Слайд 1 «Организация работы по преемственности
начального и среднего звена ООО»
Заместитель директора по УВР
МОУ «РСОШ №4» г. Дубоссары
Слайд 2«… обучение никогда не начинается с пустого места,
а всегда
опирается на определённую стадию развития,
проделанную ребёнком»
Л.С.Выготский
Слайд 3Проблема преемственности обучения в школе
Формулировка проблемы: снижение успеваемости при переходе из начальной школы в среднее звено у значительной части учащихся вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.
Слайд 4Причины возникновения рассматриваемой проблемы:
-Недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы,
их возможностях и реальных учебных результатах.
-Неподготовленность учителей к работе с
детьми младшего школьного возраста.
-Неспособность учеников справиться с возросшим объёмом домашних заданий.
Слайд 5-Смена режима и ритма работы (увеличение количества уроков в неделю).
-Резкое
увеличение устных предметов и объёма материала в них
-Много времени требуется
на адаптацию в новых условиях ( темп урока, манера ведения урока разными учителями, их различными требованиями и т. д. )
Слайд 6 Цель – разработать и систематизировать содержание форм и практических
мероприятий по реализации проблемы адаптации, подготовки педагогов к осуществлению работы
в данный период. Подготовки плана действия по решению проблемы преемственности.
Объект - школьники первой, второй ступени обучения
Предмет – возможность построения систематичности в работе по преемственности
Гипотеза – подготовка педагогического коллектива к осуществлению преемственности
Слайд 7НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
1.Совместная методическая работа учителей начальной школы и воспитателей на
первом этапе и учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем
звене на конечном этапе.
2. Работа с детьми ( учитель, психолог).
3.Работа с родителями ( учитель, психолог, социальный педагог ),
ВКЛЮЧАЯ:
- образовательные программы;
- организацию учебного процесса;
-единые требования к учащимся;
-структуру уроков.
Слайд 8Проблемы при переходе в среднее звено.
Переходя от младшей ступени образования
к основной в современном школьном укладе сопровождаются достаточно резкими переменами
в жизни школьников.
К ним относятся:
- повышение требовательности к самостоятельности и ответственности учащихся;
- возрастающая сложность предметного содержания обучения;
- новые отношения с учителями – предметниками.
Слайд 9Адаптация понимается как приспособление человека к новой системе социальных условий,
новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму.
Преемственность включает в себя адаптацию
- привыкание или приспособление к школьной жизни.
Если учитель не учитывает трудности адаптационного периода, то это может привести к нервному срыву ребёнка и нарушению его психического здоровья.
Слайд 10Уровень адаптации пятиклассников
(по данным анкетирования)
%
Слайд 11Сравнительный уровень успеваемости за год в 4-х классах (2013-2014 уч.г.)
и успеваемости за I полугодие в 5-х классах (2014-2015 уч.г.)
Слайд 12Сравнительный уровень отметок по годовой контрольной работе в 4 кл.
и входной контрольной работе в 5 кл. по русскому языку
Слайд 13Качество знаний по предметам в 4-х кл. и в 5-х
кл. за I полугодие.
В 4 классах обучалось 48 учеников.
В 5
классах обучается 49 учеников.
Слайд 14Качество знаний по предметам в 4кл. и в 5кл. за
I полугодие в процентном соотношении.
Слайд 15Этапы преемственности при переходе из начального звена в среднее:
Диагностика психологических
особенностей детей младшего подросткового возраста.
Выявление основных трудностей адаптационного периода.
Коррекционная
работа по снижению уровня адаптационного периода из начальной школы в среднюю.
Согласование методов и приёмов обучения в 4-х и 5-х классах
Согласование изучения учебных дисциплин.
Создание в школе творческой образовательной среды.
Разработка системы заданий и упражнений, требующих от учащихся самостоятельной организации собственной познавательной активности.
Слайд 16Рекомендации по работе с пятиклассниками
- помочь адаптироваться к “разноголосице”
требований учителей-предметников;
- помочь в работе по самоорганизации, самоконтролю;
- помочь принять новую позицию – ученика основной школы;
- помочь детям принять “новых” учителей;
- пояснить позиции в соответствии с ролью мальчика и ролью девочки (акцент на полоролевое взаимодействие).
сократить период привыкания учителя к новому классу
создать доброжелательную атмосферу
учителям-предметникам быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение