Слайд 2Традиционный урок.
Структура урока
Оргмомент ( главным в котором является постановка
целей урока).
Актуализация знаний. ( проверка домашнего задания)
Всесторонняя проверка знаний.
Подготовка к
активному сознательному усвоению нового материала
Усвоение новых знаний.
Первичная проверка запоминания нового материала
Закрепление новых знаний
Подведение итогов урока.
Организация домашнего задания.
Слайд 3Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала
Урок взаимообучения,
Уроки, которые ведут
ученики («дублёр начинает действовать»),
Урок-»эврика»,
Урок-размышление,
Урок-обозрение,
Урок-решение.
Урок-аннотация.
Урок-монолог,
Урок-портрет,
Урок памяти,
Урок открытых мыслей,
Урок-панорама
Слайд 4Уроки по аналогии с организованными событиями
Урок-аукцион,
Урок-конференция,
Урок-»защита диссертации».
Урок-суд,
Урок-посвящение,
Слайд 5Уроки по аналогии с известными формами и методами деятельности
Урок-исследование,
Урок-интервью,
Урок-диспут,
Урок-дискуссия,
Учебный мозговой
штурм
Слайд 6Урок взаимообучения
Цель: совершенствование способов учебной работы.
Характерные особенности урока: отсутствие
домашних заданий, взаимопомощь, взаимоответственность учащихся.
Слайд 7Организация урока
1.В классе формируются «экипажи» из 4-х человек:
капитан, штурман и 2 пилота.
2. Учитель ставит перед
«экипажами» цель (например, освоить новый материал); объясняет новый материал, раздает задания «экипажам».
3. Действия «экипажей»:
- командир повторяет материал всему экипажу,
- командир принимает зачет у штурмана,
- командир и штурман опрашивают пилотов,
ставят им оценки. «Экипаж» готов к защите
заданий.
4. Защита заданий. «Экипаж» сам определяет делегата, которому предстоит отчитываться за группу. Зачеты принимает специальный «экипаж»- экзаменаторы.
Если на защите член «экипажа» получил оценку ниже, чем заслужил в группе, оценки всех членов «экипажа» снижаются.
Слайд 8Урок – «эврика»
Класс делится на 2 равные команды. Состав команды:
экспериментаторы(ученики, хорошо работающие с приборами);
Теоретики (те, кто лучше знает теоретический
материал);
Калькуляторы (те, кто умеет быстрее всех считать);
Эксперты(те, кто умеет правильно дополнить, грамотно оценить);
Слайд 9Ход урока
Экспериментаторы одной из команд ставят опыт. На основе опыта
составляют условие задачи
Эксперты из второй команды следят, корректно ли был
поставлен опыт, не противоречивы ли условия задачи.
Слайд 10
«Теоретики» и «калькуляторы» второй команды решают задачу.
«Эксперты» первой команды
следят за их работой, выслушивают комментарии, учитывают время выполнения работы,
правильность решения. Выставляют оценки.
Команды меняются ролями, всё полностью повторяется.
Конкурс капитанов: задачи для конкурса готовят «экспериментаторы» на основе поставленного опыта после выполнения командами основного задания и подведения итогов.
Учитель подводит итоги конкурса капитанов (время, правильность решения).
Подведение итогов урока.
Слайд 11Урок - конференция
Урок – конференция проводится на уроках обобщения и
повторения.
На уроке-конференции выступают несколько докладчиков. Самое главное из их выступления
ученики запишут, поэтому на доске каждый докладчик записывает1-2 предложения, выражающих суть его сообщения.
Слайд 12Подготовительный этап
Объединившись в группы по 3-4 человека, подготовить сообщение по
одной из предложенных тем.
Собрать материал по теме. Учитель предлагает список
литературы, план сбора материала.
Составить и красочно оформить программу конференции, индивидуальные задания для участников конференции
Группе участников подготовиться к роли репортеров, прочитать, как составляется репортаж, как берется интервью.
Слайд 13Ход урока
Сообщение темы урока и формы его проведения.
Решаются организационные вопросы
(избранный представитель объявляет тему конференции и зачитывает программу конференции).
Участникам конференции
предлагается приготовить свои записные книжки и фиксировать в них основные материалы из выступлений докладчиков.
Группе репортеров приготовиться к сбору материалов для репортажа.
Выступление докладчиков.
Подведение итогов урока. Обмен впечатлениями.
Организация домашнего задания ( написать сочинение)
Репортерам выпустить специальный номер газеты о проведенной конференции, взять интервью у её участников, написать репортаж, а также поместить в номер лучшие сочинения участников конференции.
Слайд 14Урок – суд (ролевая игра)
Цель: опираясь на полученные в ходе
самостоятельной работы знания, в процессе судебного заседания познакомить учащихся с
важнейшими достижениями науки. В ходе выступлений обвинителей судебного процесса сформировать у учащихся знания о последствиях того или иного процесса, действиях, издержках и путях его преодоления.
В качестве игровой задачи ученики должны дать самостоятельную оценку данному явлению, вынести ему обвинительный приговор или оправдать его. Главное, чтобы итоговый вывод урока был взвешенным и самостоятельно найденным.
Слайд 15Правила участнику игры
Осознай, в чем состоит задача игровой ситуации.
Поверь в
то, что происходит в воображаемой ситуации.
Выбери роль в игре. Исходя
из своих способностей и интересов.
Тщательно готовься к игре, включая выступления своего героя.
Чувствуй своих партнеров по игре, прислушивайся к их выступлениям, реагируй на них.
Подчиняйся законам игры и выполняй её правила.
Оцени проигранную ситуацию с точки зрения реальности.
Слайд 16Подготовительный этап
Опережающее задание.
Список литературы.
Распределение ролей в игре:
- судья
- защитники
- обвинитель
- свидетели
- присяжные заседатели
Слайд 17Ход урока
Тема, эпиграф. Цель занятия.
Вступительное слово ведущего. Развёртывание игрового сюжета,
поддержание условий имитируемой ситуации.
Подведение итогов игры. Заключительное слово председателя. Вынесение
приговора. Анализ экспертной группы. Оценка участников.
Домашнее задание.
Слайд 18Урок - диспут
Диспут – непростая форма, и использовать её можно
лишь тогда, когда есть уверенность, что получится содержательный спор, что
учащиеся смогут сформулировать свои собственные позиции и построить необходимые доказательства. Поэтому диспут возможен главным образом в старших классах.
Слайд 19Требования к диспуту
Дать осмысленные и глубокие знания, актуализировать их.
Формировать глубокую
личную заинтересованность учеников в изучаемых вопросах и проблемах, тем самым
активизировать их мысль и чувства.
Привести учащихся к тому, чтобы они не только заняли активную жизненную позицию, но и сумели бы активно и доказательно её защитить.
Интенсифицировать учебный процесс.
Слайд 20Этапы урока – диспута
Подготовительный этап
Класс делится на группы теоретиков, практиков,
экспертов, журналистов.
Каждая группа собирает материал по своему профилю из различных
источников и рассматривает проблему с точки зрения специальности, которую они представляют. Материал классифицируется «за» и « против».
Журналисты готовят каждой группе вопросы.
Слайд 21Проведение урока-диспута
Теоретики рассказывают об основных принципах темы.
Практики рассказывают о её
практическом применении.
Эксперты показывают преимущества предлагаемых разработок.
Журналисты задают вопросы, раскрывающие различные
стороны проблемы, подводят итоги, перечисляют «плюсы» и «минусы».
Учитель оценивает работу каждой группы.
Слайд 22Урок - дискуссия
Требует большой подготовки не только со стороны учителя,
но и со стороны учеников.
Способствует развитию устной речи, активизирует умственную
деятельность, прививает интерес к предмету.
Слайд 23Требования к уроку-дискуссии
Чтобы дискуссия была результативной и педагогически
эффективной, необходимо, чтобы избранная проблема
имела различные решения, которые заслуживают обсуждения
и не имеют однозначных ответов;
была актуальной, острой, важной;
требовала для своих решений совместных действий, организации совместной деятельности;
имела личностно значимый характер ( её решение предполагает обсуждение личных приоритетов и мотивов, лежащих в основе выбора конкретных путей решения).
Слайд 24Этапы урока - дискуссии
Подготовительный этап
Опережающее задание.
Список литературы.
Разбивка класса на дискуссионные
группы.
Знакомство с моделью анализа проблемы.
Разделение проблемы на частные вопросы.
Постановка и
объяснение задач.
Распределение участников ( ведущий, эрудит, аналитик-критик, протоколист)
Слайд 25Проведение урока - дискуссии
Вводное слово. Постановка проблемного вопроса. Завязка дискуссии
и познавательное задание на весь урок.
Ход дискуссии.
Первичное обсуждение позиций
и выдвижение гипотез
Анализ информации в группах и обсуждение частных проблем.
Выступление представителей
Обсуждение мнений.
Подтверждение или опровержение гипотез.
Подведение итогов дискуссии. Итоговые выводы (проекты по решению проблемы). Оценка участников.
Слайд 26Урок - исследование
Главное в уроке – совместный поиск истины и
собственные открытия в учебном материале.
Урок ведет учитель, ставит задачи, руководит
обсуждением, подводит итог.
Учащимся к уроку предлагаются задания разного уровня сложности как логико-понятийного, так и эмоционально-образного ряда.
Слайд 27Этапы урока-исследования
Подготовительный этап
- За две недели учащимся предлагается план
по избранной теме с указанием вопросов для обсуждения, список рекомендуемой
литературы.
- Определяется форма работы на уроке:
общая, групповая, индивидуальная.
- Определяется вид самостоятельной работы учащихся (план, тезисы, конспект, реферат и т.д.)
Слайд 28Проведение урока-исследования
Определение задач, мотивация учащихся.
Постановка проблемы.
Определение темы и цели исследования.
Выдвижение
рабочей гипотезы.
Подтверждение гипотезы (сбор, оформление, интерпретация данных).
Формулирование выводов по результатам
исследования.
Подведение итогов урока.