Слайд 1Технология
разработки педагогического проекта
Колебер Галина Федоровна, учитель начальных классов,
заместитель
директора по УВР
МБОУ «СОШ №1 города Анадыря»
Слайд 2Достижение нового качества образования должно быть организовано как
масштабный проект.
Проектный
подход означает:
построение такой последовательности шагов, в которой есть место
аккуратному эксперименту;
отработку идей и технологий, их эволюционное распространение
Слайд 4Проект - (от латинского) - брошенный вперед
Проект - это комплекс
взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению системы в течение заданного периода
времени с ориентацией на четкие требования к качеству результатов, ресурсным обеспечением при установленном бюджете.
Слайд 5ПРОЕКТ
(А.М. Новиков)
- это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы
с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств
и ресурсов и специфической организацией
Слайд 6ПРОЕКТ
- это предприятие (намерение), которое в значительной степени характеризует неповторимость
условий в их совокупности
Слайд 7ПРОЕКТ
Проект есть способ выражения идеи языком целей и задач,
мер и
действий по достижению намечаемых целей,
необходимых ресурсов для практической реализации замыслов,
сроков
воплощения идеи
Слайд 8Проектирование
Вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде.
(Д.К. Джонс, 1976)
В широком смысле проектирование – это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде.
Слайд 9Проектирование
Вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде.
(Д.К. Джонс, 1976)
В широком смысле проектирование – это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде.
Слайд 10Ресурсы
Организационные
Кадровые
Мотивационные
Научно-методические
Нормативно-правовые
Информационные
Материально-технические
Финансовые
Слайд 11Классификация проектов
основания
проект
По масштабу
Международные
Межгосударственные
Национальные
Региональные
Отраслевые
корпоративные
По виду
Инвестиционные
Инновационные
Научно-иссле-
довательские
Исследовательские
Учебно – образо
вательные
По длительности
Долгосрочные
Среднесрочные
краткосрочные
По классу
Мегапроет
Мультипроект
монопроект
По типу
Слайд 12Социальные
Научно-технические
Технологические
Экономические
Строительные
Экологические
Оборонные
Космические
Образовательные
Типология проектов
Слайд 13Основные факторы, необходимые для успешной проектной деятельности
готовность руководства к участию
в проектной деятельности
(согласованного руководства на всех уровнях управления: регионального
управления образования, отдельного учебного заведения);
желание и готовность педагогического коллектива к участию в проектной деятельности
(то есть к созданию условий мотивирующих педагогов на разработку и освоение педагогических новшеств);
Слайд 14Основные факторы, необходимые для успешной проектной деятельности
наличие стратегии инновационной деятельности
(какие цели и задачи ставит перед собой учебное заведение и
др. в процессе освоения разработки и введения новшеств, будут это локальные, модульные или системные инновации);
Слайд 15Специфика педагогических проектов
Цели намечаются и корректируются с учетом промежуточных результатов
Количественная
и качественная оценки затруднены
Сроки и продолжительность зависят от вероятностных факторов
Расходы
зависят от бюджетных факторов
Ресурсы – в рамках возможного
Слайд 16Аспекты педагогического проектирования
Продуктивный – стремление изменить существующую действительность,
подготовить теоретическую
базу предстоящих изменений по достижению поставленных целей и задач, т.е.
создание нового «продукта».
Слайд 17Аспекты педагогического проектирования
Процессуальный (деятельностный) аспект – деятельность проектировщиков и участников
проекта на всех его стадиях, т.е.
управление проектной деятельностью
Слайд 18Процесс осуществления деятельности мы будем рассматривать в рамках проекта, реализуемого
в определенной временной последовательности по фазам, стадиям и этапам (временная
структура организации деятельности).
Слайд 19Жизненный цикл проекта
Фазы
Стадии
Этапы
Слайд 20Фазы
(по Новикову А.М.)
Завершенность цикла деятельности (проекта) определяется тремя фазами:
фаза проектирования,
результатом которой является построенная модель создаваемой педагогической (образовательной) системы и
план ее реализации;
технологическая фаза, результатом которой является реализация системы;
рефлексивная фаза, результатом которой является оценка реализованной системы и определение необходимости либо ее дальнейшей коррекции, либо «запуска» нового проекта.
Слайд 21Фазы
(по Новиковой Т.Г.)
Фаза проектирования
Фаза реализации проекта
Фаза завершения проекта
Слайд 22Фаза проектирования
Начальная фаза (включает стадии): разработка концепции
Сбор данных и
анализ состояния (предварительное обследование);
Выявление потребности в изменениях и определение
результата;
Разработка модели: определение и сравнительная характеристика альтернатив, экспертиза;
Утверждение концепции и получение одобрения для следующей фазы.
Слайд 23Фаза проектирования
Назначение научного руководителя и формирования команды
Установление деловых контактов
Разработка содержания
Структурное
планирование
Управление и техника контроля
Определение рисков
Слайд 24Фаза реализации проекта
Заключение контрактов
Ввод в действие системы управления
Коммуникации и связи
участников
Поэтапная реализация проекта
Контроль
Руководство, координация работ
Слайд 25Фаза завершения проекта
Апробация и экспериментальная проверка конечного продукта
Оценка и подведение
итогов
Сопоставление первоначальных целей с полученными результатами
Расформирование команды
Слайд 26Алгоритм разработки проекта
Выявление потребностей в изменении на основе анализа существующего
положения и выделение проблемы;
Определение цели проекта;
Постановка задач по реализации цели;
Определение
идей реализации цели и задач;
Определение работ, необходимых, для разработки и запуска проекта или его составляющих;
Слайд 27Алгоритм разработки проекта (продолжение)
Прогнозирование результатов проекта последствия (ожидаемые положительные результаты,
возможные потери, негативные последствия, компенсационные мероприятия по их устранению);
Определение участников
проектной деятельности на этапе разработки и запуска проекта;
Определение допустимых сроков исполнения проекта.
Слайд 28Основные причины неудачной реализации проектов
(Опыт Всемирного Банка):
отсутствие четко
определенных целей проекта;
недостаточный учет влияния внешней среды;
отсутствие эффективной системы
управления проектом;
Слайд 29Основные причины неудачной реализации проектов
(Опыт Всемирного Банка):
недостаточное внимание
к последствиям от реализации проекта
(влияние на участников проекта, быстрому
разрешению конфликтов, политическим и социальным аспектам).
Слайд 30Рекомендуемая литература.
Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы.- М.: Сентябрь,
2002
Новикова Т.Г. Проектирование и экспертиза инновационной деятельности в образовании.-М.: Ж-л
«Внешкольник», №12, 2001
Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект.- М.: Эгвес, 2004
Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью.-М.:Сентябрь, 1998
Прутченков А.С. Шаг за шагом. технология разработки и реализации социального проекта, М., 2001