Слайд 1Методы
научного познания
Аспирант кафедры «Методологии образования» СГУ им. Н.Г. Чернышевского,
магистр (Педагогическое
образование)
Е.В. Акчурина
Слайд 2Метод
Метод – это совокупность способов, с помощью которых достигается цель.
Слайд 3Научные методы
В современной науке эти разнообразные научные методы разграничивают по
особым основаниям. И прежде всего выделяют те, которые используются на
разных уровнях научного исследования – эмпирическом и теоретическом. Так, на исходном эмпирическом уровне исследования обычно выделяют целую группу методов.
Слайд 4Эмпирические методы
наблюдение;
эксперимент;
описание;
измерение.
Слайд 5Наблюдение
Целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для
научного исследования. Наблюдение бывает простым и сложным, непосредственным и опосредованным,
смыкающимся с экспериментом. Наблюдение предполагает возможность использования приборов и инструментов, компенсируя таким образом естественную ограниченность человеческих органов чувств.
Слайд 6Эксперимент
Изучение каких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощи
создания новых условий, соответствующих целям исследования. С развитием науки и
техники сфера эксперимента неуклонно расширяется.
Слайд 7Описание
Фиксирование данных наблюдения или эксперимента с помощью определенных систем обозначений.
Описание производится как путем обычного языка, так и специальными средствами,
составляющими язык науки (символы, матрицы, графики и т.д.).
Слайд 8Измерение
Определение основных характеристик объектов с помощью соответствующих измерительных приборов. Чаще
всего это определение веса, длины, координат, скорости и т.п. материальных
объектов. В конечном счете измерение сводится к сравнению измеряемой величины с некоторой однородной с ней величиной, принятой в качестве единицы или эталона.
Слайд 9Научные методы
Используя эмпирические методы научного исследования ученые накапливают первичный эмпирический
материал, который требует дальнейшей обработки и обобщения, что осуществляется уже
на теоретическом уровне анализа.
Здесь следует выделить целую группу важнейших теоретических методов исследования.
Слайд 10Теоретические методы
формализация;
аксиоматизация;
гипотетико-дедуктивный метод.
Слайд 11Формализация
Отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях. Она обычно
осуществляется посредством того, что с изучаемыми объектами, явлениями, процессами данной
области действительности определенным образом сопоставляются некоторые материальные конструкции, обладающие относительно устойчивым характером и позволяющие в силу этого выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.
Слайд 12Аксиоматизация
Построение теорий на основе неких аксиом (утверждений, не требующих доказательства
своей истинности). Этот метод имеет давнюю историю, восходящую ещё к
Древней Греции. В современных условиях аксиоматизация производится путём целого ряда последовательных логических операций.
Слайд 13Гипотетико-дедуктивный метод
Выдвижение некоторых утверждений в качестве гипотез и проверка этих
гипотез с помощью фактов. Оценка исходной гипотезы на основе такой
процедуры носит достаточно сложный и многоступенчатый характер, так как только длительный процесс испытания гипотезы может привести к обоснованному её принятию и обоснованному неприятию или опровержению.
Слайд 14Научные методы
Наряду с эмпирическими и теоретическими методами науки в науковедении
выделяют также всеобщие, общенаучные и конкретно-научные методы. Среди них особый
интерес представляют всеобщие методы.
Слайд 15Всеобщие методы
анализ и синтез;
индукция и дедукция;
абстрагирование;
обобщение;
аналогия;
моделирование;
классификация.
Слайд 16Анализ и синтез
Процессы мыслительного или фактического разложения целого на составные
части и воссоединения целого из частей. Этот метод играет очень
важную роль в познавательном процессе и осуществляется на всех его ступенях. В мыслительных операциях анализ и синтез выступают как логические приемы мышления, совершающиеся при помощи абстрактных понятий и тесно связанных с рядом мыслительных операций: абстракцией, обобщением и т.п.
Слайд 17Индукция и дедукция
Движение от частного к общему, от единичных фактов
к общим положениям (индукция) или, напротив, движение от общего к
частному, от одних утверждений к другим на основе законов логики (дедукция).
Слайд 18Абстрагирование
Отвлечение от неких несущественных в данном контексте свойств и отношений
изучаемого явления. Процесс абстрагирования является необходимым условием образования самых различных
понятий. Более того, всякое познание вообще связано с процессами абстрагирования. Без них невозможны раскрытие сущности, логическое проникновение в глубь предмета.
Слайд 19Обобщение
Логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего
к более общему знанию. Получение обобщенного знания означает более глубокое
отражение действительности, проникновение в её сущность.
Слайд 20Аналогия
Прием познания, с помощью которого обнаруживают сходство нетождественных объектов в
некоторых значимых сторонах и отношениях.
Слайд 21Моделирование
Воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для
его изучения (модели). Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование
непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т.п. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие.
Слайд 22Классификация
Разделение всех изучаемых предметов на какие-то группы в соответствии со
значимыми для данного исследования признаками. Классификация предназначена для постоянного использования
в какой-либо науке или области практической деятельности. Обычно в качестве оснований деления в классификации выбирают признаки, существенные для данных предметов, объектов.
Слайд 23Методы научного познания
В истории естествознания проблема методов научного познания возникает
уже в древности, но особенно остро ставится в Новое время,
в период поиска оптимальных способов научного познания.