Слайд 1Мусоргский
«Картинки с выставки»
«Картинки с выставки» являют собой сюиту из
десяти пьес – каждая навеяна одним из сюжетов Гартмана. Мусоргский
«изобрел» совершенно замечательный способ объединить эти свои музыкальные картинки в единое художественное целое: для этой цели он использовал музыкальный материал вступления, и поскольку по выставке обычно гуляют, он назвал это вступление «Прогулкой».
Слайд 2Гном
Маленький человечек, переваливаясь, пробежал немножко и остановился – трудно бегать
на таких коротеньких, кривых ножках. Попробовал побежать медленнее – снова
ничего не получилось. Подождал чуть-чуть, отдохнул и старательно заковылял дальше. Спешит куда-то. подпрыгивает, спотыкается гномик. Опять устал, пошёл медленнее, но всё так же старательно и неуклюже. Похоже, он даже сердится сам на себя. Побежал снова и – стой! Оборвалась музыка. Упал, наверное, бедный.
Слайд 5Тюльерийский сад
Эта короткая пьеса - живая жанровая сценка. В ее
музыке мы ощущаем радостное настроение солнечного летнего дня, ритм напоминает
детские считалки и дразнилки. Дети играют в парке, вдруг возникает маленькая ссора. Мелодия становится выразительной, как человеческая речь, словно кто-то из детей жалуется старшим на товарища, который его обидел...
Слайд 6Быдло
Картинка №4 «Быдло» («Сандомирский скот», по определению самого Мусоргского). На
картине была изображена польская телега, запряжённая волами, в музыке ясно
слышен эффект приближения, а затем удаления этой огромной телеги со скрипучими колёсами. Картина тоже не сохранилась
Слайд 7Балет невылупившихся птенцов
Забавную пьесу «Балет невылупившихся птенцов» Мусоргский назвал скерцино
- маленькое скерцо (сравните: шутка - шуточка). На рисунке Гартмана
изображены будущие «звезды балета» - ученики балетной школы. Они пытаются «летать» - танцевать, но до «звезд» им еще далеко. Композитор заменил юмористическое сравнение художника прямым подражанием. В музыке изображены быстрые, но неуклюжие движения птенцов - прыжки, бег, их нежный щебет. Вся пьеса, в которой каждый такт украшен форшлагами и трелями от первой до последней ноты, очень тихо и нежно «щебечет».
Слайд 8Два еврея, богатый и бедный
У Гартмана эти персонажи не существовали
на одной картине. Картин было две: «Богатый еврей в меховой
шапке» (картина не сохранилась) и «Бедный еврей» (репродукцию этой картины вы можете видеть). Оба еврея - польского происхождения (Сандомирские евреи). У Мусоргского они ведут разговор, в ходе которого каждый раскрывает свой характер.
Слайд 11
«Катакомбы. Римская гробница» или «С мёртвыми на мёртвом языке».
На
переднем плане Гартман изобразил себя. Справа едва можно заметить слабо
освещённые черепа.
Слайд 12Избушка на курьих ножках (Баба-Яга) - фантастическая картинка полёта Бабы-Яги, прообразом
которой послужил проект бронзовых часов в русском стиле, изображавших сказочное
жилище ведьмы. Быстрая и стремительная пьеса - размашистое скерцо с контрастирующей таинственной средней частью - вливается непосредственно в величавый торжественный финал цикла.
Слайд 13«Богатырские ворота»,
В стольном городе во Киеве». Картина представляет собой
проект Киевских ворот. Эти ворота так и не были построены,
однако планировалось их строительство после неудачного покушения на Императора Александра ІІ и его чудесного спасення. Пьеса Мусоргского звучит, как торжество православия, весьма реалистично изображая праздничный колокольный перезвон.