Слайд 1Профилактика компьютерной и интернет- зависимости у детей и подростков
Педагог-психолог
МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
Марина Юрьевна Коннова
Слайд 2У нас нет
компьютерной зависимости…
У нас – роботов,
вообще такое
не встречается!
Компьютер может стать как другом,
так и заклятым врагом;
может
помочь в беде,
и может добавить проблем;
может найти единомышленников
и может привести к одиночеству…
Слайд 3Для чего нужен компьютер?
подготовка к урокам, мероприятиям
текстовые материалы, презентации, проекты
участие
в электронных конференциях, семинарах
использование учебных программ
электронная почта
слушать музыку, радио
смотреть/качать
фильмы
общаться (чаты, аськи, форумы, скайп…)
играть (диски, онлайн)
ведение дневников
поиск людей, новостей
Развлечение:
Работа:
Слайд 4Плюсы и минусы компьютерных игр
Развивают творческое мышление
Развивают умение овладевать новыми
логическими операциями
Развивают представление о способах предметного манипулирования
Снимают психическое напряжение
Способствуют социальной
адаптации
Тренируют скорость реакции
Деформируют самосознание и эмоциональную сферу
Способствуют переутомлению
Вытесняют реальные межличностные отношения
Снижают мотивацию к другим способам получения информации о внешнем мире
Слайд 5Предрасположенность к компьютерной зависимости:
особенности характера подростка;
особенности воспитания в семье;
нестабильные, конфликтные
отношения в семье;
отсутствие семейного досуга;
необремененность домашними обязанностями;
особенности взаимоотношений со
сверстниками, проивоположным полом;
жажда приключений, повышение адреналина;
демонстрация себя, своих умений, знаний, достижений, способ выделиться или быть «как все».
Слайд 6Тип личности (характеристика)
крайне несамостоятельность
слабая воля
ранимость
не способность воспринимать
критику или неодобрение
не желание брать на себя ответственность и
принимать решения
тенденция к подчинению другим людям.
Человек с пассивной жизненной позицией.
Слайд 7 патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером.
Официально компьютерная зависимость была
признана психиатрами в середине
90 годов
ХХ века.
Термин «интернет-зависимость» ввел в 1996 году
Уильям Голдберг
Зависимость от интернета, как и зависимость от компьютерных игр, является составляющей ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРА в целом.
Компьютерная зависимость -
Слайд 8Кибер-буллинг
- кибер (обозначает виртуальное опосредствованное компьютером пространство)
- буллинг (происходит от
англ. bull - бык, бугай, а в переносном смысле -
очень большая, сильная или агрессивная персона; и обозначает процесс агрессивного, завзятого нападения).
Кибер-буллинг - это нападения с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через электронную почту, "аську", в чатах, на веб-сайтах, в социальных сетях; действуют через текстовые сообщения или через изображение (фото, видео); к кибер-буллингу относят также террор с помощью мобильной телефонной связи.
Слайд 9Фишинг
Фи́шинг (англ.phishing,от fishing рыбная ловля, выуживание) — вид интернет-мошенничества, целью
которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей — логинам и паролям.
Слайд 10Физические аспекты
компьютерной зависимости:
Общее истощение организма
Различные нарушения
психики
и поведения
Нарушение осанки
Заболевания позвоночника
Синдром запястного канала
Утомляемость
Заболевания желудочно-кишечного тракта
Сердечно-сосудистые заболевания
Гипертония
Заболевания органов дыхания
Нарушения органов зрения
Слайд 11Критерии, помогающие определить наличие
патологического пристрастия по отношению к работе
за компьютером
чрезмерно длительное пребывание за компьютером;
«выпадение» из режима реального времени,
«потеря контроля» над временем, проведенным за компьютером,
невыполнение обещаний данных самому себе или другим касаемо уменьшения времени, проведенного за компьютером,
утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду,
смешанное чувство радости и вины во время работы за компьютером, приступы депрессии, ужаса, волнения.
раздраженное поведение, которое появляется, в случае если по каким-то причинам длительность работы за компьютером уменьшается;
быстрый, неряшливый прием пищи, часто перед монитором;
понижение успеваемости, систематические прогулы занятий;
Слайд 12ограничение общения с ранее важными людьми: родственниками, друзьями, существенное изменение
круга общения, подозрительные контакты, телефонные звонки, встречи;
появляющиеся изворотливость, лживость;
пренебрежение собственным
здоровьем, гигиеной и сном в пользу общения с компьютером;
злоупотребление кофе и другими психостимуляторами;
очень высокий уровень энергичности, побуждения к действию, реакции готовности, собранности во время игры и низкий вне игры;
обсуждение компьютерной тематики со всеми, кто хотя бы немного знает толк в этом;
отрицание компьютерной зависимости.
Критерии, помогающие определить наличие
патологического пристрастия по отношению к работе за компьютером
Слайд 13Симптомы интернет-зависимости
готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность и
частоту работы в Интернете
способность и склонность забывать при работе
в Интернете о домашних делах, учебе, важных личных и деловых встречах, пренебрегая уроками, занятиями в кружках и секциях.;
стремление и способность освободиться на время работы в Интернете от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояний тревоги или депрессии, обретение ощущения эмоционального подъема и своеобразной эйфории;
досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях, и навязчивые размышления об Интернете в такие периоды;
стремление проводить за работой в Интернете все увеличивающиеся отрезки времени и неспособность спланировать время окончания конкретного сеанса работы;
Слайд 14Симптомы интернет-зависимости
нежелание принимать критику подобного образа жизни со стороны близких;
готовность мириться с потерей друзей и круга общения из-за поглощенности
работой в Интернете;
пренебрежение собственным здоровьем и, в частности, резкое сокращение длительности сна в связи с систематической работой в Интернете в ночное время;
избегание физической активности или стремление сократить ее;
пренебрежение личной гигиеной;
постоянное «забывание» о еде, готовность удовлетворяться случайной и однообразной пищей, поглощаемой нерегулярно и не отрываясь от компьютера;
подбор, просматривание и изучение специальной литературы о новинках Интернета, обсуждение их с окружающими.
Слайд 15Стадии формирования компьютерной зависимости
Слайд 16Типы компьютерных игр
и их влияние на играющего
I. Ролевые компьютерные
игры
Игры с видом "из глаз"
"своего" компьютерного героя
(стрелялки).
Игры с видом извне на "своего"
компьютерного героя (квесты, стратегии, бродилки)
Руководительские игры.
II. Неролевые компьютерные игры
Аркады.
Головоломки.
Игры на быстроту реакции.
Традиционно азартные игры.
Слайд 17Отличие
ролевых компьютерных игр от других
Уход от реальности, потребность
человека в "отстранении" от повседневных хлопот
и проблем
Принятие роли. Стремление к принятию роли компьютерного персонажа, которая позволяет человеку удовлетворять потребности, по каким-то причинам не способные удовлетвориться в реальной жизни.
Слайд 18
Чем больше у тебя психологических барьеров в повседневной,
реальной жизни, тем быстрее и глубже ты погрузишься
в виртуальную атмосферу.
Слайд 19Детские правила
Никогда не давай информацию о себе, которая может указать,
что ты - ребенок.
Вместо фотографии пользуйся рисованным аватаром.
Настрой доступ к
твоим фотографиям только для самых близких людей.
Не переходи по подозрительным ссылкам.
Поддерживай дружбу только с теми, кого знаешь.
Если во время общения в чате или переписке какой-то незнакомец тебе угрожает, задает неприятные вопросы или уговаривает на встречу в реальной жизни, то:
ничего не отвечай и немедленно прекрати переписку;
сохрани переписку в компьютере;
измени имя пользователя;
сообщи об этом родителям!
Национальная горячая линия по вопросам
предотвращения насилия и защиты прав детей в Интернете,
тел. 0-800-500-335 или 386 с мобильного