Слайд 1Конкурсное занятие и критерии его оценки.
Материал подготовлен
Горшковой Т.Б.
Слайд 2
Урок – это зеркало общей и педагогической
культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции.
В.А. Сухомлинский
Слайд 3На уроке
Можно получить представление о том:
каковы отношения учителя с учащимися;
глубоко
или поверхностно учитель знает свой предмет;
как он мотивирует познавательную деятельность
своих учеников;
кто он: примитивный информатор или организатор процесса учения детей;
обеспечивает ли он прочные знания, умения и навыки;
умеет ли он использовать процесс освоения учащимися знаний по предмету для их развития и воспитания.
Слайд 4Только на уроке
можно определить роль и место учителя в
учебном процессе;
можно увидеть его рост и развитие
Слайд 5Урок – не самоцель.
Это инструмент воспитания и развития
личности. И если мы хотим перевести нашу школу в режим
развития, мы должны в совершенстве овладеть этим инструментом, научиться более рационально его использовать, в совершенстве освоить управление им.
Слайд 6Теоретические позиции урока:
Во-первых, урок в нашей школе был и остается
основной формой организации учебной работы, при помощи которой осуществляется воспитание
и развитие личности. Как бы не менялась его форма, структура, технология, он и в наши дни играет роль центра, вокруг которого «вращаются все другие формы учебных занятий».
Слайд 7
Во-вторых, жизнестойкость, жизнеспособность урока объясняется тем, что он представляет собой
живую, подвижную, постоянно изменяющуюся и совершенствующуюся процессуальную систему, отражающую в
себе все многообразные многоплановые стороны и моменты учебно-воспитательного процесса.
Слайд 8
В-третьих, урок – система социальная, которая может существовать только за
счет взаимодействия учителя с учащимися и учащихся друг с другом.
Слайд 9
В-четвертых, современный урок должен строиться на основе самодеятельности учащихся в
учебном процессе, их самоорганизации, развития их личности, коллективной учебной деятельности,
ответственности учеников (знает свои обязанности, принимает их, реализует, контролирует выполнение).
Слайд 10
Современный урок – это, прежде всего, урок, на котором учитель
умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного
умственного роста, глубокого и осмысленного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Слайд 11
В-пятых, урок, как и весь учебно-воспитательный процесс в школе, обусловливается
социально-экономическими потребностями этого общества, уровнем его развития, конкурентоспособности его экономики,
нравственными и моральными ценностями этого общества.
Слайд 12
В-шестых, сложность феномена, именуемого уроком, заключается в том, что он,
протекая в школе, крепко-накрепко связан с педагогическими процессами, имеющими место
в семье.
Слайд 13
В-седьмых, при всей своей подвижности и гибкости конкретный урок представляет
собой более или менее законченный отрезок педагогического процесса, ограниченный хронологическими
рамками, целями, содержанием, составом учащихся и т.д.
Слайд 14
В-восьмых, диалектика урока, такова, что было бы ошибкой представлять себе
урок, как какое-то самодовлеющее, изолированное, замкнутое в себе методическое образование.
Каждый отдельно взятый урок органически связан с предыдущими и последующими уроками, он звено в цепи уроков.
Слайд 15
Нельзя понять существа данного урока, не имея представления о том,
какие уроки были даны до него и какие последуют за
ним, какое место он занимает в раскрытии темы или данного раздела программы.
Слайд 16Каждый урок – кирпичик.
Если такие «кирпичики» сами по
себе хороши, но плохо пригнаны друг к другу и скверно
сцементированы – стена развалится.
Слайд 17Посещение и анализ уроков –
важнейшая работа директора; от
ее высокого научного уровня зависит очень много: интеллектуальное богатство жизни
педагогического и ученического коллективов, методическое мастерство педагогов, многогранность запросов и интересов воспитанников.
Слайд 18
От повседневного совершенствования урока зависит культура всего
педагогического процесса в школе.
Слайд 19Критерии оценки учебного занятия:
Содержание учебного занятия
Методы, средства, технологии
Личностные и профессиональные
качества учителя
Слайд 20Содержание учебного занятия
Глубина, новизна, научность учебной информации.
Целесообразность и инновационность учебного
материала.
Структурирование и дифференциация по сложности и объему.
Переход от знаниевой парадигмы
в обучении к развивающей, компетентностной.
Прогностический характер образования, его направленность на подготовку школьников к жизни в современном обществе.
Слайд 21Методы, средства, технологии
Проблемность учебных заданий, вопросов, упражнений. Использование диалогических форм
работы, активных методов обучения.
Эффективность организации учебного сотрудничества и позитивного взаимодействия
в педагогическом процессе. Умение вовлечь детей в совместное творчество.
Развитие способностей и умений учащихся самостоятельно добывать знания, систематизировать и применять их на практике.
Поиск новых путей интеграции с другими областями знаний.
Оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки для сохранения и укрепления здоровья школьников.
Слайд 22Личностные и профессиональные качества учителя
Гуманистическая направленность взаимодействия учителя с детьми.
Неординарность
и глубина педагогического мышления.
Способность к творчеству, импровизация, нестандартность, образность.
Интеллектуальный уровень,
педагогическая культура, эрудиция.
Создание комфортных психологических условий для обучения и воспитания, владение способами мотивации, стимулирование интереса у школьников к самостоятельной творческой деятельности.