Слайд 3Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушениями речи
МБДОУ № 17
Учитель
- логопед
Калинина Наталья Валерьевна
Слайд 4Проблема развития коммуникативных способностей
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее
время у большого количества выпускников детского сада и учащихся младшего
школьного возраста имеют место нарушения коммуникативной функции речи, которые проявляются в следующем:
- в неумении планировать совместную деятельность в речевом общении;
- зачастую дети затрудняются передать содержание впечатления, сюжета, сказки;
- неинициативны во время вступления в речевые контакты;
- не могут поддержать простой разговор;
- не умеют слушать других и выражать свои мысли словами
- испытывают затруднения в составлении творческих рассказов и др.
Слайд 5Актуальность проблемы
В практике работы с детьми дошкольного возраста зачастую судят
только по внешним характеристикам речи. Чаще всего родители и воспитатели
обращают внимание на четкость произношения звукового состава слова, на четкость произношения фонем, на умения согласовывать слова в предложениях, на умения ребенка формулировать высказывания, составлять простые сообщения и рассказы, а также на наличие заикания или других «грубых» дефектов речевой деятельности. В связи с таким внешним «логопедическим» пониманием речевого развития, часто остаются за пределами внимания другие существенные характеристики речи ребенка. Такие как:
Умение отвечать на вопросы взрослого, задавать их, высказываться;
Налаживать совместную деятельность со сверстниками, устанавливать положительные контакты, поддерживать разговор, беседу.
Слайд 6Актуальность проблемы
Любая программа дошкольного воспитания определяет задачи развития языка и
речевой деятельности дошкольника как умение использовать язык в процессе рождения
связного текста. Это очень важная сторона коммуникативного развития дошкольника. Ребенка надо учить отвечать на вопросы взрослого, задавать их, высказываться, налаживать совместную деятельность со сверстниками, устанавливать положительные контакты, поддерживать разговор, беседу.
Если обратиться к психологической литературе, то приходится констатировать, что именно коммуникативная функция речи, как средство общения ребенка, лежит в основе всего последующего вербального развития индивида. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности, в какой срок ему станут доступны памятники истории и культуры человечества.
Слайд 7Место коммуникативной функции в общей структуре речи
Важнейшим достижением человека, позволившим
ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось
речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь – это язык в действии. Язык – система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения.
Выделяют следующие основные функции языка:
1) средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта;
2) средство общения (коммуникации);
3) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения).
Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений.
Коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми
Слайд 8
Коммуникативная функция речи
Функция общения: характеризуется наличием в речи сообщения и
побуждения к действию. Общаясь с другими людьми, человек не только
сообщает им свои мысли, знания, выражает желания и эмоциональные состояния, но и воздействует на них.
Формы речевого воздействия — вопрос, просьба, совет, предложение, убеждение, приказ, инструкция, запрещение и др.
В одном и том же высказывании могут быть объединены сообщение и побуждение к действию, напр.: я хочу получать от тебя письма ежедневно. Наряду с этим в высказывании может преобладать сообщение: получил письмо или побуждение к действию: напиши письмо.
В коммуникативной функции речи большое значение имеет интонация.
формирование коммуникативной функции речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению форм речи - диалога и монолога.
Слайд 9Коммуникация
1. Речевое общение
(умение общаться, поддерживать беседу, задавать вопросы,
иметь высказываться и рассуждать)
2. Словарь
(обогащать и активизировать словарь,
уметь оперировать словарем, умение понимать смысл слов)
3. Грамматический строй речи
( умение грамматически изменять новые слова, согласовывать их в предложения, умение использовать правильно предлоги, умение образовывать новые слова, совершенствование структуры простого предложения)
4. Звуковая культура речи.
(Совершенствование восприятия речи и речевого слуха, дикцию, развитие голосового аппарата)
Слайд 10 Формирование у детей коммуникативной функции речи в общей структуре
общения.
Основные этапы, которые проходит онтогенетическое развитие общения у человека вплоть
до поступления в школу, можно представить и описать следующим образом:
1. Возраст от рождения до 2-3 месяцев. Биологическое по содержанию, контактное общение, служащее средством удовлетворения органических потребностей ребенка. Основное средство общения - примитивная мимика и элементарная жестикуляция.
2. Возраст от 2-3месяцев до 8-10 месяцев. Начальный этап познавательного общения, связанный с началом функционирования основных органов чувств и появлением потребности в новых впечатлениях.
3. Возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. Возникновение координированного вербально – невербального общения, обслуживающего когнитивные потребности.
Слайд 11Формирование у детей коммуникативной функции речи в общей структуре общения
4.
Возраст от 1,5 до 3 лет. Появление делового и игрового
общения, связанного с возникновением предметной деятельности и игры. Начальный этап разделения делового и личностного общения.
5. Возраст от 3 до 6-7 лет. Становление произвольности в выборе и использовании разнообразных естественных, данных от природы или приобретенных средств общения. Развитие сюжетно-ролевого общения, порождаемого включением в сюжетно-ролевые игры.
С поступлением в школу получает ускорение интеллектуальный и личностный рост ребенка. Углубляется и становиться более разнообразным содержание общения, дифференцируются его цели, совершенствуются средства. Происходит вербализация общения, четко развиваются, и независимо друг от друга развиваются деловое и личностное общение.
Слайд 12
Особенности коммуникативной функции детей с нарушениями речи (ОНР)
Бедность
и недифференнированость словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связанного
высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения. Следствием этих трудностей являются:
снижение потребности в общении,
несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь),
особенности поведения;
незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.
Дети, которые плохо владеют коммуникативными средствами, находятся в состоянии неуспеха во всех видах детской деятельности. Их игровые умения, как правило, развиты слабо, игра носит манипулятивный характер; попытки общения этих детей со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности со стороны "непринятых".
Слайд 13Особенности КФ детей с нарушениями речи. Выводы:
Развитие речи
у детей с ОНР 5-6 лет протекает замедленно и своеобразно,
вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются несформированными. Замедление речевого развития, трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи ограничивают речевые контакты ребенка со взрослыми и сверстниками, препятствуют осуществлению полноценной деятельности общения.
Общее недоразвитие речи у детей приводит к стойким нарушениям общения, плохо развитая речь препятствует установлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции этих детей к коллективе сверстников. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.
Слайд 14ФГТ об образовательной области «Коммуникация»
В планируемых итоговых результатах освоения детьми
основной общеобразовательной программы дошкольного образования одними из интегративных качеств ребенка,
которые он приобретает в результате освоения Программы это:
- эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
- овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
Слайд 15Основные выводы:
Коммуникация является одной из важных образовательных областей, которая способствует
реализации каждого из четырех направлений развития ребенка.
Коммуникация интегрирует со всеми
другими образовательными областями, являясь ведущим звеном, исходя из своей значимости для всестороннего развития ребенка.
Развитие коммуникативной компетентности выступает одной из главных задач в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Слайд 16Развитие коммуникативных навыков в игровой деятельности
Коммуникативные навыки развиваются в повседневной
деятельности, а также в процессе дидактических, словесных, подвижных, сюжетно-ролевых игр.
Большую подборку коммуникативных игр предлагают практические педагоги на страницах журнала «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения», а также интернет сайты для педагогов («Педсовет», «Фестиваль» и др.).
Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.
Слайд 17Данная картотека игр имеет определенные цели и задачи:
Воспитание чувства единства,
сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров
« Клеевой ручеек», « Слепец и поводырь», «Волшебные водоросли»;
умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты « Вежливые слова»,
« Волшебный букет цветов», « Подарок для всех»;
умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом « Игры- ситуации»,
« Коврик примирения», « Руки знакомятся, руки сорятся, руки мирятся»;
развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия « Изобрази пословицу», « Разговор через стекло», « Закорючка»;
создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости « Пресс-конференция», « Пойми меня», «Без маски».
Слайд 18Слепец и поводырь
Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей
по общению.
Дети разбиваются на пары: “слепец” и“поводырь”. Один закрывает глаза,
а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.
По окончанию игры педагог просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?
Слайд 19Вежливые слова
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Игра
проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч,
называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
Слайд 20
Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся
Цель: развить умения выражать свои
чувства и понимать чувства другого человека.
Игра выполняется в парах с
закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга
на расстоянии вытянутой руки. Педагог даёт задания:
Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;
снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;
ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.
Слайд 21Изобрази пословицу
Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.
Детям предлагается изобразить
с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:
“Слово не воробей – вылетит,
не поймаешь”
“Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”
“Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”
“Как аукнется, так и откликнется”
Слайд 22Развитие коммуникативных способностей в игровой деятельности
Существует другая классификация
коммуникативных игр, используемая авторами Бычковой С.С., Данилиной Т.А., Зедгенидзе В.Я.,
Стёпиной Н.М., Клюевой Н.В., Касаткиной Ю.В., Панфиловой М.А., Рылеевой Е.В., Саранской О.Н. и др.
1. Игры для развития коммуникативных качеств детей
(«Снежный ком», «Давайте познакомимся», «Что изменилось?», «Найди меня», «Путаница», «Звери на болоте», «Узнай, кто я», «Послушный мячик», «Подари движение», «Строим дом», «Клубочек»).
2. Игры, направленные на развитие информационно-коммуникативных умений.
(«Рассказ по кругу», «Волшебные водоросли», «Вежливые слова», «Диалог-шутка», «Игры-ситуации», «Подарки», «На балу у короля», «Позвони другу», «Колдун», «Изобрази пословицу», «Управляем роботом»).
Слайд 233. Игры, ориентированные на развитие регуляционно-коммуникативных умений.
(«Клеевой ручеёк», «Слепец и
поводырь», «Магазин игрушек»,
«Ищем клад», «Скульпторы», «Близнецы», «Пойми меня», «Скажи по-разному»,
«Разговор через стекло»).
4. Игры, ориентированные на развитие аффективно-коммуникативных умений.
(«Без маски», «Игра с масками», «Как ты себя чувствуешь», «Моё настроение», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», « Астрологи», «Оживи маску»).
5. Игры, направленные на коррекцию эмоционально – волевой сферы и сплочение детского коллектива.
(«Услышь своё имя», «Гонка мячей», «Крокодил в болоте», «На мостике», «Маленькое приведение», «Сороконожка», «Липучка», «Охота на тигра», «Ладонь в ладонь», «Головомяч», «Дотронься…», «Улитка», «Выразительные движения», «Конкурс хвастунов»).
Слайд 24
6. Игровые упражнения на формирование навыков общения.
(«Возьмите меня в игру»,
«Совет волшебников», «Тихо, громко, очень громко», «Придумываем и рисуем правила
игры», «Что ты можешь предложить?», «Твой друг плачет», «Протяни другу руку», «Поссорились – помиримся». «Я хочу играть один» «Помогаю другу».
7. Игровые ситуации на формирование навыков позитивного общения со взрослыми и сверстниками.
(«Кукольный театр», ролевые игры).
Слайд 25Заключение
Дружеские отношения со сверстниками имеют большое значение в формировании человеческой
психики, её развитию и становлении разумного, культурного поведения. под воздействием
воспитателей игры детей обогащаются эпидотами и дают простор для развития воображения. Речь их совершенствуется, становится ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре.
В процессе игровой деятельности дети учатся социальному взаимодействию, реализуют свои способности, знания, коммуникативные навыки и учатся жить в обществе. Благодаря играм, общению и обучению происходит личностный рост и интеллектуальное развитие ребёнка, поэтому очень важно, что бы у детей была возможность находится в коллективе.