Слайд 1 Ханты - Мансийский автономный округ – Югра
Октябрьский район
муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Ромашка»
Методические
рекомендации по формированию идеалов мужественности и женственности у детей средствами художественной литературы
Подготовила: Яковлева Марина Витальевна
воспитатель
Слайд 2 Одним из главных средств гендерного
воспитания
дошкольников является детская литература.
Слайд 3 Художественная литература – неиссякаемый источник воспитания
детей. Детская художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества
и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Дети любят одних героев, восхищаются их поступками, пытаются им подражать и не принимают других – отрицают их отношение к жизни, не одобряют их поведение и не хотят быть похожими на них .
Слайд 4
Пестушки – краткие стихотворные приговоры нянюшек
и матерей, ухаживающих за ребенком в первые месяцы жизни, которые
вызывают у ребенка положительные, радостные, бодрые эмоции. В пестушках часто встречаются слова, которые обращены к Богу, Богородице, ангелам, животным с просьбой защитить ребенка от болезней, несчастий, помочь малышу преодолеть первые жизненные трудности, послать ребенку сладкий сон.
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ — топ-топ!
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
Мы проснулись,
Потянулись,
Вместе солнцу улыбнулись,
Здравствуй, солнышко,
Колоколнышко!
Слайд 5 Потешка - песенка – приговор, сопутствующий
игре с пальцами, ручками и ножками ребенка.
Слайд 6 Пословицы – это краткие, меткие, глубокие по
силе мысли народные изречения или суждения о жизненных явлениях, выраженные
в художественной форме. В пословицах нашел отражение длительный опыт социально – бытовой исторической жизни народа, его идеология, психология и жизненная мудрость .
Мужчина должен быть умным, смелым, трудолюбивым, хозяйственным: «Смелый боец и в ученье, и в бою молодец», «Мужик хлопочет – себе добра хочет».
От хозяйки же ждут домовитости, трудолюбия, аккуратности и бережливости: «Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит», «Путная хозяйка каждую курочку знает». В изумительной мудрости русских пословиц и поговорок запечатлены такие традиции народа, как любовь к матери, уважение к старшим, почитание родителей .
Слайд 7 Русские народные сказки являются одной из
самых драгоценных жемчужин, доставшихся нам в наследство. О сказках К.Д.
Ушинский писал: « Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, что кто –нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа» .
Слайд 8
Сказка представляет ребенку следующие жизненные полоролевые ситуации :
терпение,
трудолюбие, заботливость девочки вознаграждается;
силой, смелостью, служением родной земле мальчик, юноша,
мужчина может заслужить любовь и уважение людей;
любовь к детям, забота о них позволяет воспитать достойную смену, способную встать на защиту семьи;
проявление ума и смекалки, как мальчиками, так и девочками обеспечивает выход из сложных жизненных ситуаций и т. д.
Слайд 9При воспитании у детей идеалов мужественности и женственности предлагаем весь
репертуар художественных произведений разбить на блоки.
В первый блок могут войти
следующие циклы:
произведения, раскрывающие качества мужественности, присущие защитникам отечества: смелость, стойкость, ответственность («Богатырская застава» В.Калиты, рассказы Л.Кассиля «Твои защитники» и др.)
о мужественных поступках в мирное время, но в необычных обстоятельствах ( рассказы в стихах С.Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»,Б.Житкова «Почта», К.И.Чуковского «Храбрость» и др.)
о мальчиках, проявляющих мужественность (рассказы «Рыцарь» В.Железникова,«Просто старушка» В.Осеевой, «Ничего особенного» В.Донниковой, произведение Е. Пермяка «Самое страшное» и другие)
Слайд 10 Второй блок произведений способствует формированию представлений о
некоторых качествах женственности, а именно заботливости. миролюбия, терпимости к недостаткам
других и попечительского отношения к малышам:
- произведения, формирующие собирательный, положительный образ девочки ( рассказы А.Граф «Димина чашка», «Праздник», Н.Пикулевой «Улыбка и Слёзка»)
- раскрывающие качества женственности, проявляемые по отношению к представителям противоположного пола( сказки «Золушка». «Морозко» и др.);
- Показывающие нравственный смысл заботливости и попечительского отношения к малышам (сказки Э.Сетона – Томпсона «Рванное ушко», в.Сухомлинсккого «О гусыне», рассказ А.Алексина «Первый день»);
- произведения, формирующие представления о миротворчестве (сказки Ш.Перро «Фея», Братьев Гримм «Госпожа Метелица»
Слайд 11
произведения, формирующие собирательный, положительный образ девочки ( рассказы А.Граф «Димина
чашка», «Праздник», Н.Пикулевой «Улыбка и Слёзка»)
раскрывающие качества женственности, проявляемые
по отношению к представителям противоположного пола( сказки «Золушка». «Морозко» и др.);
Показывающие нравственный смысл заботливости и попечительского отношения к малышам (сказки Э.Сетона – Томпсона «Рванное ушко», в.Сухомлинсккого «О гусыне», рассказ А.Алексина «Первый день»);
произведения, формирующие представления о миротворчестве (сказки Ш.Перро «Фея», Братьев Гримм «Госпожа Метелица»
Слайд 12Третий блок произведений направлен на формирование представлений о дружной счастливой
семье(рассказы Н.Яночкиной «Большой и маленький», В.Осеевой «Отомстила», Н.Носова «Шурик - у
дедушки» и др.);
где все: заботятся друг о друге ,во всём помогают ( главы из повестей Д.Габе «Моя семья» (Работа) , рассказ В. Драгунского «Куриный бульон» из сборника Денискины рассказы, короткие стихотворные и прозаические произведения А. Усановой «Стирка», В.Донниковой «Выдумщики»
Слайд 13 Мальчик и девочка- это два разных
мира. Постараемся понять и принять наших мальчишек и девчонок такими,
какие они есть ,такими разными и по своему прекрасными ,какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки не повредить и не сломать- зависит только от нас с вами.
Слайд 15 Список использованной литературы
1. Виноградова Н.А., Микляева
Н.В. Формирование гендерной идентичности. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2012.
- 128 с.