Слайд 1Кризисы- что это?
И как
помочь своему ребёнку.
Слайд 2Кризис, от
греческого
krineo,
буквально означает «разделение дорог»
Слайд 3В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов, один
из которых означает «опасность», а другой – «возможность».
Слайд 4 Таким образом, слово «кризис» несёт в себе
оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости в действии. Само понятие «кризис»
реально означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент.
Слайд 5Виды кризисов
Переживаемые детьми и подростками кризисы можно условно разделить на
три основные группы:
возрастные кризисы;
кризисы утраты и разлуки;
травматические кризисы.
Слайд 6Возрастные кризисы
Возрастной кризис – это переходной период между возрастными этапами,
который неизбежно переживается ребёнком при переходе от одного возрастного этапа
к другому по завершении определенных стадий развития. В первую очередь этот вид кризиса обусловлен физиологическими сдвигами в организме ребёнка, морфофункциональными перестройками.
Слайд 7Особенность протекания возрастного кризиса зависит от врождённых свойств нервной системы
(темперамент), характера, индивидуальных, биологических и социальных отношений. Во время кризиса
личность ребёнка, как открытая система, становится неустойчивой, даже на слабые раздражители отвечает неоправданно интенсивными откликами.
Слайд 8Подростковый кризис (13-17 лет)
Центральным фактором физического развития в подростковом возрасте
является половое созревание, которое оказывает существенное влияние на работу внутренних
органов. Проявляется половое влечение и связанные с ним новые переживания, потребности и мысли. Возникшее в результате чувство взрослости интерпретируется им как готовность стать полноправным членом взрослого общества, быть самостоятельным, добиваться уважения со стороны старших. При этом социально подросток остаётся ещё школьником, его стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны взрослого окружения. Это противоречие и лежит в основе подросткового кризиса.
Слайд 9В пубертатный период проблемы и конфликты подростка могут перейти в
затяжные кризисы. Именно в этом возрасте – как регрессивная декомпенсация
кризиса – появляется первый пик суицидальной активности (суицидальные попытки и суициды), возникает риск негативных зависимостей (алкоголь, наркотики, токсические вещества и т. д.), депрессии, психогенные приступы с переживанием отчуждённости (дереализации и деперсонализации).
Слайд 10Психологу, работающему с ребёнком или подростком, оказавшемся в кризисном периоде
развития, важно знать особенности и типичные конфликты, характерные для того
или иного возрастного кризиса.
Слайд 11Непреодолённые кризисы в сочетании с травматизацией могут превратиться в запущенные
или выливаться в невротические, непоследовательные или агрессивные действия: побеги, убегания,
вандализм, убийство, или суицид.
Слайд 13Утрата – переживание, человеческий опыт, связанный со смертью близкого человека.
С кризисами разлуки дети сталкиваются в случаях развода родителей и
создания родителями новых семей.
Слайд 14Процесс адаптации детей после развода условно делят на три фазы:
Первая,
самая острая фаза, длится примерно около двух лет. Это время
эмоциональной и физической разлуки одного из супругов с детьми.
Слайд 15Вторая фаза – переходная. Взрослые налаживают жизнь друг без друга,
испытывая подъёмы и спады.
Слайд 16Третья фаза означает создание нового жизненного стиля. Один или оба
родителя заводят новые семьи. Если дети не подготовлены к этому,
их отношения с приёмными родителями могут складываться очень сложно, вызывать напряжение как у взрослых, так и у детей.
Слайд 17Травматические кризисы
возникают в результате внезапного кратковременного или длительного воздействия событий,
выходящих за рамки нормального человеческого опыта, к которым человек, как
правило, не является готовым.
Слайд 18
Выделяют травмы:
- причинённые каким-либо стихийным или природным бедствием;
- причинённые людьми
(все виды насилия, жестокое
обращение, сексуальное злоупотребление, война, теракты).
Слайд 19Психологическое насилие, может быть двух видов:
Психологическое пренебрежение – последовательная неспособность
родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребёнку необходимую поддержку, внимание,
психологическую защиту, отсутствие привязанности к ребёнку.
Психологическое жестокое обращение – хронические действия, совершаемые взрослыми с целью издевательства над ребёнком, его унижения, оскорбления, высмеивания.
Слайд 20Психологическое
(эмоциональное) насилие
открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;
угрозы в адрес
ребёнка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;
преднамеренная физическая или
социальная изоляция ребёнка;
предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
ложь и невыполнение взрослыми обещаний;
однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребёнка психическую травму.
Слайд 21Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы,
попытки, покушения. Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании
аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей или неволей оказывается человек.
Слайд 22Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и
находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со
своими проблемами
Слайд 23Как помочь ребёнку?
Будьте рядом- слушайте, сочувствуйте, демонстрируйте любовь
Убедите обратиться за
помощью к психологу
Будьте бдительны, относитесь серьёзно
Будьте в контакте с друзьями
и родственниками
Будьте тактичны, не разглашайте тайны