Макс", "Индекс", "Сарма", "Ворсинка", "Лотос", "Обычный" и др.) занимает около 4 процентов российского рынка.
Слайд 16СМС по ГОСТ
Синтетические моющие средства, предназначенные для стирки изделий, подразделяются
по следующим признакам:
по агрегатному состоянию: твердые (в виде кусков —
мыло хозяйственное), порошкообразные, разновидность — гранулированные; жидкие; пастообразные;
по назначению: для разных видов волокон — универсальные; для хлопчатобумажных, льняных тканей и изделий из них; для изделий из шелка, шерсти, искусственных и синтетических тканей; для замачивания белья и хозяйственно-бытовых нужд; специального назначения. Синтетические моющие средства подлежат обязательной сертификации;
синтетические моющие средства комплексного действия (с подсиниванием, подкрахмаливанием, антистатической обработкой и т. п.);
по способу применения: с высоким (ненормируемым) пенообразованием для ручной стирки и в стиральных машинах активаторного типа; с пониженным пенообразованием — для стирки в автоматических и полуавтоматических стиральных машинах.
Слайд 17Комплекс средств по уходу за бельем и одеждой включает, кроме
синтетических моющих средств для стирки изделий — мыло хозяйственное, средства
для отбеливания, подсинивания, подкрахмаливания, антистатической обработки изделий и др.
ГОСТы 25644-88, 22567.1-10-77, 22567.14-93 предусматривают требования к составу, внешнему виду, показателям качества. Средства должны иметь установленный цвет и запах, однородную консистенцию, хорошо растворяться в воде и иметь рН раствора 7,5-11,5. Порошкообразные средства должны быть однородными, рассыпающимися, сухими на ощупь, т. е. не должны содержать избыток влаги, чтобы не слеживаться, не комковаться. Пастообразные и жидкие средства не должны содержать посторонние примеси и иметь неприятный запах.
Фасуют СМС порошкообразные в картонные пачки массой от 450, 600, 900 г и выше или в полиэтиленовые пакеты; жидкие — в полимерные банки. Хранение СМС в сухих проветриваемых помещениях при влажности не выше 70%. Срок хранения от 6 до 12 мес.
Слайд 18Опыт №1.
Определение физико-химических характеристик стиральных порошков.
Приготовление растворов порошков: На весах
взвесили по 1г. порошка каждого вида, растворили их в 100
мл водопроводной воды, размешали до полного растворения порошка.
1.Оценили запах отдушек (проверили стойкость и специфичность запахов растворов порошков).
2. Измерили рН
3. Измерили высоту пены.
Слайд 19рН растворов стиральных порошков
Слайд 20Измерениям подвергались две характеристики порошка. Первый показатель – уровень и
устойчивость пены. Для машин автоматов чем меньше пены, тем лучше.
В соответствии с ГОСТ 22567.177 (Средства моющие синтетические) показатели "уровень пены" и "устойчивость пены" регулируются в совокупности: если пена высокая, то у нее должна быть низкая устойчивость (то есть чтобы она сразу спадала), если пена низкая, устойчивость может быть высокая. Второй показатель – уровень кислотности или уровень pH. В соответствии с ГОСТ 22567.5-93 (Средства моющие синтетические и вещества поверхностно-активные. Методы определения концентрации водородных ионов) этот показатель находится в диапазоне 7,5 11,5. Чем ниже уровень pH, тем хуже стирает порошок. Чем выше его уровень, тем порошок более "агрессивен" по отношению к рукам и тканям (белье будет быстрее изнашиваться). Поэтому и в этом вопросе производителям приходится находить компромисс.
Слайд 22Наличие сильного запаха свидетельствует о большом количестве отдушек. Если запах
поменял свою специфичность, то это свидетельствует о плохом качестве отдушек.
Победителем в этой номинации оказался порошок «Тайд», «Ласка», самые плохие результаты у «Сарма».
Определение рН растворов СМС показало, что среда их растворов щелочная: у «Ласки» – щелочная (рН=9), а у «Tide», «Ariel», – сильнощелочная (рН=12), а это отрицательно влияет на кожу рук
Слайд 23Влияние СМС на здоровье человека
Врачи предупреждают:
Практически вся используемая нами бытовая
химия негативно влияет на здоровье. Особенно опасна продукция, в состав
которой входят хлор, фосфаты и ПАВ. «Поверхностно-активные вещества — наиболее агрессивны, вызывают нарушения иммунитета, поражения мозга, печени, легких, почек. Фосфаты могут привести к развитию раковых клеток. Хлор вызывает заболевания сердечно-сосудистой системы, атеросклероз, гипертонию и различные аллергические реакции. Вредные ингредиенты бытовой химии могут проникать в организм человека через кожные покровы, органы дыхания, желудочно-кишечный такт. Например, значительное воздействие на кожу человека бытовой химии, кремов и других синтетических средств часто проявляется развитием контактных дерматитов, количество которых увеличивается с каждым годом.
Слайд 24Вдыхание химических средств, стиральных порошков способствует развитию бронхиальной астмы и
бронхитов».
На рынках Германии, Японии (1986), Бельгии (1991), Австрии (1995), Италии,
Ирландии (2002), Нидерландов (1990), в 28 штатах США продаются только бесфосфатные моющие средства. Во Франции, Швейцарии, Великобритании, Испании, Греции содержание фосфатов в СМС строго регламентировано (не более 12%). Допускается содержание а-ПАВ не более 2-7%. В России с 2007 г. действует норма <10% фосфатов.
Слайд 25Фосфатные добавки не только усиливают проникновение а-ПАВ через кожу. Они
настолько прочно «сцепляют» а-ПАВ с тканью, что даже 10-кратное полоскание
одежды в горячей воде не удаляет из нее эти вещества. Сильнее всего держат ПАВ шерсть и хлопок. Потенциально небезопасные концентрации ПАВ сохраняются на тканях до 4 суток. Учитывая, что стираем одежду мы обычно чаще, стиральные порошки всегда «на нас». И мы сами создаем источник постоянной интоксикации организма. Прочно закрепившись на одежде, молекулы а-ПАВ при соприкосновении с кожей довольно легко переносятся на ее поверхность и всасываются внутрь, начиная свой разрушительный маршрут по организму.
Аллергологи советуют максимально сократить время замачивания и стирки белья, максимально разводить порошки водой и исключить контакт незащищенных рук с раствором порошка. Тщательно (более 8 раз) выполаскивать выстиранные вещи в горячей воде…
Слайд 26Рекомендации:
Более ответственно относитесь к выбору моющих средств и не позволяйте
рекламам обманывать себя. Не забывайте о том, что на этой
планете будут жить наши дети и внуки, и мы должны заботиться об их будущем и здоровье. С увеличением численности населения нашей планеты неизбежно возрастает количество и разнообразие моющих средств, которые пагубно влияют не только на человека, но и на окружающую среду. Мы надеемся, что в ходе прогресса будут изобретены белее безопасные моющие средства, которые будут иметь возможность полностью растворяться в воде, не образуя вредных химических соединений.
Своей работой мы лишь хотим попытаться привлечь внимание людей к этой проблеме, показать, что довольно просто защитить свое здоровье и здоровье своих детей – руководствоваться простыми правилами техники безопасности при работе с моющими средствами и внимательнее относиться к выбору продукта.
Проблема использования средств бытовой химии очень актуальна и может быть изучена в последующих исследовательских работах.
Слайд 27Результаты исследовательской работы:
Кроме ПАВ в составе моющих средств имеются красители,
стабилизаторы, консерванты, парфюмерная композиция, отбеливатели, энзимы и многое другое, однако
на коробках полный состав не отображается.
• На этикетках отсутствует надпись: «Беречь от детей. Остерегаться попадания в глаза».
• Большое внимание уделяется на этикетке СМС рекламным данным.
• При измерении рН растворов СМС было обнаружено, что среда их растворов щелочная: у «Ласка», – щелочная (рН=9,6), а у «Tide», «Ariel», – сильнощелочная (рН=12,23-12,28), а это отрицательно влияет на кожу рук.
• Из результатов исследования видно, что все растворы СМС являются агрессивными.
Слайд 28Выводы:
• Все проанкетированные нами люди сталкиваются в повседневной жизни с
бытовой химией.
• Популярность СМС, пользующихся наибольшим спросом, обусловлена только работой
рекламных компаний, так как моющие средства схожи по своему составу.
• Мы проанализировали информацию из различных источников и выявили, что не все моющие средства так безопасны, как о них говорится в рекламах и на упаковках.
• Утилизованные сточные воды, содержащие остатки СМС, оказывают подавляющее влияние на рост и развитие биологических объектов, поэтому требуют предварительного сбора и хранения в отстойниках для дальнейшей дезактивации. Разработка и внедрение высокоэффективного оборудования, а также технологических приемов, позволяющих очищать сточные воды до требуемых параметров, является актуальной задачей в технологии водоочистки.
• Попадание ПАВ в водоемы неблагоприятно влияет на органолептические (цвет, запах, вкус) и бактериологические показатели воды. Таким образом, недопустимо сбрасывать в водоемы сточные воды прачечных без предварительной очистки.
Слайд 29Используемые ресурсы:
http://static.livescience.ru/moyushie/moyushie.pdf
Неволин Ф.В. Химия и технология синтетических моющих средств. М.,
1971 Бухштаб З.И. Технология синтетических моющих средств. М., 1988