Слайд 1Тема опыта
Интерактивные технологии обучения как средство развития творческих
способностей учащихся
Брусинская Людмила Владимировна
Учитель русского языка и литературы
Муниципального образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов»
Слайд 3Актуальность опыта
Надо !
Есть…
Слайд 4Противоречия
Высокие возможности интерактивных технологий
Традиционный урок, ориентированный на передачу готовых знаний
Слайд 5Актуальность проблемы
-орфоэпические, грамматические ошибки в речи
стали нормой,
-приоритет информативности отдан телевидению и компьютеру,
-речь дикторов, корреспондентов, тексты
сообщений изобилуют словами, отходящими от литературных норм,
-многообразие ненормативной лексики
Слайд 6 ключевые задачи
-сформировать коммуникативную потребность
-работа по развитию речи
должна носить не ознакомительный, а тренинговый характер, речевые навыки довести
до автоматизма
-развитие речи – это постоянная работа на уроке
-учить не техническому оформлению высказывания, а речевому мышлению, речевому творчеству, адекватному восприятию чужой речи
-ориентация на реальные задачи, которые жизнь поставит перед ребенком
Слайд 7Творчество как основа развития ребенка
Н.А.Бердяев
Л.Н.Толстой
К.Д.Ушинский
Слайд 9Творческий тренинг
круглый
красный
кислый
Слайд 10Уровни творческого развития
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ
Красный день календаря
Красное словцо
Круглый сирота
НУЛЕВОЙ УРОВЕНЬ
Красная смородина
Кислый
лимон
Круглый шар
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ
От кислого даже с виду лимона, лежащего рядом
с круглым красным яблоком, исходил чудный аромат.
Слайд 11Интерактивное обучение
Традиционная система – монолог
Интерактивное обучение – диалог
Учащиеся взаимодействуют
или находятся в режиме беседы, диалога с кем-либо, что ориентирует
личность на развитие ее интеллектуальных и творческих способностей.
Слайд 12Использование метафорических текстов
Притча – метафорическое высказывание
Притча- паремия («припутное», «при пути»)-
изречение, которое служит указателем, руководит человеком на пути жизни, являясь
культурологической основой.
Обращение к притчам на уроке – это вытеснение бездуховности, возрождение отеческих корней, обретение смысла жизни, проникновение в волшебный мир творчеста
Слайд 13Однажды младший сын пришёл просить своё наследство у отца,
У этой просьбы не было конца, как
и кокетства у юнца.
Он честно выделенное попросил и в путь отправился, когда вопрос решил.
Отца, бросая, дом, свою семью, мать – родину он покидал свою,
В чужой стране, словно в «чужом раю», он забывал про родину свою.
Нетрудно было жить в потехе и в еде, труднее стало обеднев.
За свиньями ухаживать он стал, и праздник был, когда он сыт бывал.
Промучившись без денег, без семьи, решил вернуться он и замолить грехи.
Он понимал, что недостоин сыном быть,
Но лучшего герой не смог решить.
И каково же было удивление юнца, когда отец простил ему его «дела».
«Нашёлся сын, – всем громко говорил, – а я его уже похоронил».
Мораль сей басни такова: не делайте постыдные дела,
Учитесь управлять своей душой и знайте: есть закон семьи родной.
Слайд 14Эффективность методики
Методика позволяет:
интереснее спроектировать урок
воздействовать на
воображения
вызывать сильные эмоциональные чувства и развивать их
бороться с нежеланием
ученика «работать» на уроке
вырабатывать непроизвольное внимание
создать творческую атмосферу
учить рефлексированию
Слайд 15Эффективность методики
осуществляется завет великих педагогов: обучая, воспитывать
с
«повестки дня» снимается проблема дисциплины на уроке
расширяется кругозор учащихся, читательский
и мировоззренческий
обогащается лексикон учеников, их активный словарь
наблюдается явный прогресс в развитии речи
участие в разного рода творческих конкурсах, как правило, успешно
Слайд 16Творческий проект
Моя семья - мое богатство!
Цель проекта:
Привить любовь к русскому
языку и интерес к его изучению через постижение семейных ценностей.
Слайд 17Ф.И.Буслаев
«…развивайте в дитяти врожденный дар слова…»
К.Д.Ушинский
«…через слово нужно ввести
дитя в область духовной жизни народа…»
Слайд 18Задачи проекта:
вдохновить учеников на создание собственного произведения с помощью этимологических
поисков, речеведческих наблюдений;
способствовать сплочению, единению семьи;
развивать речь и творческие способности
учеников;
воспитывать любознательность, чуткость к красоте и выразительности родной речи;
расширять жизненные познания детей.
Слайд 19Шаги к достижению цели:
Имена – часть культуры и истории народа.
Русские
обряды имянаречения, крестины, именины.
Хороший тон дома и в семье (дом,
дети, родители)
Бытовые семейные традиции – отражение культуры и нравственности народа.
Путешествия
Моя мечта о семье.
Слайд 20Урок развития речи
«Моя семья – мое богатство»
Слайд 22Словарь русского языка (1984)
Семья
1. Группа людей, состоящая из мужа, жены,
детей и других близких родственников, живущих вместе.
Семья
2. Перен. Группа людей,
объединенных общей деятельностью.
Семья
3. Группа животных, состоящая из самца, самки и детенышей, живущих вместе.
Семья
4. Лингв. Группа родственных языков
Слайд 23Словарь синонимов русского языка (1968)
Семья
Семейство
Семейный круг
Семейные
Домашние
Домочадцы (уст.)
Чада (шутл.)
Слайд 24Вечные истины
Дом очаг
семья
род
народ
Родина
Слайд 26Мне в жизни повезло. У меня дружная и любящая семья.
Мой муж, всегда занятый на работе не меньше меня, не
гнушался никакими домашними делами и с удовольствием занимался детьми. Наш сын, который получил престижную профессию, живет и работает в Москве, воспитывает дочь Евочку. А дочь Саша, подсчитав однажды, сколько времени проводил с ней отец, с гордостью называла себя папиной дочкой.
Когда Сашенька была маленькой, в магазинах не наблюдалось такого изобилия игрушек и книжек для детей, как сейчас, и папа сам нарисовал и смастерил «Книгу для Сашеньки», которую ей всегда читал у кроватки, когда она капризничала и не хотела засыпать.
Маленькая привередница наизусть знала историю Золушки, Спящей царевны. Если отец сбивался с сюжетной линии, то она требовала достоверного рассказа. Нередко папа засыпал под свои сказки раньше дочери.
А вот старший брат Максим, который был на 6 лет старше Саши, придумал прекрасное успокоительное средство для своей капризной сестренки. Он протянул над кроваткой бельевую веревку, прикрепил к ней погремушки. Потом перекинул через нее ленту и привязал к ноге сестренки. Та лежит, болтает ножками – веревка колышется и звенит на все лады – плакать некогда.
Слайд 27Максим изобрел для ревы-сестренки «успокоительное средство»
Слайд 28Мои любимые дети
Счастливы вместе
Слайд 29Русский народ о семье
Где мир да лад, там и божья
благодать.
На что и клад, коли в семье лад.
Любовь да совет
— так и нуждочки (и горя) нет.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Ссора в своей семье до первого взгляда.
Русский человек без родни не живет.
Духовное родство пуще плотского.
Достаток — мать, убожество — мачеха.
Слайд 30ПРЕЗЕНТАЦИЯ
ВЕРЕЩАК АННЫ
« Я и моя семья»
Слайд 31Одна я в комнате сижу,
В окошко тёмное гляжу,
На звезды светлые
во мгле,
На небо синее во сне.
Природа спит,
И я усну,
Но
прежде попрошу у Бога,
Дожить до завтрашнего дня,
У Ангела – Хранителя,
Чтоб я и вся моя семья
Здорова, счастлива была!
Чтоб помнить этот
Данный Богом день,
Чтоб сохранить и в памяти своей,
И на листе бумаги тонкой,
И в сердце, и в душе.
И для того живет ведь человек на свете,
Чтоб помнить
Те года, минуты и мгновенья,
Что свыше раз нам лишь даны.
И надо жить
Ведь Бог нам помогает,
Хранитель – Ангел защищает,
А сердце бьется и стучит
И слова жизни говорит:
«Ты помни: надо жить,
надеяться и верить и не забудь
кого-то полюбить».
(А.Верещак)
Слайд 32МОЯ СЕМЬЯ
Моя семья состоит из четырёх человек: мама Наталья, папа
Сергей, моя старшая сестра Марина и я. А ещё у
нас есть питомец – кот Томас, его мы тоже считаем членом семьи.
Ну вот я и представила Вам мою семью. О какой же истории мне рассказать, на какую тему написать сочинение? А может быть, о традициях моей семьи?! Конечно, ведь приближается праздник Светлой Пасхи!!! Я расскажу Вам ,как наша семья ежегодно отмечает этот праздник и как мы готовимся к этому светлому и теплому дню!!!
Слайд 33ДЕНЬ СВЕТЛОЙ ПАСХИ
К такому светлому празднику ,как Пасха , моя
семья и я относимся очень тепло и трепетно. Накануне праздника
мама печет куличи, я крашу пасхальные яйца и разнообразно и искусно украшаю их, а мой кот Томас, греясь на весеннем солнышке, охраняет стоящую на балконе творожную пасху.Какая прекрасная атмосфера создаётся в эти дни: окна открыты настежь, дома слышны звуки весны, вкусно пахнет свежеиспечёнными куличами, а в вазе стоит распускающаяся верба. А вечером, когда все куличи испечены, мы с мамой складываем несколько яиц в красивую плетёную посуду, выбираем самый большой и самый красивый кулич, украшаем творожную пасху, все эти вкусности складываем в корзину и относим в церковь, чтобы осветить продукты!!!
А на следующее утро мы обмениваемся подарками и шоколадными яйцами и садимся трапезничать освещённым завтраком!!! Какой же всё таки семейный этот весенний день – день Светлой Пасхи!!!
Слайд 34Выводы
явный прогресс в развитии творческих возможностей моих учеников:
учащиеся демонстрируют
все возрастающее умение формулировать грамотно мысли, нешаблонно мыслить
подтверждают хорошую
теоретическую подготовленность ( о чем говорят результаты ЕГЭ)
участие в разного рода творческих конкурсах довольно успешно и подтверждает этот качественный уровень.