Слайд 1Компетентностный подход в обучении на уроках в начальной школе в
условиях
ФГОС НОО
Прокофьева С.Н.
учитель начальных классов МАОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 5» г.Бежецка
Слайд 2«Настоящий учитель
показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены
тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит
здание с ним вместе, учит его строительству».
А.Дистервег.
Слайд 3Компетентность -
это готовность и способность человека действовать в
какой-либо области.
«Компетентный человек» - человек, способный брать на себя ответственность
при решении возникающих проблем, обучаться на протяжении всей жизни, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении.
Слайд 4
Тип человека современности и ближайшего будущего – самостоятельный, коммуникабельный,
умеющий работать в группе, готовый и способный постоянно учиться новому,
самостоятельно добывать и применять нужную информацию.
Слайд 5Компетентностный подход
выдвигает на первое место не информированность учащихся, а
умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и овладение способами
деятельности;
не отрицает накопление знаний, но в то же время сами по себе знания не являются целью обучения, они – лишь основа для адекватной и осмысленной деятельности школьника.
Слайд 6Обрести компетентность можно
лишь при самостоятельной постановке проблем, поиске необходимых
для решения знаний и определения их путем исследования.
Слайд 8
Классификация базовых компетенций:
Информационная
Коммуникативная
Кооперативная
Проблемная
Рефлексивная
Слайд 9Китайская мудрость:
«Я слышу – я забываю,
я вижу – я
запоминаю,
я делаю – я усваиваю».
Эффективен не тот, кто просто знает,
а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знаний.
Слайд 10Качество усвоения материала
При обучении ученик усваивает:
- 10% прочитанного
- 20% услышанного
-30% увиденного
-90% того, что он сделал
сам
Слайд 11Формирование ключевых компетенций
Исследовательская деятельность, проектная деятельность на уроке
и внеурочное время, участие во внеклассных мероприятиях, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах,
проектах, концертах - все это способствует формированию ключевых компетенций. Предметная компетенция является ведущей при определении качества учебной деятельности обучающегося.
Слайд 12Стать компетентным
ребёнок может только сам, найдя и
апробировав различные модели поведения в данной предметной области, выбрав из
них те, которые в наилучшей степени соответствуют его стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ориентациям.
Слайд 13Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий
учитель вдохновляет».
Уильям Артур Уорд,
американский писатель
Именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
Слайд 14Учитель должен помнить правила:
1 .Главным есть не предмет, которому вы
учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность,
а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
2 .На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
4. Необходимо чаще использовать вопрос «почему?», чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
Слайд 158.Необходимо чаще показывать ученикам перспективы их обучения.
9.Используйте схемы, планы, чтобы
обеспечить усвоение знаний.
10.В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого
ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
11.Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
12.Поощряйте исследовательскую работу учеников.
13.Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
14.Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Слайд 16
Компетенции, которыми должны обладать ученики.
1. Способность к анализу и
синтезу.
2. Способность применить знания на практике.
3. Способность к организации
и планированию.
4. Базовые общие знания в области изучаемых наук.
5. Способность применить базовые знания на практике.
6. Способность общаться устно и письменно. 7.Элементарные компьютерные навыки.
8.Исследовательские навыки.
9.Способность учиться.
10.Информационная компетенция
(способность извлекать информацию из различных источников и анализировать ее).
Слайд 17
11.Способность к критике и самокритике.
12.Способность адаптироваться
к новым ситуациям.
13.Способность к генерированию новых идей(творчеству).
14.Способность решать проблемы.
15.Способность принимать
решение.
16. Способность работать в коллективе.
17.Межличностная компетенция.
18.Способность к лидерству.
19.Способность разрабатывать
и реализовать проекты.
20.Желание добиться успеха
Слайд 18
«Не школа и образование есть основа и
источник самовоспитания и самообразования, а самообразование - та необходимая почва,
на которой школа может существовать»
П.Ф.Каптерев,
российский педагог и психолог