Слайд 1Кейс-метод как способ анализа проблемных ситуаций на уроках истории и
обществознания
Слайд 2Кратко об истории кейсов
Кейс-метод в основе своей педагогический. Он имеет
историю,
которая начинается с XVII в., когда теологи брали из
жизни реальные
случаи и анализировали их, обучая своих студентов. Родиной
современного метода являются Соединенные Штаты Америки, а
более точно – Школа бизнеса Гарвардского университета. В период с
1909 по 1919 гг. обучение происходило по схеме: учеников-практиков
просили изложить конкретную ситуацию (проблему), а затем дать
анализ проблемы и соответствующие рекомендации. Первый сборник
кейсов был издан в 1921 г. Культурологической основой появления и
развития кейс-метода явился принцип "прецедента" или "случая".
"Метод Case Study" наиболее широко используется в обучении
экономике и бизнесу, а в последнее время нашел широкое
распространение в изучении медицины, юриспруденции, математики
и других наук.
Слайд 3Кейс-метод
Кейс-метод (сase-study, метод АКС) представляет собой метод обучения, основанный на
использовании описания конкретных ситуаций. Кейсом называют письменное описание какой-либо конкретной
реальной ситуации, предлагаемой обучающимся для анализа, определения сути заключенной в ней проблемы и поиска оптимального варианта решения ситуации.
Слайд 4ПРОБЛЕМА
- противоречие, несоответствие между
требуемыми или желаемыми
результатами и реальной,
имеющейся в
наличии ситуацией
Слайд 5ПОПС-формула
– прием построения аргументированного высказывания
П – позиция («я считаю,
что…»)
О – обоснование («потому, что …»)
П – примеры,
наиболее убедительныо обосновывающие заявленную позицию
С – следствие (окончательный вывод: «Таким образом, …»).
Слайд 6СТРУКТУРА КЕЙСА
Название кейса (краткое, запоминающееся)
Введение (обычно даются сведения о
главных действующих лицах кейса, рассказывается о предыстории рассматриваемой ситуации, обозначается
личностно-значимый смысл проблемы, заключенной в ситуации).
Основная часть – описание самой ситуации (содержит внутреннюю интригу, проблему, заключенную в предлагаемой для анализа ситуации).
Заключение (здесь ситуация может «зависать» на том этапе развития, который требует решения проблемы).
Слайд 7СТРУКТУРА КЕЙСА (продолжение)
Приложения (содержат важную, но косвенную информацию, связанную
с внутренней проблемой кейса в форме текста, графиков, диаграмм, иллюстраций,
аудио- и видеозаписей и т.д.).
Специально сформулированные вопросы, позволяющие организовать работу с кейсом либо задание, которое необходимо выполнить. (+ четкие инструкции)
Записка для преподавателя (обозначается авторский подход к анализу кейса и дается описание методических особенностей работы с предлагаемой ситуацией)
Заключение по ситуации (предлагается «решение» ситуации)
Слайд 8Домашнее задание
Разработайте кейс, содержащий: - Характеристику цели и задач его
применения; - Название - Описание конкретной ситуации, - Задания и
вопросы для организации ее обсуждения, -
Дополнительный материал в виде приложения;
Авторский вариант решения с кратким обоснованием.
Основой для кейса должна послужить одна из актуальных проблем, сформулированных в ходе занятия.
Слайд 9Тема урока: Право на образование. Курс “обществознание”, 9 класс
Цели педагогической
деятельности:
1. Подвести учащихся к пониманию ценности образования, государственных гарантий на
доступность и бесплатность образования, взаимосвязи права на образование и обязанности получить общее среднее образование;
2. Развивать умения:
организовать своих знаний и упорядочить их,
создавать свои собственные приёмы обучения,
принимать самостоятельные решения и выдвигать собственные идеи;
отстаивать свои права.
3. Воспитывать:
способность брать на себя ответственность;
толерантность в восприятии качеств и черт характера окружающих.
Слайд 10Основные понятия:
Право, обязанность, право на образование, права ребёнка.
Доступность
образования, бесплатность образования.
Литература.
Конституция Российской Федерации;
Закон РФ “Об образовании”;
Конвенция о
правах ребёнка;
Всеобщая декларация прав человека;
Европейская конвенция о защите прав человека.
Раздаточный материал:
кейс с вопросами – по численности учеников в классе;
листы, пронумерованные с характеристиками;
игровое табло (ватман А1)
жетоны для распределения по группам ;
маркеры – 4 шт.;
ватман А3 для экспресс-опроса.
Слайд 11Основные этапы урока.
1. Организационная деятельность. Слово учителя. Знакомство с ходом
урока.
2. Экспресс-опрос “Права и обязанности”.
3. Цели урока (определяют дети).
4. Фронтальная беседа.
5. Работа с кейсом. Анализ.
6. Домашнее задание.
7. Ролевая игра “Приём в школу”.
8. Итоги работы. Рефлексия (синквейн).
Слайд 124. Фронтальная беседа.
Учитель:
Что вам известно о праве на образование?
Где,
от кого вы узнали о своём праве на образование?
Где зафиксировано
это право?
Кем?
Приходилось ли вам отстаивать своё право на образование?
Прошу послушать историю, которая произошла в г. Челябинске.
Слайд 135. Работа с кейсом.
Учитель: Перед вами лежит описание ситуации
(кейс), пакет документов и вопросы, которые помогут вам найти реальный
выход из создавшейся ситуации.
Оксану не захотели принять в 10-й класс родной школы,
потому что 9-й класс она окончила с пятью тройками. А это
для престижного лицея, в который за время её учебы
превратилась школа, совсем не подходит. Но Светлана
Ивановна, мать девочки, юрист по профессии, так не считала.
Она…
Какое право нарушено?
На основании каких нормативных документов можно квалифицировать нарушение права?
Кем конкретно нарушено право (персоналии, орган);
Что можно (нужно) сделать для его восстановления?
Кто обязан это сделать?
Слайд 14Учитель:
Как вы считаете, в реальной ситуации
удалось ли родителям
защитить право
своего ребёнка на образование?
(Зачитывает реальное решение суда).
Слайд 157. Ролевая игра “Приём в школу”.
Учитель: вы являетесь учителями
школы и на педагогическом совете должны решить вопрос: “Кого принять
в 6 класс с углублённым изучением английского языка? Всего поступило 6 заявлений. Принять можно только одного ребёнка”.
(В итоге обсуждения ситуации учащиеся должны сделать вывод, опираясь на статью федерального закона “Об образовании”)
Слайд 161. Девочка, проживает в другом районе города. Рядом со школой
живёт её бабушка. Девочка имеет хорошие оценки по предметам естественнонаучного
цикла.
2. Мальчик. Живёт возле школы. Все друзья во дворе учатся в этом классе, и он решил перейти в эту же школу.
3. Девочка. Прибыла из другого города. Родители дипломаты. Отлично владеет разговорным английским. Через 3 месяца переедет в другую страну.
4. Мальчик, ранее оставался на повторный курс обучения. Имеет неудовлетворительные оценки по 4 предметам. Состоит на учёте в милиции. Живёт рядом со школой.
5. Мальчик. Переехал из деревни, где не изучал английский язык. Живёт рядом со школой. Склонен к бродяжничеству.
6. Девочка. Инвалид детства 2 группы, ДЦП. Успевает по всем предметам на “4” и “5”. Воспитывается одной мамой. Проживает рядом со школой.
(подведение итогов работы)