Слайд 1педагог-психолог СОШИ № 22
г.Донецка
Погребная В.В.
Конфликты как барьеры в педагогическом общении
Слайд 2Педагогическое общение как социально-психологичекое взаимодействие
Педагогическое общение представляет собой коллективную
систему социально-психологического взаимодействия.
В связи с этим можно выделить следующие линии общения:
1) общение педагога с отдельными учащимися;
2) общение педагога через отдельных учащихся с коллективом в целом;
3) общение с коллективом в целом;
4) общение педагога через коллектив с отдельными учащимися.
Слайд 3 В организации правильного взаимопонимания в процессе педагогического общения
между педагогом и учеником существенную роль играет:
эмоциональная идентификация и
эмпатия как способность «эмоционально (а не только рационально) воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми мыслями и чувствами».
уметь эмоционально идентифицировать себя с ребенком, зажить его чувствами и мыслями, а значит, адекватно понять его мысли и переживания— это сложнейшая задача учителя.
Слайд 4Понятия конфликта
Конфликт - столкновение, серьезное разногласие, спор.
Конфликт - столкновение сторон, мнений, сил.
Термин «конфликт» применяется лишь
для
обозначения острых враждебных столкновений классовых интересов,
противоречий.
«Конфликт — это стимул и тормоз прогресса, развитие и деградация, добро и зло» .
Слайд 5Типология конфликтно-стрессовых ситуаций в средних и старших классах
для школьника характерна недолговечность, кратковременность
эмоциональных переживаний, если, конечно, речь
идет не о глубоких потрясениях и постоянных угнетающих ребенка раздражителях
Слайд 6Для детей свойственна потребность в защите со стороны взрослых и
прежде всего учителя.
В любой стрессогенной ситуации он устремляет свой
взор в сторону учителя и ждет от него помощи, поддержки.
Тем сильнее потрясение, если его ожидания не оправдываются, если его оставляют с переживанием один на один.
И еще хуже, когда вместо помощи от учителя ребенок получает противоположное.
Слайд 7Возникновение конфликтов
По характеру возникновения, конфликты могут быть:
внезапными,
непредсказуемыми.
Это наиболее опасный вариант конфликта, т. к. здесь требуется безошибочная
реакция педагога в условиях дефицита времени.
Слайд 8 В средних и старших классах состав конфликтующих достаточно
устойчив и основными сторонами выступают ученики и учителя.
Слайд 9 Конфликт ученика с учителем – это ниточка, которая
тянется от учителя к родителям ребенка, а ребенок – лишь
среднее звено, и звено самое слабое.
Слайд 10 Возрастные особенности школьников в подростковый период
развития именуется как:
«переходный», «трудный»,
«кризисный», «переломный»,
«конфликтный», «болезненный», «пубертатный»
от детского к взрослому состоянию
Слайд 11Переходный период
Для подростка свойственна потеря интереса к учебной работе. Он
склонен к романтике. У него пробуждается интерес к сексуальным знаниям
и опыту.
Он склонен переоценивать свои силы и способности.
Тяга к взрослости и слепое подражание привычкам старших.
Вместо прежнего лояльного отношения к требованиям учителя начальных классов у подростка появляется собственное мнение, преувеличенное представление о своем человеческом достоинстве.
Слайд 12Разновидности общительности
1) Школьник-отшельник, склонный к одиночеству. Его утомляют контакты
с ровесниками. Он испытывает комфорт, оставшись наедине с собой, с
собакой, кошкой или с предметами, делами, которые лучше делаются в одиночку.
2) Школьник, склонный к парному типу общительности. У него должен быть надежный друг (подруга). Без подруги, друга нет ощущения полнокровной жизни. Нередко дружба имеет далеко не положительные результаты как источник формирования негативных видов социального опыта. И наоборот.
3) Школьники, склонные к гупповой общительности. Из них формируются стихийные подростковые объединения по месту жительства как со здоровыми, так и с предосудительными программами взаимодействия.
Слайд 13Классификация конфликтов:
По степени проявления конфликты подразделяются на: скрытые и открытые,
случайные и хронические.
Скрытый конфликт затрагивает обычно двух людей, которые до
поры до времени стараются не показывать вида, что конфликтуют. Но как только у одного из них сдают нервы, конфликт превращается в открытый.
Конфликты бывают случайными (стихийно возникающими) и хроническими (сознательно провоцируемыми).
Слайд 14По процессу:
Внешние конфликты:
Межличностные конфликты трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и
вызванное не совместимостью их взглядов, целей, интересов, потребностей.
- вертикальные -
между руководителями и подчиненными;
- горизонтальные - между людьми, равными по положению;
Внутренний конфликт:
- Внутриличностные конфликты возникают при столкновении противоположных мотивов, потребностей, интересов у одного и того же человека. В их основе лежит негативное психологическое состояние личности: внутренние переживания, обиды и разочарования.
Слайд 15По результату:
Конфликт может нести творческий потенциал решения сложных жизненных
ситуаций и выход на новую систему конструктивных взаимоотношений в деловом
и межличностном общении.
Слайд 16Конструктивное поведение
Конструктивное поведение в конфликтной ситуации
- это умение подбирать правильную, адекватную стратегию поведения в конфликте.
Слайд 17Деструктивные конфликты
Приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда
перерастают в склоку и другие негативные явления, что приводит к
резкому снижению эффективности работы группы или организации.
Слайд 18Что же должно случиться, чтобы возник конфликт, чтобы актуализировалась соответствующая
причина?
Очевидно, что помимо существования причины конфликта вокруг нее
должны сложиться определенные условия, служащие питательной средой для конфликта.
Слайд 19Предлагаю пройти тестирование по ……
Существует пять основных стилей поведения в
конфликтной ситуации:
приспособление, уступчивость;
избегание;
соперничество, противоборство;
сотрудничество;
компромисс.
Слайд 20конфликтогены
Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены -
слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта, то
есть - приводящие к конфликту непосредственно.
Коварную суть конфликтогенов можно объяснить тем, что мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами.
Слайд 21 "Женщины не придают никакого значения своим словам, но придают
огромное значение тому, что слышат сами".
Слайд 22Решение и управление конфликтами
Решение конфликта представляет собой устранение полностью или
частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта.
Управление конфликтами
- это целенаправленное воздействие по устранению (минимизация) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.
Слайд 23Правила бесконфликтного взаимоотношения
По возможности не ворчать по поводу и без
повода, поскольку сварливость убивает любые чувства и хорошие отношения между
людьми.
Не пытаться перевоспитывать других, поскольку любой, пусть даже и не очень хороший, человек имеет право отстаивать свою самобытность.
Не увлекаться критикой, ибо люди всегда и везде стремятся защищать от нападок других.
Искренне восхищаться достоинствами других - не из лести, а просто потому, что самый простой способ изменить людей к лучшему состоит в том, что надо вести себя с ними так, как будто они уже являются такими, какими вы хотите их видеть.
Уделять близким и вообще окружающим вас людям постоянное внимание - чуткое, неослабевающее и действенное.
Быть постоянно вежливым, ибо только в этом случае мы вправе ожидать вежливости от других.