Слайд 1Отрадненское управление
министерства образования и науки
Самарской области
ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Самара 2006 г.
Слайд 2ПРОБЛЕМА
Общественные потребности и запросы
Качество образования, включая и качество системы управления
образованием
системообразующий ресурсом
Слайд 3ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Общественность – активная, инициативная, ответственная, осознавшая свои интересы (в
том числе в области образования) и готовая к отстаиванию их
в законном порядке, часть населения, граждан в неформальном значении этого слова.
Профессиональная
Непрофессиональная
Внутриотраслевая
Внеотраслевая
Слайд 4ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Государственно-общественное управление образованием (ГОУО) – это управление, в котором
представлены две взаимодействующие составляющие, два начала, два рода субъектов, а
именно – субъекты государственной и общественной природы.
Государственно-общественные образовательные отношения (ГООО) – это отношения между группами людей и (или) государственными и общественными организациями, их представляющими и объединяющими, принимающими участие в создании, распределении и потреблении образовательных услуг.
Государственно-общественное взаимодействие (ГОВ) – форма ГООО, в которой реализуются действия каждого из партнеров, характеризуемых общностью в понимании ситуации, смысла действий, солидарностью и согласием.
Слайд 5ВОЗМОЖНОСТИ
преодолеть разрыв между обществом и образовательной системой;
формировать:
опережающий
инновационный характер образования;
гражданское общество;
использовать необразовательные ресурсы внешней среды в
образовательных целях
Слайд 6СТРАТЕГИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
либерально-гуманистическая
(максимально индивидуализированное образование )
охранительно-государственная
(максимальное сохранение высокого уровня
общего среднего массового образования с опорой на единые для всех
образовательные стандарты)
социокультурного развития
(поддержка существующего уровня общего среднего образования, инновационных проектов и образовательных инициатив)
Слайд 7Одна из главных задач развития российского образования – выработать стратегию
управления системой образования, основываясь на согласовании и учете интересов как
государства, так и граждан
П. Щедровицкий, «Никакие задачи не могут быть продуктивно решены без учета тех процессов, которые идут в сопредельных секторах, не могут быть решены вне продуктивного взаимоотношения школы и общества»
Слайд 8ГОУО – интеграция трех направлений работы
демократизация деятельности органов государственной
власти и управления образованием;
развитие самоуправляющихся ассоциаций участников образовательной деятельности
(профессиональных ассоциаций педагогов, органов ученического и родительского самоуправления всех уровней);
организация общественных органов управления образованием, в которых представлены все слои населения.
Слайд 9ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ГОУ
переосмысление субъектами образования значения общественности для образования
и управления им, рассмотрение общественности не как помехи в работе
и не только как источника дополнительных ресурсов или корректора управленческих ошибок профессионалов, а как равноправного субъекта и партнера, имеющего собственные интересы и право их отстаивать;
развитие практики изучения реальных ожиданий и потребностей населения в сфере образования, начало диалога с заказчиками и потенциальными инвесторами по поводу ассортимента, доступности и качества предоставляемых образовательных услуг, комфортности и безопасности образовательной среды;
поиск конкретных форм вовлечения общественности в решение образовательных проблем (попечительские советы, фонды, координационные советы, профессиональные ассоциации, муниципальные и школьные стратегические команды и т.п.).
Слайд 10ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ
Совет образовательного учреждения
Попечительский совет образовательного учреждения
Орган
общественного участия в управлении в качестве некоммерческой организации
Слайд 11РИСКИ
инерция мышления: стремление политических руководителей и государственных чиновников к
построению вертикально-иерархических отношений с лицами и организациями, представляющими гражданское общество
и местные сообщества, к рассмотрению их всего лишь как агентов проведения государственной политики;
неструктурированное, недифференцированное и неадресное понимание общественности субъектами образования;
Слайд 12РИСКИ
опасность понимания политического решения о возвращении государства в школу и
придании общеобразовательным школам статуса государственных как сигнала о свертывании демократических
преобразований и «неактуальности» с этого момента развития общественного участия в образовании и связей образования с общественностью;
опасность понимания развития государственно-общественного взаимодействия как усиления одной из сторон в интересах другой или как нового перераспределения нынешних функций управления (в то время как речь идет о полном использовании возможностей и резервов каждой из сторон, связей между ними для развития образовательного и управленческого потенциала).
Слайд 13ПРИЗНАКИ ГОУО
наличие государственной структуры управления образованием, в которой каждый субъект
управления наделен конкретными полномочиями и ответственностью;
наличие общественной структуры управления
образованием, все субъекты которой наделены реальными полномочиями и вытекающей из них ответственностью;
согласованное и взаимно принятое распределение полномочий и ответственности между государственными и общественными субъектами управления образованием на всех его уровнях;
принятая органами государственного и общественного управления образованием система разрешения возникающих между ними противоречий и конфликтов.
Слайд 14ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОУО
- независимость и паритетность органов государственного и общественного
управления образованием;
- законность, предполагающая неукоснительное следование органов управления Конституции России,
ее законам, другим нормативным правовым актам;
- правовая обоснованность притязаний участников образовательной деятельности на участие в государственно-общественном управлении сферой общего образования, как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на муниципальном, региональном и федеральном уровнях;
- комплексное использование экономических, кадровых, организационных, информационных и иных ресурсов государства и общества субъектами государственно-общественного управления образованием;
Слайд 15ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОУО
- целевая направленность деятельности субъектов государственно-общественного управления образованием
на реализацию потребностей и интересов участников образовательного процесса, общества и
государства;
- открытость и гласность, в соответствии с которыми деятельность субъектов государственно-общественного управления образованием открыта для всех участников образовательного процесса и обеспечивается получением ими необходимой информации;
- свобода и самодеятельность, означающие возможность каждого субъекта государственно-общественного управления свободно выбирать методы и средства осуществления управленческой деятельности и проявлять при этом активность;
Слайд 16ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОУО
- согласованное распределение полномочий и сфер ответственности между
государственными и общественными органами управления образованием на каждом уровне и
этапе функционирования и развития;
- наделение полномочиями органов управления образованием в государственной вертикали сверху вниз, в общественной – снизу вверх;
- цивилизованное разрешение конфликтов и противоречий между государственными и общественными органами управления на каждом уровне образования через общепринятые согласительные механизмы и процедуры.
Слайд 17КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОУО
вклад субъектов государственно-общественного управления образованием в улучшение
условий функционирования образовательного процесса (финансовое обеспечение; оснащенность нормативно-правовой базой; информационное
обеспечение участников образовательного процесса);
вклад субъектов государственно-общественного управления образованием в улучшение состояния образовательного процесса (реализация прав членов образовательного процесса на участие в управлении образовательным учреждением; гармонизация взаимоотношений участников образовательного процесса; качество учебного процесса; качество внеурочной и внешкольной воспитательной работы);
вклад субъектов государственно-общественного управления образованием в улучшение результатов образовательного процесса (уровень знаний, умений и навыков учащихся; уровень гражданского воспитания учащихся; готовность учащихся к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования).
Слайд 18Весь накопленный опыт по рассматриваемому вопросу позволяет утвердиться в следующих
убеждениях:
Сфера привлечения общественности к участию в образовательном и воспитательном
процессе одна из самых сложных, ответственных и трудоемких, имеющая огромный спектр условностей, нюансов, носит очень существенный объективный характер.
В тех образовательных учреждениях, где органично функционирует социальное партнерство, где государство, муниципалитет и сообщество гармонично дополняют друг друга, показатели стабильности, воспитанности, а также их конкурентоспособность на рынке образовательных услуг значительно выше, чем в тех, где этого нет.
В школах, где сообщество подменяет власть в плане материального замещения недоработок администрации, социальное партнерство быстро изживает себя и становится формальным.
Формально созданные общественные институты, не наделенные определенными полномочиями в управлении образовательным учреждением, не имеющие нормативно-правовой базы и замотивированности на результат (ощутимый, понятный, конкретное воплощение в повышении имиджа, социального статуса) являются не действующими, а показушными явлениями.
Управляющие, попечительские школьные советы и другие формирования, получившие полномочия вмешиваться в государственный сегмент, регулируемый директором, имеющие возможность влиять на распределение государственного заказа или государственных средств крайне опасны для выстраивания единого образовательного пространства страны, округа, района и самого учреждения.
Слайд 19Отрадненское управление
министерства образования и науки
Самарской области
446304, Самарская область, г. Отрадный,
ул.
Физкультурников, д. 30
тел/факс: (84661) 2-36-94
e-mail: otrad_adm@samara.edu.ru
website: www.kollegi.org
Слайд 20ПОЛНОМОЧИЯ СУБЪЕКТОВ ГОУО
подбор, прием на работу и расстановку кадров, установление
надбавок и доплат к должностным окладам работников учреждения, порядка и
размеров их премирования, разработку и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся и др. (ст.32)
Руководитель образовательного учреждения
Слайд 21ПОЛНОМОЧИЯ СУБЪЕКТОВ ГОУО
установление режима работы учреждения, порядка приема, перевода и
выпуска учащихся из школы; утверждение Положения об оплате дополнительного труда
работников учреждения; принятие решения по вопросам аренды зданий и оборудования образовательного учреждения; создание и использование в интересах образовательного учреждения фонда его развития; изучение и реализация потребностей участников образовательного учреждения; общественный контроль за расходованием бюджетных средств; контроль за своевременным предоставлением отдельным категориям обучающихся дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством; контроль за работой подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений; разработка положений об органах школьного самоуправления, кодексов прав и обязанностей педагогов, учащихся и их родителей и вынесение их на утверждение общешкольной конференции (собрания); заслушивание информации директора школы и др.
Совета образовательного учреждения
Слайд 22ПОЛНОМОЧИЯ СУБЪЕКТОВ ГОУО
Муниципальный орган управления образованием
планирование, организацию, регулирование и
контроль деятельности образовательных учреждений (по поручению органов местного самоуправления); обеспечение
гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения; назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений (если иное не предусмотрено уставом образовательного учреждения); контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями и др. (ст.31).
Слайд 23ПОЛНОМОЧИЯ СУБЪЕКТОВ ГОУО
Муниципального Общественного совета по образованию
контроль реализации конституционных
прав граждан на образование и участие в управлении образовательными учреждениями;
общественную оценку рациональности использования выделяемых ресурсов на образование; организацию общественного обсуждения и экспертизы готовящихся и принятых нормативно-правовых актов в области муниципального образования; разработку проектов решений для органов муниципального самоуправления по актуальным проблемам муниципального образования; участие в изыскании дополнительных средств на нужды образования; координация деятельности органов общественного управления, знакомства их членов с проблемами государственно-общественного управления образованием и др.
Слайд 24Нормативно-правовая база
. . .
Договор о совместном учредительстве образовательных учреждений
Положение о
назначении и увольнении руководителей образовательных учреждений
Концепция создания единого образовательного пространства
Отрадненского округа
Программа развития образовательных учреждений Отрадненского управления министерства образования и науки Самарской области
Положение об образовательных центрах
Договор об информационно-методическом взаимодействии образовательных учреждений
Положение о рейтинге образовательного учреждения