Слайд 1
Организация профилактической работы с семьями обучающихся,
находящихся
в социально -
опасном положении
Социальный педагог
МБОУ «Тигильская СОШ»
Кутова Наталья Анатольевна
Слайд 2
Жизнь любого человека начинается с семьи.
Как нет идеально похожих
людей, так нет совершенно
идентичных
семей.
Слайд 3
Семья – предмет изучения разных социальных наук. В каждой даётся
своё определение данному понятию.
С точки зрения социологии, это группа
людей, связанная кровным родством и брачными узами.
Юридическая наука дополняет данное определение и говорит, что семья является объединением нескольких совместно проживающих лиц, которые связаны между собой правовыми отношениями, определённым кругом обязанностей, возникающих после заключения брака и вступления в родство.
В педагогике и в психологии делает упор на личные взаимоотношения членов семьи и разных поколений, на воспитательную и социальную роль представителей старшего поколения в развитии младших участников общественной группы.
Данное понятие многогранное. Но каждое определение подтверждает, что это малая группа, ячейка общества, в которой люди связаны между собой определёнными отношениями.
Слайд 4
СЕМЬЯ, НАХОДЯЩАЯСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ - это семья, имеющая
детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где
родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними (по ФЗ №120 от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» )
Слайд 5
Основными критериями при определении семей этой категории являются
неисполнение родителями своих
обязанностей по обеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного
питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);
отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и др.)
вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.);
жестокое обращение с людьми со стороны родителей;
отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка);
семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.
Слайд 6
Типы семей, находящихся в социально опасном положении:
конфликтная – наиболее распространённый
тип (до 60% от числа всех семей категории), с преобладанием
конфронтационного стиля отношений;
аморальная – характеризующая забвением всяких моральных и этнических норм; конфликтную и аморальную семьи объединяет то обстоятельство, что положение в них оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного;
педагогически несостоятельная – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; характеризуется не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-либо изменять и исправлять в содержании и методах воспитания: такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на неподчинение общественным нормам и требованиям, на конфронтацию с лидером.
асоциальная – в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения.
Слайд 7
Семьёй, находящейся в социально опасном положении, может стать любая семья,
так как существует ряд социальных проблем: трудные материальные условия, отсутствие
рабочих мест, конфликты между супругами и многое другое. Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи группы риска.
Слайд 8
Семьи группы риска – это семьи, члены которой уязвимы вследствие
складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий
социального характера.
Слайд 9
К таким семьям относятся: малообеспеченные; неполные семьи; многодетные; матери-одиночки; семьи,
имеющие детей инвалидов; родители, страдающие психическим расстройством, умственной отсталостью; семьи,
имеющие детей под опекой или попечительством.
Эти семьи требуют большого внимания со стороны школы. И задача специалистов, как можно раньше начать профилактическую работу с этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию.
Слайд 10
Признаки социального неблагополучия у обучающегося
Утомленный, сонный вид
Санитарно-гигиеническая запущенность
Склонность
к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания
Неумеренный аппетит
Задержка роста,
отставание в речевом, моторном развитии
Привлечение внимания любым способом
Чрезмерная потребность в ласке
Проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками
Трудности в обучении
Слайд 11
Признаки Физического насилия в семье
Боязливость ребенка
Сосание пальца, раскачивание
Боязнь идти домой
Жестокое обращение с животными
Стремлении скрыть причину
травм
Слайд 12
Этапы работы МБОУ «Тигильская СОШ» с семьёй, находящейся в социально
опасном положении (СОП).
1 этап. Раннее выявление семей, находящихся в СОП
и формирование банка данных.
2 этап. Работа классного руководителя по работе с семьёй СОП.
3 этап. Семья рассматривается на Управляющем совете.
4 этап. Школьный Совет по профилактики правонарушений несовершеннолетних.
5 этап. Постановка на профилактический учет семьи в МБОУ «Тигильская СОШ» и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье.
6 этап. Представление на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Уведомление различных служб района занимающихся профилактической работой с семьями.
Слайд 13
1 этап. Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование
банка данных.
С целью раннего выявления неблагополучных семей, проживающих на
территории МБОУ «Тигильская СОШ» в начале каждого учебного года социальный педагог на основе социального паспорта класса составляет социальный паспорт школы, в который вносятся все семьи группы риска. В дальнейшем эти семьи всегда находятся под пристальным контролем.
Наиболее эффективная форма работы с семьей - это индивидуальная. К индивидуальным формам работы относятся: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет.
Слайд 14
2 этап. Работа классного руководителя по работе с семьёй СОП:
обеспечивает
связь образовательного учреждения с семьей;
устанавливает контакт с родителями (иными законными
представителями) обучающихся;
консультирует родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей через специалистов МБОУ «Тигильская СОШ»;
организует в классе образовательно-воспитательное пространство, оптимальное для развития положительного потенциала каждого обучающегося;
изучает индивидуальные особенности обучающихся и их динамику;
изучает и анализирует степень удовлетворенности участников образовательного процесса жизнедеятельности классного коллектива, образовательного учреждения.
контролирует посещаемость учебных занятий и успеваемость каждого обучающегося;
анализирует условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся класса и определяет меры по поддержке педагогической помощи и поддержке семей данной категории.
Слайд 15
3 этап. Семья рассматривается на Управляющем совете
Классный руководитель рассказывает о
результатах проделанной индивидуальной профилактической работе с семьей СОП.
Слайд 16
4 этап. Школьный Совет по профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Классный руководитель предоставляет
документацию на семью: акт обследования условий проживания, представление на семью,
характеристику несовершеннолетнего, табель успеваемости и посещаемости и информацию о проделанной работе с семьей.
Слайд 17
5 этап. Постановка на внутришкольный учет семьи СОП в МБОУ
«Тигильская СОШ» и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в
семье.
Решение о постановке на внутришкольный учет принимается в соответствии с положением «Совета по профилактики правонарушений несовершеннолетних в МБОУ «Тигильская СОШ».
Слайд 18
Для устранения неблагополучия в семье школой проводится целенаправленная работа с
родителями. Основной задачей является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах
успешной социальной адаптации детей и подростков.
На протяжении работы с семьей решаются следующие задачи:
обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения;
оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных особенностей их ребенка;
координировать учебную помощь родителей их детям;
выявлять воспитательные возможности родителей и вовлекать их в жизнь классных коллективов;
обеспечить помощь родителям в решении возникающих проблем;
изучать уклад жизни и традиции семей учеников;
организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей;
оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций.
Слайд 19
В работе с семьями можно выделить основные направления работы:
проверка жилищно-бытовых
условий семьи;
сбор информации о семье, выявление причин неблагополучия;
составление плана работы
с семьей;
проведение консультаций, лекций для родителей;
оказание им социально-психологической, посреднической и правовой помощи;
отслеживание успеваемости и посещаемости обучающихся из неблагополучных семей;
организация досуговой занятости детей из данных категорий семей во внеурочное время и во время каникул;
помощь в организации трудовой занятости подростков во время летних каникул (с 14 лет).
Слайд 20
Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы с семьей:
улучшение положения
и качества жизни ребенка;
устранение причин неблагополучия;
расширение возможностей защиты права на
жизнь, на достойную жизнь, на здоровье и образование.
Оценка эффективности работы с семьей:
соответствие проблем семьи тем целям, задачам и направлениям работы, которые определил социальный педагог.
Оценка позитивной динамики ситуации может включать следующие показатели:
уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье);
родители проявляют заботу о детях;
дети посещают общеобразовательное учреждение;
уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков;
семья поддерживает контакт с общеобразовательным учреждением;
в социальном окружении появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними;
семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.
Слайд 21
Социальный педагог формирует индивидуальную карту профилактического сопровождения, в которой отражается
совместная работа классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога (в настоящее время
данная работа не проводится в связи с отсутствием специалиста), заместителя директора Учреждения по воспитательной работе.
Слайд 22
6 этап. Представление на комиссию по делам несовершеннолетних и защите
их прав. Уведомление различных служб района занимающихся профилактической работой с
семьями.
Совместная работа со специалистами этих служб.
Слайд 23
Заключение
Рассмотрев проблему семей, находящихся в социальном опасном
положении или в трудной жизненной ситуации, изучив имеющуюся литературу, специалисты
МБОУ «Тигильская СОШ» отобрали для своей работы наиболее эффективные формы и методы работы.
Наиболее эффективной формой работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации – это индивидуальная форма. Помощь в работе с семьёй это - диагностика, патронаж, беседы, оказание психолого-педагогической помощи.
А также поняли, что какую бы работу с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации не делали, для получения положительного результата её надо проводить в системе. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их жестоким миром.