рамках курса повышения квалификации)
Тема: «Комплексный подход к семьям подростков «группы
риска».
подготовила:
Сизоненко О.А., педагог-психолог КГУ «Свободненской СШ» Есильского района
Слайд 2Актуальность и концептуальные идеи программы
Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная
дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное
влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных средств.
Работа по профилактике которая направлена на оздоровление условий школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога, работников ПДН, учреждений дополнительного образования.
Слайд 3Проблемы:
1. Ухудшение социального положения семей в школе.
2. Высокий процент неблагополучных
семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития детей.
3. Невысокий уровень
общей культуры детей «группы риска» в микросоциуме школы.
4. Отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка.
5. Высокий уровень подавления и насилия.
6. Хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.
7. Сохранения физического, психического и духовного здоровья учащихся фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развитиям личности.
8. Защиты прав и интересов ребёнка из неблагополучной семьи, оказания комплексной помощи.
Слайд 4 Адаптация учащихся школы асоциального поведения в социуме.
Сохранение и укрепление здоровья детей
«группы риска», формирование у них навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей среды в школе, сохранения семейных ценностей по формированию здорового образа жизни.
Формирование личностных нравственных качеств у учащихся.
Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребёнка, соблюдение прав.
Слайд 5Задачи программы
Осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных явлений в
подростковой среде, типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к
детям и гармоничности семейных отношений в целом.
Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений, нарушений в семейном воспитании и по пропаганде здорового образа жизни.
Осуществление комплексной коррекционной работы с детьми и подростками, с семьёй в целях восстановления здоровых взаимоотношений между членами и коррекцией имеющихся отношений в семейном воспитании, формирование семейных ценностей.
Формирование у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья детей «группы риска», создание информационного банка данных.
Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
Обеспечение мотивации:
учителей к освоению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе;
родителей на совместную деятельность по вопросам формирования
здорового образа жизни детей через систему просветительной работы.
развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим.
научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.
Слайд 6Отличительные особенности программы
1.Тесное взаимодействие с семьёй.
2.Сотворчество педагогов и детей.
3.Развитие инициативы.
4.Способность
педагогов к неформальному общению.
5.Создание у ребёнка ситуации успеха в решении
вопросов физического и нравственного совершенствования.
6.Формирование у детей «группы риска» потребности в здоровом образе жизни.
7.Совместное участие в мероприятиях детей, педагогов и родителей.
Слайд 7Планируемые результаты
I. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, злоупотреблению
вредными привычками.
II. Формирование нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе
жизни.
III. Обучение навыкам социально поддерживающего, развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.
IV. Удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочное время.
Слайд 8Ожидаемые результаты и способы оценки
Выявление основных причин появления детей
«группы риска».
Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.
Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей «группы риска».
Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.
Снижение заболеваемости среди учащихся «группы риска».
Повышение обученности и уровня физической подготовки детей этой группы.
Снижение количества детей асоциального поведения и неблагополучных семей.
Формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях.
Рост заинтересованности родителей в оздоровлении подрастающего поколения
Слайд 9Методическое обеспечение программы
Этапы реализации программы:
Первый этап(5 класс) - составление программы
работы с детьми «группы риска»
Второй этап (6 класс) - диагностический
(изучение потребностей и запросов «трудных» детей).
Третий этап (7 класс) – деятельностный (координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией).
Четвертый этап (8класс) – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование с учетом выработанных рекомендаций, подготовка детей к выпускному классу.
Для реализации программы в жизнь были выбраны следующие направления:
- работа с учащимися;
- работа с семьей;
- работа с учителями;
- организация досуга детей
Слайд 10Работа с учащимися
Цели и задачи:
- формирование здорового образа жизни и
высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей;
- профилактика вредных
привычек (употребления ПАВов, табакокурения, алкоголя, наркотиков);
- профилактика правонарушений;
- психокоррекция;
- профориентация;
- пропаганда здорового образа жизни;
- адаптация детей и подростков к современным условиям, их правовая социализация через культурно-досуговую и спортивно-оздоровительную работа;
- создание ситуации успеха для детей асоциального поведения;
- сформировать личную и социальную компетентность детей, развить у них позитивное отношение к себе и к окружающему обществу;
- укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности.
Слайд 11Методы
- переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих
поступков);
- метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом,
общественной деятельностью).
Формы работы: групповая работа, тренинг, дискуссии, беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники)
Слайд 12Работа с семьей
Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствование улучшения микроклимата
в семье, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа
жизни.
Задачи:
- привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности детей;
- выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми;
- разработка основных правил семейного воспитания;
- создание положительной мотивации у родителей в содействии образовательному учреждению, своему ребенку;
- всесторонне психолого-педагогическое просвещение родителей;
- способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка.
Слайд 13 Формы работы:
- просветительская работа
(выпуск памяток, информационных листов, беседы, дискуссии, лектории для родителей);
- психокоррекционная
работа - семейная консультация (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях);
- психопрофилактическая - приглашение специалистов (врача-нарколога, психолога, инспектора ПДН и др.) для бесед с родителями и детьми.
Принцип реализации работы с семьей:
- анкетирование;
- опрос родителей и детей;
- совместные праздники;
- творческие семейные выставки.
Основные направления работы с семьей:
- возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций своей семьи;
- формирование семейных ценностей предусматривает проведение творческих семейных выставок, выполнение семейных творческих заданий;
- организация работы родительского лектория на темы: «Психологические особенности подросткового возраста», «Способы конструктивного взаимодействия с подростком», «Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в семье», «Что нужно знать о вреде алкоголя и табака и последствиях их употребления»
Слайд 14Работа с педагогами
Цели и задачи:
- расширить знания о
проблеме зависимости от вредных привычек в подростковой среде;
- дать базовые
психологические понятии о психологии развития личности детей;
- расширить знания о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления вредными привычками среди несовершеннолетних.
Направления организации досуга:
- изучение интересов и потребностей детей данной категории;
- расширение видов творческой деятельности для удовлетворения интересов и потребностей детей;
- методическое сопровождение мероприятий досуга;
- организация социально-значимой деятельности детей.
Слайд 15Профилактика правонарушений
Беседы по факту.
Операция "Внимание, дети".
Акция "Детям - заботу взрослых".
Лекции
специалистов, классные часы.
Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми, неблагополучными семьями.
Смотр-конкурс информационных листов
"Профилактика асоциальных явлений".
Кинофильмы "Вредные привычки".
Родительские собрания.
Правовой всеобуч: Конституция, Устав школы.
Выступления с информацией о состоянии преступности.
Профилактика употребления ПАВ.
Организация летнего отдыха.
Работа родительского комитета.
Рейды в семьи.
Слайд 16 Психологическое сопровождение
Специально - коррекционные занятия.
Индивидуальные консультации.
Программа
коррекционно-воспитательной работы с девиантным поведением.
Диагностические методики:
Цветовой тест
М. Люшера;
Социометрия;
Карта психологической характеристики личностного развития младшего школьника;
Организация педагогической помощи
Создание благоприятных условий для развития личности "трудного"
ребенка.
Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках "трудных" учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие "синдрома неудачника".
Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений.
Формирование положительной Я - концепции. Создание у личности обстановки успеха, поддержки, доброжелательности. Анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.
Оказание педагогической помощи родителям "трудного" школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества; контролировать его поведение и занятия в свободное время.
Слайд 18 Организация медицинской
помощи
Проведение систематического осмотра медиками "трудных" школьников с целью диагностики отклонений
от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера.
Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.
Половое просвещение "трудных" подростков. Решение проблем половой идентификации.
Организация психологической помощи
Изучение психологического своеобразия "трудных" подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.
Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т.д.
Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.
Индивидуальные беседы с "трудными" детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом преодолеть неуверенность в общении с другими.
Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.
Слайд 19 Организация свободного времени учащихся
Свободное время
- умение разумно и интересно, с пользой для себя и
окружающих проводить свой досуг - острая проблема "трудных" детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Наблюдается неумение "трудного" рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирование интересов, умения добиваться поставленной цели.
Изучение интересов и способностей детей.
Вовлечение детей асоциального поведения в кружки, секции, общественно полезную деятельность, движение милосердия. Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг. Изучение участия детей асоциального поведения в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в переориентации интересов. Поощрение любых видов художественного и технического творчества учащихся и участие их в общешкольных и классных мероприятиях. Определение одним из главных направлений работы территориального социально - педагогического центра и школьных воспитательных центров на работу с детьми асоциального поведения. Организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, сезонных оздоровительно - досуговых лагерей