Разделы презентаций


Методы научного познания

Содержание

МетодМетод – это совокупность способов, с помощью которых достигается цель.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методы научного познания
Аспирант кафедры «Методологии образования» СГУ им. Н.Г. Чернышевского,
магистр (Педагогическое

образование)
Е.В. Акчурина

Методы научного познанияАспирант кафедры «Методологии образования» СГУ им. Н.Г. Чернышевского,магистр (Педагогическое образование)Е.В. Акчурина

Слайд 2Метод
Метод – это совокупность способов, с помощью которых достигается цель.

МетодМетод – это совокупность способов, с помощью которых достигается цель.

Слайд 3Научные методы
В современной науке эти разнообразные научные методы разграничивают по

особым основаниям. И прежде всего выделяют те, которые используются на

разных уровнях научного исследования – эмпирическом и теоретическом. Так, на исходном эмпирическом уровне исследования обычно выделяют целую группу методов.
Научные методыВ современной науке эти разнообразные научные методы разграничивают по особым основаниям. И прежде всего выделяют те,

Слайд 4Эмпирические методы
наблюдение;
эксперимент;
описание;
измерение.

Эмпирические методынаблюдение;эксперимент;описание;измерение.

Слайд 5Наблюдение
Целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для

научного исследования. Наблюдение бывает простым и сложным, непосредственным и опосредованным,

смыкающимся с экспериментом. Наблюдение предполагает возможность использования приборов и инструментов, компенсируя таким образом естественную ограниченность человеческих органов чувств.
НаблюдениеЦеленаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования. Наблюдение бывает простым и сложным,

Слайд 6Эксперимент
Изучение каких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощи

создания новых условий, соответствующих целям исследования. С развитием науки и

техники сфера эксперимента неуклонно расширяется.
ЭкспериментИзучение каких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования. С

Слайд 7Описание
Фиксирование данных наблюдения или эксперимента с помощью определенных систем обозначений.

Описание производится как путем обычного языка, так и специальными средствами,

составляющими язык науки (символы, матрицы, графики и т.д.).
ОписаниеФиксирование данных наблюдения или эксперимента с помощью определенных систем обозначений. Описание производится как путем обычного языка, так

Слайд 8Измерение
Определение основных характеристик объектов с помощью соответствующих измерительных приборов. Чаще

всего это определение веса, длины, координат, скорости и т.п. материальных

объектов. В конечном счете измерение сводится к сравнению измеряемой величины с некоторой однородной с ней величиной, принятой в качестве единицы или эталона.
ИзмерениеОпределение основных характеристик объектов с помощью соответствующих измерительных приборов. Чаще всего это определение веса, длины, координат, скорости

Слайд 9Научные методы
Используя эмпирические методы научного исследования ученые накапливают первичный эмпирический

материал, который требует дальнейшей обработки и обобщения, что осуществляется уже

на теоретическом уровне анализа.
Здесь следует выделить целую группу важнейших теоретических методов исследования.
Научные методыИспользуя эмпирические методы научного исследования ученые накапливают первичный эмпирический материал, который требует дальнейшей обработки и обобщения,

Слайд 10Теоретические методы
формализация;
аксиоматизация;
гипотетико-дедуктивный метод.

Теоретические методыформализация;аксиоматизация;гипотетико-дедуктивный метод.

Слайд 11Формализация
Отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях. Она обычно

осуществляется посредством того, что с изучаемыми объектами, явлениями, процессами данной

области действительности определенным образом сопоставляются некоторые материальные конструкции, обладающие относительно устойчивым характером и позволяющие в силу этого выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.
ФормализацияОтображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях. Она обычно осуществляется посредством того, что с изучаемыми объектами,

Слайд 12Аксиоматизация
Построение теорий на основе неких аксиом (утверждений, не требующих доказательства

своей истинности). Этот метод имеет давнюю историю, восходящую ещё к

Древней Греции. В современных условиях аксиоматизация производится путём целого ряда последовательных логических операций.
АксиоматизацияПостроение теорий на основе неких аксиом (утверждений, не требующих доказательства своей истинности). Этот метод имеет давнюю историю,

Слайд 13Гипотетико-дедуктивный метод
Выдвижение некоторых утверждений в качестве гипотез и проверка этих

гипотез с помощью фактов. Оценка исходной гипотезы на основе такой

процедуры носит достаточно сложный и многоступенчатый характер, так как только длительный процесс испытания гипотезы может привести к обоснованному её принятию и обоснованному неприятию или опровержению.
Гипотетико-дедуктивный методВыдвижение некоторых утверждений в качестве гипотез и проверка этих гипотез с помощью фактов. Оценка исходной гипотезы

Слайд 14Научные методы
Наряду с эмпирическими и теоретическими методами науки в науковедении

выделяют также всеобщие, общенаучные и конкретно-научные методы. Среди них особый

интерес представляют всеобщие методы.
Научные методыНаряду с эмпирическими и теоретическими методами науки в науковедении выделяют также всеобщие, общенаучные и конкретно-научные методы.

Слайд 15Всеобщие методы
анализ и синтез;
индукция и дедукция;
абстрагирование;
обобщение;
аналогия;
моделирование;
классификация.

Всеобщие методыанализ и синтез;индукция и дедукция;абстрагирование;обобщение;аналогия;моделирование;классификация.

Слайд 16Анализ и синтез
Процессы мыслительного или фактического разложения целого на составные

части и воссоединения целого из частей. Этот метод играет очень

важную роль в познавательном процессе и осуществляется на всех его ступенях. В мыслительных операциях анализ и синтез выступают как логические приемы мышления, совершающиеся при помощи абстрактных понятий и тесно связанных с рядом мыслительных операций: абстракцией, обобщением и т.п.
Анализ и синтезПроцессы мыслительного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. Этот

Слайд 17Индукция и дедукция
Движение от частного к общему, от единичных фактов

к общим положениям (индукция) или, напротив, движение от общего к

частному, от одних утверждений к другим на основе законов логики (дедукция).
Индукция и дедукцияДвижение от частного к общему, от единичных фактов к общим положениям (индукция) или, напротив, движение

Слайд 18Абстрагирование
Отвлечение от неких несущественных в данном контексте свойств и отношений

изучаемого явления. Процесс абстрагирования является необходимым условием образования самых различных

понятий. Более того, всякое познание вообще связано с процессами абстрагирования. Без них невозможны раскрытие сущности, логическое проникновение в глубь предмета.
АбстрагированиеОтвлечение от неких несущественных в данном контексте свойств и отношений изучаемого явления. Процесс абстрагирования является необходимым условием

Слайд 19Обобщение
Логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего

к более общему знанию. Получение обобщенного знания означает более глубокое

отражение действительности, проникновение в её сущность.
ОбобщениеЛогический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию. Получение обобщенного знания

Слайд 20Аналогия
Прием познания, с помощью которого обнаруживают сходство нетождественных объектов в

некоторых значимых сторонах и отношениях.

АналогияПрием познания, с помощью которого обнаруживают сходство нетождественных объектов в некоторых значимых сторонах и отношениях.

Слайд 21Моделирование
Воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для

его изучения (модели). Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование

непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т.п. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие.
МоделированиеВоспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения (модели). Потребность в моделировании возникает

Слайд 22Классификация
Разделение всех изучаемых предметов на какие-то группы в соответствии со

значимыми для данного исследования признаками. Классификация предназначена для постоянного использования

в какой-либо науке или области практической деятельности. Обычно в качестве оснований деления в классификации выбирают признаки, существенные для данных предметов, объектов.
КлассификацияРазделение всех изучаемых предметов на какие-то группы в соответствии со значимыми для данного исследования признаками. Классификация предназначена

Слайд 23Методы научного познания
В истории естествознания проблема методов научного познания возникает

уже в древности, но особенно остро ставится в Новое время,

в период поиска оптимальных способов научного познания.
Методы научного познанияВ истории естествознания проблема методов научного познания возникает уже в древности, но особенно остро ставится

Слайд 24Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика