Слайд 1Новые образовательные стандарты
Традиционный взгляд:
Основная задача школы - дать хорошие
прочные ЗНАНИЯ
ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: «…ориентации образования не только на
усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на РАЗВИТИЕ его личности»
Как меняются требования к результату?
Для справки
психологи:
Развитие – формирование в процессе взаимодействия с миром способностей и функций, воспроизводящих человеческие качества.
Развитие – интеллектуальное
Развитие – личностное
Развитие - социальное
ФГОС
«Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности»
Prezentacii.com
Слайд 2Технология проблемно-исследовательского метода
В основе Стандарта - системно-деятельностный подход
Слайд 3Как же организовать учебный процесс, чтобы он обеспечивал развитие у
учащихся мыслительных и исследовательских умений?
Что будет первым шагом для
учителя?
Слайд 4Обучение учащихся началам исследовательской деятельности
урок
дополнительное образование
защита проектов и
рефератов
поисково-творческая деятельность
систематическое применение исследовательского подхода в обучении
Слайд 5Компоненты исследовательской культуры школьника:
мыслительные умения и навыки: анализ и выделение
главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий: конкретизация,
доказательства и опровержение, умение видеть противоречия;
умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации;
умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи;
специальные исследовательские умения и навыки.
Слайд 6Обучение началам научного исследования. 1 класс.
Учим разделять целое на элементарные
составные части
Учим соотносить
Учим сравнивать и классифицировать
Учим накапливать опыт
определения и объяснения понятий
Учим расшифровывать родовое понятие
Учим отвечать на вопросы типа «Почему?»
Слайд 7Обучение началам научного исследования. 1 класс.
Учимся видеть противоречия
Учимся внимательно слушать
Учимся ориентироваться в учебнике
Учимся ориентироваться в порядке расстановки книг
Учимся
отвечать на вопросы, самостоятельно формулировать вопрос
Осваиваем основные виды письменных работ
Слайд 8Обучение началам научного исследования. 2 класс.
Разделять целое на элементы, учиться
видеть компоненты в целостном изображении, в предмете.
Сопоставлять, различать, производить одновременное
сравнение, определять последовательность.
Формировать умения элементарного обобщения.
Определять и объяснять понятия.
Расшифровать данное родовое понятие
Слайд 9Обучение началам научного исследования. 2 класс.
Отвечать на вопросы. Накапливать опыт
прямого доказательства.
Видеть противоречия.
Слушать чтение художественных и научно-популярных текстов.
Ориентироваться в структуре
учебника.
Соблюдать правила пользования библиотекой.
Отвечать на вопросы по тексту.
Владеть основными видами письменных работ.
Слайд 10А.И. Савенков «Методика организация игр по исследовательской деятельности с младшими
школьниками», «Содержание и организация исследовательского обучения школьников»
Л.В. Ляхова «Организация
исследовательской деятельности учащихся»
Слайд 14Вопросы
Уточняющие
Верно ли…
Надо ли..
Должен ли..
Правда ли..
Восполняющие
Где?
Когда?
Кто?
Почему?
Как?
Слайд 15Умение видеть проблемы
Посмотрите на мир чужими глазами
Представьте, что вы капелька
воды, редкий цветок на лугу, камешек на дороге
Найди как можно
больше вариантов нетрадиционного, но реального использования кирпича (газеты, кусочка мела)
Слайд 16Выдвигаем гипотезы
«Давайте вместе подумаем:
«Почему летом снег в горах не
тает?»
«Почему весной появляются почки на деревьях?»
«Как птицы узнают
дорогу на юг?»
«Почему не все птицы улетают осенью?»
Слайд 17Эксперименты (реальные и мысленные )
Реальные опыты с реальными предметами и
их свойствами
Изучение свойств воды, полезных ископаемых, влияния разных условий на
рост и развитие растений…
Слайд 18Этапы
исследовательского урока
1. Мотивация
2. Исследование в малых группах
3.Обмен информацией
4.
Организация информации, обобщение
5. Рефлексия..Связывание информации. Подведение итогов
Слайд 19Мотивация
Создание проблемной ситуации
Вопрос
Формулировка проблемы
Стимул
Личностные УУД: смыслообразование
самоопределение
Регулятивные УУД:
целепологание
Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы
Коммуникативные УУД:
умение
выделять проблему, умение выражать свои мысли
Слайд 20Исследование
Направляется проблемным вопросом
Разный материал для изучения
Поиск эскиза решения
Личностные УУД:
нравственно-этическое оценивание
Регулятивные УУД: планирование, прогнозирование, саморегуляция
Познавательные УУД: выделение и формулирование
цели, поиск и выделение информации, выбор способов решения…
Комуникативные УУД: сотрудничество, разрешение конфликтов…
Слайд 21Обмен информацией
Обмен мнениями
Представление данных
Соотнесение информации
Личностные УУД: действие нравственно-этического оценивания
Регулятивные УУД:
контроль, коррекция
Познавательные УУД: построение речевого высказывания, анализ, синтез
Коммуникативные УУД: умение
полно и точно выражать мысли
Слайд 22Организация информации
Связывание информации
Маленькое или большое открытие
Познавательные УУД: классификация
Коммуникативные УУД: умение
полно и точно выражать мысли
Слайд 23Связывание информации. Рефлексия.
Открытие связующего принципа
Возвращение к проблеме и оценивание её
решения
Познавательные УУД: обобщение
Личностные УУД: действие нравственно-этического оценивания
Регулятивные УУД: оценка
Слайд 24 самостоятельное мышление;
решение возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;
навыки прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.
Слайд 25 Главная задача учителя
стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать,
самостоятельно искать истину
Слайд 26Исследовательские умения
видеть проблему;
– задавать вопросы;
– выдвигать гипотезы;
– давать определения понятиям;
–
классифицировать;
– наблюдать;
– проводить эксперимент;
– делать выводы и умозаключения;
– структурировать материал;
-
корректно полемизировать с докладчиком на конференции;
– аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.
Слайд 27Цель программы - развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем формирования его
исследовательских навыков.
Слайд 28Задачи программы:
1. Развитие познавательных способностей и потребностей младших школьников.
2. Обучение
детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных
исследований.
3. Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
4. Воспитание у учащихся ответственности за проведение индивидуального исследования.
Предлагаемая программа рассчитана на реализацию общеинстеллектуального направления развития личности в условиях внеурочной деятельности с детьми 1 классов, особенностями развития которых является потребность в познавательной деятельности, активность.
Объём курса 33ч из расчета 1 ч в неделю.
Слайд 29С чего и как начать?
Методика :
- тренировочные занятия;
-
самостоятельные исследования