Слайд 1Обследование познавательной деятельности детей дошкольного возраста
учитель-логопед: Ванифатьева В.В
Слайд 2Психолого-педагогическое изучение ребенка - это ведущий и наиболее трудный вид
работы в структуре консультирования
Слайд 3Это диагностическое обследование, во время которого осуществляется оценка развития ребенка,
состояния сформирования познавательных процессов, в частности умственных действий и операций,
присущих ему индивидуальных особенностей усвоения знаний, необходимых для определения образовательных целей и планирования педагогических стратегий
Слайд 4Основные параметры оценки познавательной деятельности ребенка
принятие задания
способы выполнения задания
обучаемость в
процессе изучения
отношение к результатам своей деятельности
Слайд 5Допустимые виды помощи
Стимулирующая-привлечение внимания, стимуляция к дальнейшей работе, например, «хорошо»,
«дальше»
Направляющая- наводящие вопросы или критические замечания; подсказка, рекомендации выполнять другим
способом
Обучающая – демонстрация действия и просьба повторить его; выполнения задания по подражанию с использованием указательного жеста; выполнение задания по показу с использованием речевой инструкции
Слайд 6Примерный рабочий материал для обследования познавательной деятельности дошкольника
Слайд 7Запас знаний и представлений о себе и ближайшем окружении
В 3года-знать
свое имя, имена близких, родных, воспитателей и др., показывать на
пальцах свой возраст
В 4 года -знать фамилию, показывать(называть) возраст
В 5 лет- называть имя, фамилию, отчество , родителей, воспитателей, называть возраст
В 6 лет- знать свой возраст, называть дату рождения
Слайд 8Запас общих знаний и представлений
В 4 года -знать свой адрес
В
5 лет-полный адрес, с называнием города
В 6 лет-название страны, столицы
объяснить, что такое герб, гимн, флаг
Слайд 9Примерные вопросы
В 3года
Как тебя зовут?
Сколько тебе лет?
С кем та пришел?
Как
зовут твою маму?
Ходишь ли ты в детский сад?
Какие игрушки у
тебя есть?
С чем ты любишь играть: с машинкой или куклой?
А ты знаешь, кто умеет кукарекать?
А кто лаять?
Что можно обувать на ножки?
Покажи свои ножки, коленки, потопай ножками
Чем ты расчесываешь волосы?
Что ты любишь кушать?
Что любит кушать зайчик?
Сейчас день или ночь?
Слайд 10Как тебя зовут?
Какая у тебя фамилия?
Сколько тебе лет?
В каком городе
ты живешь?
Как зовут твою маму, брата, бабушку?
Зачем тебе глаза? Сколько
их у тебя?
Когда ты вырастишь ты будешь дядей или тетей?
Какая твоя любимая игрушка?
Какую пользу приносит человеку собака?
Зачем нужен зонтик?
В какое время года бывает снег, цветут цветы, тает снег, на деревьях появляются желтые и красные листья?
Кто лечит людей?
Что можно купить в магазине?
Зачем зимойнужно одевать перчатки?
Зачем нужны двери и окна в доме?
На чем можно ездить?
В 4 года
Слайд 11В 5 лет
Как тебя зовут?
Сколько тебе лет?
В каком городе ты
живешь?
На каком этаже?
Назови свой домашний адрес?
Твоя сестра (брат) старше (младше
) тебя?
А ты знаешь имя, отчество мамы, папы?
Когда ты завтракаешь (ужинаешь)?
Для чего нужен светофор?
Что нужно делать, если горит красный(зеленый) цвет?
Какое сейчас время года?
Когда дети катаются на санках, лыжах и коньках?
Когда птицы вьют гнезда и выводят птенцов?
Кто поздравляет детей с Новым годом и дарит им подарки?
А где живет белка? А собака?
Что раньше появляется на деревьях цветы или плоды?
Какие ты знаешь сказки? (2-3)
Слайд 12В 6 лет
1. Как тебя зовут?
2. Сколько тебе лет?
3. Как зовут твоих родителей (маму и папу)?
4. Какой
сегодня день недели?
5. Какой день недели был вчера?
6. Какой день недели будет завтра?
7. Назови своих любимых сказочных героев.
8. Почему некоторые птицы осенью улетают на юг?
9. Какие города ты знаешь?
10. Какие деревья растут в лесу?
11. Какие животные дают нам молоко?
12. Для чего нам нужен холодильник? Почему некоторые продукты мы храним именно в нем?
13. Когда на улице раньше темнеет (становится темно): летом или зимой?
14. Что мы говорим людям, которые сидят с нами за столом, перед началом завтрака, обеда или ужина
Слайд 13Ориентация во времени
В 3 года-показывать контрастные времена года
В 4 года -называть, с указанием двух признаков контрастные В 5 лет – знать последовательность (может путать осень-весна) с указанием 3-4 признаков В 6 лет - дни недели, зимние праздники В 7 лет- последовательно дни недели, название и последовательность месяцев
Слайд 14Ориентация в пространстве
В 3 года-понимание предлогов в, на, за, рядом,
около
В 4 года вверху-внизу, спереди- сзади
В 5 лет -ориентировка на листе бумаги (вверх- низ, лево-вправо, середина), можно на кольцах пирамидки; в схеме собственного тела-правая(левая) рука, нога
В 6 лет -ориентировка на листе бумаги (вверх- низ, лево-вправо, середина, верхний-нижний правый-левый угол; правой рукой левое ухо
В 7 лет – графические диктанты
Слайд 15Сенсорные эталоны
Восприятие цвета
Восприятие формы
Восприятие величины
Слайд 16Цвет
В 3 года- называет(соотносит 4 основных цвета: красный, желтый, зеленый,
синий)
В 4 года + белый, черный
В 5 лет- оранжевый, голубой
В
6лет- все основные цвета и оттенки
Слайд 17Геометрические формы
В 3 года- называет(соотносит) квадрат, круг
В 4 года- называет
(соотносит) круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб
В 5 лет- называет
треугольник, круг, квадрат, ромб, прямоугольник,овал
В 6 лет- плюс многоугольник, цилиндр
Слайд 18Величина
В 3 года- пирамидка из 3-4 колец, доска Сегена(простой
вариант), матрешка- из трех частей
В 4 года- пирамидка из 5
колец, доска Сегена от простому к сложному, матрешка четырехместная
В 5-6 лет- пирамидка из 7 колец, доска Сегена разных вариантов сложности, матрешка пятиместная
Слайд 19Конструктивная деятельность
Методика «Разрезные картинки»
Конструирование с палочек
Слайд 20В 3 года- картинка с двух, трех частей; постройка из
3- 4 палочек
В 4 года- с трех, четырех частей
(по вертикали и горизонтали)
В 5 лет- из 4 частей (по диагонали); из 6-8 палочек
В 6-7 лет из 4-6 частей по горизонтали, вертикали, усложненные варианты
Слайд 21
Исследование
мыслительной
деятельности
Слайд 22Группирование предметов по функциональным признакам
3 года
Слайд 24Группирование предметов по родовым признакам
3 года
игрушки, одежда, обувь, овощи
в 4
года
фрукты, мебель, посуда
в 5 лет
животные, продукты питания, транспорт, мебель
в 6 лет
насекомые, цветы, деревья, электроприборы, ягоды, грибы
Слайд 25Четвертый лишний ( с 4 лет)
самые простые-3 одинаковых предмета +
какой-то другой
3 яблока+матрешка
по сенсорным признакам
стандартные обобщения
задания с провокацией
Слайд 26Аналогии (простые и сложные) с 3-
4 лет
Слайд 27Картинки
С 2,5-3 лет
Сюжетные с явным смыслом
Сюжетные со скрытым смыслом
С 4
лет
Серия картинок с явным смыслом
Серия сюжетных картинок со скрытым смыслом
Слайд 31Математические представления
Порядковый счет прямой( 3года-до3, 4года-до5, 5лет -до 10, 6лет-до
15)
С названием итогового числа (5лет-6-7, 6-7 лет- до 10)
Обратный
счет (с 5лет- от 5, С 6-7 лет- от 10)
Понятие о числе (3 года -один-много, 4 года -1,2,3,много, 5лет -5, 6лет -в пределах 7)
Дифференциация понятий «больше»- «меньше» (в 4 года-с разницей в 1 предмет, в 5 лет - с разницей в 1-2 предмета)
Слайд 32Уравнивание смежных множеств (с 4 лет -1 способом, с 5
лет -2 способами)
Арифметические действия (в 4 года 3-4(+1), 2-3(-1); в
5 лет – 5 (+-1)без опоры на конкретный материал; в 6 лет- в пределах 5, в 7лет - 10
Соседи числа (5 лет- в пределах 5, 6лет- в пределах 7, 7лет- 9)
Знание цифр (в 4года- до 3, в 5лет -до5, в 6 -до 10 с соотнесением количества и цифры)
Слайд 33Состав числа (с 6лет - до 5, с 7лет до
10)
Решение задач (с 7 лет-в 1-2 действия)
Оперирование знаками «больше», «меньше»,
«равно» – с 6 лет