Слайд 1МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
средняя общеобразовательная школа №1
муниципального образования «Барышский район»
Ульяновской области
Классный час по теме «Конфликты – неизбежность или …»
Учитель
МОУ СОШ №1 МО «Барышский район»
Р. И. Исакова
Слайд 2Конфликты – неизбежность или …
«Я не ищу конфликтов, но я
и не боюсь конфликтов, я смело иду на их решение»
Г.Н. Сытин
Слайд 3Почему возникают конфликты?
Все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки,
мечты. А это значит, что наши интересы и интересы окружающих
людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной, приводящей к возникновению конфликтов (барьеров в общении)
Слайд 4Во время конфликта активизируется огромное количество отрицательных эмоций. Почему мы
тратим свои бесценные нервы и силы на участие в конфликтах?
Потому, что это привычно!
Почему некоторые люди способны предупреждать и решать конфликты, а другие нет?
Адекватному поведению во время конфликта можно и нужно учиться.
Слайд 5
Вот некоторые особенности поведения в конфликтной ситуации:
· «открытость» ума (человек
с «открытым» умом настроен на понимание аргументов собеседника. Он допускает,
что любая позиция или любое предложение в конфликте несут в себе как выгоды, так и потери.);
· позитивное (положительное) отношение к оппоненту (попробуй увидеть «друга» в своем оппоненте и его лучшую сторону. С другом всегда легче договориться, чем с врагом.);
Адекватному поведению во время конфликта можно и нужно учиться.
Слайд 6· рациональное мышление (контролируй свои эмоции, учись дипломатии. Существует две
самостоятельные задачи: найти разрешение конфликта и сохранить хорошие отношения с
оппонентом.);
· сотрудничество (типичная ошибка – стремление к одностороннему выигрышу, ориентация на стандартную победу, где есть победитель и побежденный. Только установка на равенство и сотрудничество дает выход из конфликта.).
Слайд 7Правила поведения в конфликте
Дай партнеру «выпустить пар».
Если Ваш партнер раздражен и агрессивен, то нужно помочь ему
снизить внутреннее напряжение. Пока этого не произойдет, договориться с ним будет трудно или невозможно. Наилучший прием в эти минуты – представить, что вокруг тебя оболочка (аура), через которую не проходят стрелы агрессии. Ты будешь надежно защищён, как в коконе.
Потребуй от него спокойно обосновать претензии.
Слайд 8· Людям свойственно путать факты и эмоции. Следует учитывать только
факты и объективные доказательства.
· Не бойся извинятся, если чувствуешь, что
не прав. Во-первых, это обезоруживает, во-вторых, вызывает уважение. Ведь только сильные и уверенные люди способны признавать свои ошибки.
· Независимо от результата разрешения конфликта старайся не разрушать отношения.
· Вырази свое уважение и расположение, согласись с наличием определенных трудностей.
Слайд 910 «нельзя» в конфликтной ситуации
1. Критически оценивать партнера.
2. Приписывать ему
негативное поведение и нечестные намерения.
3. Демонстрировать свое превосходство.
4. Игнорировать интересы
оппонента.
Слайд 105. Рассматривать всю ситуацию со своей стороны (тянуть одеяло на
себя).
6. Уменьшать и принижать заслуги собеседника и его вклад.
7. Преувеличивать
свои заслуги.
8. Нервничать, кричать, оскорблять.
9. Напоминать об ошибках и промахах собеседника.
10. Демонстрировать недовольство и обиду на партнера.
Слайд 11Как выйти из конфликтной ситуации?
Извиниться, если действительно неправ.
Учиться спокойно
выслушивать претензии партнёра.
Всегда держать уверенную ровную позицию, не переходить на
критику.
Попробовать переключить разговор на другую тему (сказать что-то доброе, неожиданное, весёлое)
Слайд 12Варианты конфликта:
Поведение другого человека нас не устраивает или раздражает.
Есть два
пути: изменить другого или успокоить себя и попытаться не обращать
внимания на провокацию, стать терпимей, изменить свое отношение к данной проблеме.
Слайд 13 Наше поведение раздражает других.
Можешь ли ты изменить свое поведение
в соответствии с ожиданиями других? Если да, то проблема исчерпана.
Поступай так, как хотят другие, и избежишь конфликта. Но скорее всего, ты не можешь или не хочешь меняться. Если бы было иначе, то конфликта не было бы. Главное иметь внутреннюю убежденность в своей позиции и уметь идти на компромисс.
Слайд 14Варианты поведения в конфликте
Соперничество
Избегание
Сотрудничество
Приспособление
Компромисс
Слайд 15Соперничество
Ты упорно отстаиваешь свою точку зрения, ни в чём не
уступаешь сопернику. Такая тактика оправдана, когда решается действительно что-то важное
и значительное, и любая уступка серьёзно затрагивает твоё достоинство и достоинство твоих близких. Постоянная приверженность такой тактике обеспечит вам репутацию скандалиста и неприятного человека
Слайд 16Избегание
Ты делаешь вид, что никаких разногласий не существует, всё замечательно.
Такая тактика требует большой выдержки. Но постоянно использовать её не
стоит. Во-первых, это большая нагрузка для психоэмоционального состояния: попытка загнать эмоции внутрь может отразиться на здоровье. Во- вторых, конфликтная ситуация сохраняется на неопределённый срок
Слайд 17Сотрудничество
Ты рассматриваешь своего соперника, как помощника в решении возникшей проблемы,
пытаешься встать на точку зрения другого, понять, как и почему
он не согласен с тобой, извлечь максимальную пользу из его возражений. Если вы вместе придёте к единому мнению, то конфликт будет исчерпан. Сотрудничать можно не только с друзьями, но даже с теми, кого сложно считать доброжелателями
Слайд 18Приспособление
Этот вариант поведения предполагает, что одна из конфликтующих сторон отказывается
от собственных интересов и приносит их в жертву другому человеку.
В ряде случаев этот вариант поведения наиболее правильный.
Слайд 19Компромисс
Компромисс предполагает, что обе стороны идут на уступки для того,
чтобы преодолеть спорную ситуацию. Компромисс требует от обеих сторон чёткого
соблюдения обязательств. Ведь нарушение договорённости – само по себе новый повод для конфликта, договориться в этом случае будет сложнее, потому что потеряно доверие.
Слайд 20Непременным условием для разрешения конфликта является:
Умение понять оппонента, посмотреть на
ситуацию его глазами;
Желание объективно разобраться в причинах конфликта и его
течении;
Готовность сдерживать свои негативные чувства;
Готовность обоих найти выход из трудной ситуации. Необходимо делать акцент не на «Кто виноват?», а на «Что делать?»
Слайд 21Не забывайте, что выйти из конфликтной ситуации часто помогает чувство
юмора.
Как высказать свою точку зрения, не обижая партнёра? Можно использовать
в конфликтной ситуации схему «Я- высказывание»
Слайд 22
Событие - «Когда…» (описание нежелательной ситуации)
Ваша реакция – «Я чувствую…»
Предпочитаемый
исход – «Мне хотелось бы, чтобы … «мы спокойно во
всём разобрались. »
Формула обоснования – «Я хотел бы…, потому что..»
Слайд 23«Я- высказывание»позволяет другому слушать вас и спокойно реагировать, предполагает ответственность
говорящего за поведение в конфликте.
«Ты - высказывание» («Ты каждый раз
перебиваешь», «Ты никогда не здороваешься») нацелено на обвинение другого человека. Научиться не конфликтовать с окружающими, не раздражаться совсем не просто – этого не добиться простыми тренировками и упражнениями. Самый верный способ – навести порядок в самом себе.
Слайд 24Научись отказываться от конфликта
Откажись от ссоры (если хочешь избегать
скандалов и ссор – научись сознательно отказываться от участия в
них);
Слайд 25· Сделай паузу (если Вы оказались втянутыми в конфликт, попытайся
сделать единственное возможное – замолчи, не жди, что это сделает
кто-то другой);
Слайд 26· Не доказывай (во время конфликта отрицательные эмоции блокируют способность
понимать, анализировать. Работа мысли останавливается. Если человек не думает, его
рациональная часть мозга выключена, то незачем и пытаться что- то доказать. Это – бесполезное и пустое занятие);
Слайд 27· Одностороннего конфликта не бывает (Ваше молчание позволит выйти из
ссоры и прекратить ее. В любом конфликте участвует две стороны,
а если одна исчезла – с кем ссориться?);
Слайд 28Уходя, не хлопай дверью (ссору можно прекратить, если спокойно и
без всяких слов выйти из комнаты. Но если при этом
хлопнуть дверью или сказать что-то обидное, можно вызвать эффект страшной, разрушительной силы);
Слайд 29· Говори, когда партнер остыл и сможет услышать доводы (побеждает
тот, кто сможет остановить конфликт вначале, не даст ему разгона);
Слайд 30Список используемой литературы
1.Аникеева Н.П. Обучение школьников способам общения // Психологический
климат в коллективе. - М.: Просвещение, 1989. - С. 131-183.
2.Батаршев
А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 174 с.
3.Батаршев А.В. Психология личности и общения. - М.: Владос, 2004. - 246 с.
4.Березина А.В. Особенности формирования межличностного восприятия как условие совершенствования общения у подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2003. - 23 с.
5.Тишина Е. Воспитательная работа в школе/Е. Тишина // Общение в коллективном деле. - 2008. - №1. - С. 119
6.http://www.kommunarstvo.ru/index.html?/biblioteka/bibivaent.html
7.Иванов И.П. Методика Коммунарского воспитания./ И.П. Иванов Просвещение 1990. - с. 59-63.
8.Караковский В. Воспитательная работа в школе./ В. Караковский // КТД «Памятник Букве Е» 2008 - №1.С. 103-106.
10.Лизинский В.М. Классный руководитель/ В.М Лизинский. // Коллективные творческие дела 2007 9.- №8. С. 112-113.
11.Егидес А.П. Лабиринты общения, или Как научиться ладить с людьми. - М.: АСТ, 2002. - 363 с.
12.Меньшикова А.Л. Трудности в общении, конфликты и пути их преодоления. - СПб., 2004.