Слайд 1ОХРАНА ТРУДА учителя
Синдром эмоционального выгорания
Топчий Ирина Викторовна
учитель основ здоровья
Запорожской гимназии
№ 11
Слайд 2В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога
в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны
общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе.
Слайд 3Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека,
что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.
Слайд 4Профессиональный труд педагога отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие
этого, с увеличением стажа педагоги испытывают "педагогический кризис", "истощение", "выгорание".
Слайд 5Последствием эмоционального выгорания могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений
с родными и, в первую очередь, с детьми. Под воздействием
эмоционального выгорания усиливаются тревожность, раздражительность, появляется агрессивность, изменяется стиль общения педагога.
Слайд 6Среди основных причин, провоцирующих у педагогов синдром эмоционального выгорания, можно
выделить:
плохое материальное положение, незащи-щенность,
социальная несправедливость,
потеря социальной престижности;
а
также высокая ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, коммуникативная нагрузка.
Слайд 7В целях направленной профилактики СЭВ следует:
стараться рассчитывать и обдуманно распределять
свои нагрузки;
учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
проще относиться
к конфликтам на работе;
не пытаться быть лучшим
всегда и во всем.
Слайд 8Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь.
Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены,
потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей.
Слайд 9Конечно, общественные катастрофы, неудачи в работе, собственные промахи не могут
не расстраивать человека. Но не следует считать такие неудачи непоправимыми
катастрофами.
То, что можно, следует исправить.
А на нет — и суда нет,
как говорят в народе.
Слайд 10Естественные способы регуляции организма и саморегуляция
Наверняка вы интуитивно
используете многие из них:
это длительный сон,
вкусная еда,
общение с
природой
и животными,
Слайд 11баня,
массаж,
движение, танцы,
музыка и многое другое.
Слайд 12К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе,
непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось
утомление.
Слайд 13Поэтому специалисты рекомендуют использовать следующее:
смех, улыбка, юмор;
размышления о хорошем, приятном;
различные
движения типа потягивания, расслабления мышц;
наблюдение за пейзажем за окном;
рассматривание цветов
в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;
Слайд 16мысленное обращение к высшим силам ;
вдыхание свежего воздуха;
чтение стихов;
высказывание похвалы,
компли-ментов кому-либо просто так.
Слайд 17Помните: главный принцип любой помощи заключается в том, что поделиться с
другим человеком можно только тем, чем сам располагаешь!
Слайд 18Использованные ресурсы
http://festival.1september.ru/articles/590741/
http://alviv.ucoz.ru/publ/uchitelja/1-1-0-14
http://animo2.ucoz.ru/photo/animacii_malogo_razmera/animacii_ko_dnju_uchitelja/56-2-0-0-2
Слайд 19Авторская страничка
Топчий
Ирина
Викторовна
Запорожская гимназия № 11
учитель высшей категории
учитель-методист