Слайд 1Молодежные субкультуры
и их влияние
на психику и социальную адаптацию
подростков и молодёжь
Подготовила
педагог – психолог
МБУ «ЯМЦ»
Попова
Татьяна Георгиевна
Слайд 2Структура культуры
Три компонента:
• доминирующая
• субкультура
• контркультура
Слайд 3Доминирующая культура -
это культура, распространяющаяся на всех членов
общества, и обладающая одним важным свойством: она имеет тенденцию усреднять
поведение людей.
Слайд 4
Объективные причины
зарождения
подростковых и молодежных субкультур:
Кризис
российской культуры ( не в полной мере осознается органами управления
значимость культурного развития населения для успешной реализации социальных проектов).
Коммерциализация культурного процесса (все более заметней отходит от норм и ценностей «высокой» культуры к усредненным образцам агрессивной массовой культуры, наиболее явственно проявляющейся в электронных средствах массовой информации).
Слайд 6
Следствие -
искажение системы установок, ценностных ориентаций и
культурных идеалов молодого человека
Слайд 7Социально – психологические причины:
Психологически молодежь принадлежит миру
взрослых, а социологически - миру отрочества.
(Если в смысле насыщения знаниями человек созревает гораздо раньше, то в смысле положения в обществе, возможности сказать свое слово – зрелость его отодвигается)
Слайд 8 Проблемы социализации учащихся
Процесс социализации учащихся имеет ряд
особенностей, они связаны и с гормональными изменениями в организме, чертами порывистости, импульсивности, максимализма и нетерпимости, дерзости, любопытства, готовности к жертвам и т.д., усугубляемые переживаниями неуверенности и амбивалентности (двойственности) социального статуса учащегося – подростка (уже не ребенок, но еще не взрослый).
Это достаточно трудно, т.к.
Перед учащимся стоит ряд социальных задач: освоить новые роли, перенять семейно – брачные установки, подготовиться к экономически самостоятельной жизни, интернализировать ряд ценностей и норм как основу убеждений и социально ответственного поведения.
В группе легче:
Ценностные ориентации и нормы адаптируют подростка к самостоятельной жизни удовлетворяя одновременно и специфически молодежные потребности в стиле поведения, моде, досуге, коммуникации
Слайд 9Катализаторы возникновения молодежного движения
«Потеря смысла жизни, разрушение
идеалов, двойная мораль, бездуховность, цинизм, пьянство, стяжательство, вещизм, растерянность перед
жизнью — основные причины ухода молодых, образованных людей в религию. Примерно так же, за исключением некоторых поправок на время, будет выглядеть краткий перечень причин повального ухода молодёжи всех возрастов и национальностей в «неформалы».
Как мы рассмотрели выше, официальная культура оказалась неспособной ответить интересам молодёжи, которой только что «развязали руки», развалив почти полностью систему воспитания и формирования «будущих коммунистов» в субкультуру, становится с ней единым целым.
Слайд 10Психологические (личностные) причины
Одна
из причин вступление в субкультуру, это одиночество и как следствие
общее непонимание личности. Будущий неформал, чётко осознаёт в себе «лишнего человека» и на бессознательном уровне уходит от общества в закрытую общность – субкультуры. Такая форма эскапизма онтологически совпадает с поздним подростковым периодом и ранними юношескими устремлениями. Можно выделить также:
непонимание родных и близких,
искание себя,
стремление к защищённости,
эмоционально новые впечатления,
свобода и многие другие.
Каждый участник неформального движения аутентичен и считает себя личностью. Через элементы самовыражения проявляется творческая активность. Так, многие элементы атрибутики изготавливаются самостоятельно.
Слайд 11Адаптационные процессы
Подражание - следование
какому-либо примеру, образцу. В данном случае - один из путей
произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.
Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой,
образцом.
Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д.
Слайд 13Типология молодежных неформальных объединений
по социально – правовому критерию
Слайд 14КОНТРКУЛЬТУРА
как правило, ставит под сомнение господствующие культурные
ценности, нормы и моральные устои, создаёт свою собственную систему норм
и ценностей.
Наиболее старейшей контркультурой является контркультура преступного мира.
Яркий пример контркультуры — радикальная часть субкультуры скинхедов.
Слайд 15Типология по признаку доминирующих
социальных устремлений
Слайд 16СУБКУЛЬТУРА КАК СПЕЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Ценностные ориентации субкультуры влияют на отношения
носителей к миру и с миром, на их самосознание и
самоопределение, на выбор сфер предпочитаемых способов самореализации.
Один из конструктирующих признаков подростково - юношеской культуры – следование моде. Одеваясь в соответствии с веяниями моды,
подростки и молодёжь неосознанно решают несколько задач:
а) хотят выделиться среди взрослых;
б) ощутить свою принадлежность к обществу сверстников, к её субкультуре, утвердить свою «похожесть» на других;
в) стремиться выделиться среди сверстников, утвердить свою «непохожесть» на других».
Слайд 17Пирсинг, татуировки как способ выделиться из толпы
Процедура нанесения татуировки у представителей многих субкультур несет в себе
символику насилия и боли,. Тем самым тело отдается во власть группы. Поэтому важно не показать, что больно, то есть продемонстрировать готовность тела претерпеть даже боль, сильный знак принятия власти группы. Таким образом участники группы превращаются в пассивный объект группового воздействия.
Скарификация - нанесение шрамов ножом или раскаленными предметами, при этом ожоги или порезы наносятся по определенному рисунку и представляет собою настоящее клеймение. Встречается даже плетение кос из полосок кожи. Сначала полоски кожи отделяются от тела, а после переплетения вживляются обратно. У многих представителей различных субкультур присутствует сексуально-генитальная символика как в виде татуировок так и с использованием пирсинга. Болевая символика может сочетается с сексуальной. Например, металлические украшения вставляют в интимных местах и эрогенных зонах.
Слайд 18 Жаргон, его функции
а) как бы заново открывая мир и себя в
нем, подростки, юноши и девушки стремятся обозначить свои уникальные, с их точки зрения, открытия по-своему, не так, как принято.
б) с помощью жаргонных слов и выражений они пытаются компенсировать эмоциональную и «словарную» невозможность выразить свои переживания и чувства.
Жаргонные слова и выражения оказывают прямоорганизующее влияние на всю речь, на стиль, на построение образов носителей субкультуры.
Некоторые сленговые выражения легко заимствуют слова из жаргона компьютерщиков (зависнуть, винды, комп, клава), из воровского арго (забить стрелку, круто, беспредел, шмонать), сленга наркоманов (кайф, бадяжить), сленга хиппи (ништяк, маза).
СТФУ, офигенно, султыга, клево,
кайфовать, стремно, лабать, бухло, стыбрить, фирма, стричь поляну
Слайд 19музыка
Благодаря своей экспрессивности, связи с движениями и
ритмом, музыка позволяет молодым людям пережить , выразить, оформить свои
эмоции, смутные чувства и ощущения, которые невозможно передать словами то, что так необходимо в этом возрасте, когда сфера интимного огромна и очень слабо осознаваема конкретно.
Слайд 20 Проблемы могут возникнуть в том случае, если
еще неокрепшая личность попадает в субкультуры, опасные даже для взрослых.
Например, как бы ни были миролюбивы растаманы, их движение несет в себе пропаганду каннабиса, так называемой «травки», вполне вероятно, что, посчитав курение «косячков»
обязательным атрибутом субкультуры, молодежь попробует и это.
Конопля проповедуется и многими «истинными» хиппи.
То же относится и к панкам, если учитывать их нездоровый образ жизни, и ко многим другим музыкальным субкультурам.
Чаще всего таким поверхностным бывает именно молодое поколение.. Кто-то меняет субкультуры, как перчатки, только ради их внешних проявлений, эпатажа окружающих, не вникает в суть и философию, которая в большей или меньшей степени есть в каждом неформальном движении.
Даже те, кто верен одной своей неформальной организации, зачастую не понимают ее.
металлисты могут устраивать массовые драки и беспорядки, хулиганить, хамить старшим
и считать, что поступают как истинные металлисты. Им отнюдь не понять, что это движение основано в первую очередь из-за самой музыки и особого мироощущения, а не из-за стремления разрушать все вокруг.
Слайд 22 Подросток, следуя правилам культа сатаны начнет
приносить животные, если не человеческие, жертвы, участвовать в развратных действах.
Это губительно действует как на самого человека, так и на окружающих. К тому же детская психика может не вынести всего увиденного или содеянного.
Слайд 23 Экстремальные виды спорта тоже опасны…
Субкультура байкеров очень опасна для жизни, не считая
постоянных затрат на «железного коня».
Слайд 24
Криминальная субкультура
Она отличается от обычной
подростково- юношеской субкультуры асоциальными и криминальными содержанием, ярко выраженными тоталитарными
способами влияния на поведение людей.
Благодаря эмоциональному и игровому характеру, налету таинственности и необычности, ложной романтике, она легко усваивается и быстро распространяется прежде всего в среде педагогически запущенных подростков и молодежи.
Слайд 25 Важнейшие характеристики
криминальной субкультуры:
►
криминальная субкультура не любит гласности. жизнедеятельность лиц, входящих в асоциальные
криминальные группы, в значительной степени скрыта от глаз педагогов. Нормы, ценности и требования этой субкультуры демонстрируются только тогда, если нет им противодействия;
► место функционирования - «тусовки». «Тусовка», как правило, представляет собой общение с друзьями, обмен информацией, выпивки, «любовь в очередь», антиобщественное поведение;
► наиболее значимые ценности – деньги, порнография , секс, «тачка»(автомашина),посещение ресторанов, отдых на престижных курортах, работа в охране у банкиров, рэкет;
► в криминальной субкультуре постоянно обновляются и совершенствуются ценности преступной среды (традиционные заменяются новыми или трансформируются в соответствии с требованиями сегодняшнего дня).
Слайд 26 Усвоение норм и ценностей криминальной субкультуры является
своеобразной формой самоутверждения личности, по каким-либо причинам не получившей признания
или неудовлетворенной своей социальной ролью в системе официальных отношений.
Это способ компенсации неудач, постигших подростка и молодого человека в системе отношений: в семье, школе, ПТУ, армии, в трудовом коллективе.
В обычных условиях местами ее функционирования являются школьные и училищные туалеты, подъезды домов, подвалы, чердаки, отдаленные скверы, отдельные строения, а также потаенные места, слабо контролируемые официальными властями. В каждом населенном пункте может быть несколько таких мест, известных подросткам и молодежи и получивших на них жаргонные названия «тусовки».
Слайд 27Стратификация
в криминальной субкультуре
Слайд 28Важнейшие признаки криминальной субкультуры, свидетельствующие о ее наличии в среде
несовершеннолетних
в учреждении:
► наличие враждующих группировок;
► групповая стратификация,
иерархия ролей;
► психологическая, а нередко физическая «изоляция» «отверженных»;
► факты вымогательства денег, пищи, личных вещей;
► распространенность «тюремной» лирики, поделок, способов проведения досуга;
► распространенность воровского жаргона;
► появление случаев токсикомании и употребления наркотиков;
► татуировки тюремного содержания;
► уклонение от определенного вида хозяйственных и других «грязных» и непрестижных видов работ;
► факты мужеложства;
► порча общественного имущества (вандализм).
Слайд 29 Основные выдержки
из статьи
психолога
Изяслава Александровича Адливанкина,
много лет занимающегося в Душепопечительском центре святого праведного Иоанна Кронштадтского, что на Крутицком подворье в Москве, реабилитацией наркоманов, игроманов, людей, затянутых в тоталитарные секты, и прочих жертв современной «культуры», который не разделяет столь беспечного оптимизма по поводу втягивания молодых людей в субкультуры.
Слайд 30
«Контркультурные явления, … являются сферой темной, их природа сугубо
демоническая… Некоторые из них нисходят в своих глубинах к откровенному
сатанизму, некоторые представляют собой перевертыши, где за детскими страшилками-шутками кроется тот же опасный, но для многих, увы, привлекательный мир тьмы.»
«….Готы, например, сами признаются, что их субкультура - это культ тьмы. . Но как разобраться в культе тьмы, если ты не знаешь, что в духовном отношении означает истинный свет? Или хотя бы его «проблески» на уровне культуры в целом»?!
Слайд 34Практическая работа
Инструкция:
Уважаемые слушатели семинара!
перед Вами лежат листочки бумаги с названиями субкультур и разноцветные
кружочки.
Необходимо: приклеить на обозначенные места цветные кружочки в соответствии с предполагаемыми (или используемыми в данное время) методами работы.
Слайд 35
Наш проект на будущее
В
будущем педагогические коллективы будут использовать (или в настоящее время уже
используют) в работе с данными субкультурами такие приемы:
– игнорировать, терпеть в будущем, т.к. данная субкультура не приносит ощутимого вреда, пусть развивается вне учебного заведения, полностью ответственны родители;
- есть определенная ценность, целесообразно вовлекать в воспитательной внеклассной работе;
– необходимо запретить однозначно;
– вызывает тревогу, не имеет смысла вовлекать во внеклассной работе, школьном досуге, но необходимо контролировать и не допускать развития криминала;
- свой вариант ( что именно, описать …)
Слайд 36При работе с неформальными объединениями возможны следующие варианты:
- переориентация лидера
(вожака) группы и
последующее воздействие через него на всю группу;
- включение нескольких участников группы (под разными предлогами) в другие объединения подростков с положительной направленностью (спортивные команды, поисковые группы и тому подобное) и организация последующего их влияния на остальных участников группы
неформальных молодежных объединений;
приобщение всей группы к увлекательным и вместе с тем полезным видам деятельности под руководствам опытного, авторитетного воспитателя.
Надо делать упор не на запрещение групп, а на обсуждение проблем, волнующих молодежь, убеждать в заблуждениях, показать истинные ценности отечественной и зарубежной культуры.
В некоторых случаях следует применять и запрет, если в группе пропагандируются наркотики, пьянство, насилие, жестокость, порнография, проституция, неофашизм, и тогда, когда деятельность группы приобретает противоправный характер.
Слайд 37
http://go.mail.ru/search_images?q=%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%81%D1%83%D0%B1%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B
http://molodej.org/cubkultury-eto/
http://libozersk.ru/pages/index/343
http://otherreferats.allbest.ru/sociology/00099459_0.html
http://podpiskipro.ru/is3nwp/psmcharge/charge?service_id
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F3%E1%EA%F3%EB%FC%F2%F3%F0%E
http://www.subcult.ru/
http://www.womanadvice.ru/subkultury-molodezhi
Интернет-ресурсы