Слайд 1Вопросы воспитания в картинках.
Снизить уровень напряжения в группе, дать участникам
возможность более открытого общения;
Помочь установить контакты, создать в группе обстановку
доверия и доброжелательности и улучшить взаимопонимание между педагогами и родителями;
Сделать обсуждение более эффективным, поскольку родители сами становятся активными участниками разговора.
Слайд 21.РОЗА (ребёнок)
Роза – прекрасный, благородный цветок. Недаром она считается царицей
в цветочном мире. Бывает разной и по цвету, и по
размерам, но всегда имеет шипы. Требует к себе бережного отношения. Её легко можно сломать, засушить. Чтобы роза расцвела и радовала глаз, она должна вырасти из здорового семени, ей нужны крепкие корни, благородная почва, её нужно любить, за ней нужно ухаживать.
Любой ребёнок прекрасен, как прекрасна любая роза. Ребёнок имеет свои недостатки, так же как роза имеет шипы.
«Корнями» ребёнка являются: генофонд, состояние здоровья, задатки, характер, семья, социум.
Как розу можно легко сломать, засушить, так и в ребёнке легко можно убить личность: словом, игнорированием, чрезмерной заботой, неправильным отношением к нему.
Слайд 32. КОРМЛЕНИЕ КАШЕЙ (обучение ребёнка)
Мама кормит маленького ребёнка кашей. Ей
гораздо проще и удобнее взять самой ложку, набрать кашу и
поднести её ко рту малышу. Если малыш не хочет брать кашу в рот, мама начинает играть с ним, развлекать его. При таком способе кормления и время экономиться, и нет риска, что всё вокруг окажется в каше. На второй картинке ребёнок ест сам, перепачкав всё: и одежду, и стол, и пол. Мама при этом находится рядом, лишь присматривая за ним. Оба способа приведут к результату – ребёнок будет накормлен и сыт. Но житейский опыт приобретёт лишь второй малыш, который создал столько неудобств маме.
Слайд 4Очень часто взрослые создают первую ситуацию. Так удобнее нам, взрослым.
Мы сами застёгиваем ребёнку пуговицы, стираем, готовим, заправляем постель и
т.д. А через несколько лет сталкиваемся с тем, что ребёнок несамостоятелен, безответственен, безынициативен. Он привыкает к тому, что за него всё сделают и всё решат. Вторая же ситуация требует от нас большего терпения, выдержки, времени – всего того, чего нам так не хватает. Но воспитание можно сравнить со вкладом в банк – что внесёшь сегодня, то же получишь с процентами через несколько лет.
Слайд 5
3. ШАР НА НАКЛОННОЙ ПЛОСКОСТИ (умственная деятельность).
Чтобы шар двигался по
наклонной плоскости вверх, необходима определённая движущая сила. Эта сила должна
быть стабильна и постоянна. В противном случае шар неизбежно начнёт движение в обратную сторону. И тогда, чтобы вернуть его на прежнее место, понадобится дополнительное усилие. В случае если сила будет прежней, шар будет двигаться с прежней скоростью, но всё же отставая от других.
Слайд 6Шар – это умственная деятельность человека. Наш ум требует постоянной
нагрузки. Недозагрузка умственной деятельности губительна для мозга. Стоит человеку сделать
в учёбе большой перерыв, и уже становится труднее навёрстывать упущенное. Мозг начинает «лениться», и чтобы привести его в движение, необходимо дополнительное усилие, какой-то стимул. Проблемы в обучении часто связаны именно с тем, что когда-то упущенное не было восстановлено. Ребёнку что-то непонятно, из-за этого ему становится неинтересно. Получается замкнутый круг, из которого трудно выйти.
Слайд 7
4. ГУБКА (воспитание ребёнка)
Губка – это предмет, который очень хорошо
впитывает в себя любую жидкость: вольём синюю – и получим
синюю, вольём красную – такую же и получим. А если попадёт в неё одновременно и синяя и красная, то обратный эффект будет неопределённого, не очень приятного цвета.
Слайд 8Воспитание происходит от слова «питание», «впитывание». Поэтому логично предположить, что
ребёнок в своём детстве впитал в себя (нормы, правила поведения,
моральные и нравственные принципы), то в результате мы и получим от него в более взрослом возрасте. Мы можем сколько угодно, что называется, «вливать в него» правила поведения с помощью нотаций, лекций, разъяснений. Но есть ещё и окружение, среда, социум, которые тоже устанавливают свои правила, оказывают огромное влияние на воспитание. К примеру, бессмысленно твердить ребёнку ежедневно, что курить вредно, если он видит, с каким наслаждением делает это его отец, брат и другие окружающие его люди. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей.
Слайд 95. ЦВЕТОК (готовность к школе)
Что нужно цветку, чтобы он распустился?
Здоровое семя, крепкие корни, благородная почва, которую необходимо поливать и
удобрять, свет, тепло. При таких условиях цветок вовремя распустится, будет радовать глаз и даст плоды. Иногда в почве может оказаться червячок, который подгрызает корни. Тогда болеет весь цветок.
Слайд 10То же самое происходит и с ребёнком, когда он поступает
в школу. Ошибочно мнение, что чем лучше интеллектуально подготовлен ребёнок,
тем успешнее он будет в школе. Часто упускается из виду развитие самих психических процессов, необходимых для осуществления учебной деятельности память, внимание, логическое мышление, воображение, пространственная ориентация, воля, развитие мелкой моторики руки, мотивация и пр. И получается, что мы, взрослые, пытаемся гнать телегу впереди лошади. Изобразив эти процессы в виде корня цветка, можно предположить, что при сильных и здоровых корнях (хорошо развитых психических процессах) и благоприятной почве (обучение на принципах гуманизма) цветок всё равно распустится (ребенок быстро научиться и читать, и писать, и решать задачи). Но состояние цветка зависит еще и от качества листьев, через которые тоже идет питание (уровень саморегуляции и уровень психического развития детей). Червячок, который может оказаться в почве,- это кризис семи лет, когда у ребенка формируется самооценка, когда он уже умеет скрывать свои истинные чувства от взрослых. И не заметив этого червячка, мы можем столкнуться в дальнейшем с дезадаптацией.
Слайд 12
6. ВХОЖДЕНИЕ В ХОЛОДНУЮ РЕКУ (адаптация)
Человек входит в воду. Почему
у него появилось это желание? Может, он получил достаточное количество
тепла на берегу и теперь решил охладиться, а может, ему просто необходимо перейти на другой берег. В любом случае – у него появилось потребность оказаться в новых условиях, а причин для этого может быть много. Что испытывает человек, только что вошедший в воду? Сначала тревогу, может даже и страх, затем дискомфорт от резкой смены температуры, затем он постепенно привыкает и уже не хочет выходить из воды, так она приятна и соответствует ожиданиям
Когда человек оказывается в новой жизненной ситуации, происходит нечто похожее. Если сельский житель решает переехать в город, сначала он будет испытывать тревогу, затем дискомфорт от большого количества людей, от шума и пр. Ему понадобиться некоторое время, для того чтобы привыкнуть, почувствовать себя комфортно в новых условиях. Для каждого человека срок привыкания индивидуален. Кому достаточно трех недель, а кому-то необходимо гораздо больше времени. Те же закономерности существуют при переходе из домашних условий к условиям детского сада, из детского сада в школу, из школы в профессиональное учебное заведение. Что необходимо, чтобы человек лучше адаптировался? Прежде всего, человек должен знать, что его ожидает, и быть к этому внутренне готовым.