Слайд 1Профилактика профессиональной деформации педагогов
Опыт работы психологической службы
МОУ гимназия №2 г.
Раменское
Педагог- психолог Тимченко Е.В.
Слайд 2В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического
здоровья педагога в образовательном учреждении. Общеизвестно, что профессия педагога -
одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
Стрессогенность заложена уже в самой природе педагогического труда. Переход современной школы на новые образовательные стандарты обусловливает повышение требований со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе.
В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.
Слайд 3Высокую эмоциональную включенность в деятельность(34%)
Жесткие временные рамки деятельности(26%)
Неумение регулировать собственные
эмоциональные состояния(23%)
Слайд 4Термин «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ» введен американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергером в 1974
году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном
и тесном общении с клиентами, пациентами, в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности.
Под «ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ВЫГОРАНИЕМ» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы.
В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из важнейших задач психологических служб образовательных учреждений, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого – педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.
Слайд 5Важным этапом работы по профилактике является осуществление комплекса диагностических мероприятий,
в котором выделены следующие составляющие:
предварительная диагностика
изучение личностных особенностей
и психических состояний
получение обратной связи по результатам диагностики
Первоначальное ориентировочное выявление лиц с признаками нервно-психической неустойчивости может осуществляться с помощью следующих методик :личностный опросник FPI ,методика изучения самооценки с помощью процедуры ранжирования ,модифицированная методика Т.П, Гавриловой «Незаконченные рассказы» (выявление уровня эмпатии). Методика К.Замфир в модификации А.А. Реана (оценка мотивации профессиональной деятельности),Шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) И. Д. Спилберга – Ю.Л. Ханина.Подбор методик рекомендован В.М.Чернышовой , С. Ю. Лифановой (справочник педагога – психолога №4 2011 г.)
Слайд 6В системе работы психологической службы гимназии имеется опыт использования методического
обеспечения для учителей и школьных психологов
« ФЕНОМЕН СГОРАНИЯ»,
разработанного
в «Генезисе» на основе теста «Определение уровня субьективного контроля» на основе шкалы локуса контроля Д. Роттера.
Методическое пособие состоит из опросника и набора рекомендаций зависящих от степени «сгорания».Воспользоваться им можно сомостоятельно, без помощи психолога.
Слайд 7Рассматривая симптомы выгорания, можно подчеркнуть очевидную связь этого феномена со
стрессом. Налицо все три фазы стресса.
Нервное напряжение - отсюда неудовлетворенность,
тревоги ,депрессии.
Сопротивление-ограждение от неприятных впечатлений, экономия эмоций, выборочное выполнение профессиональных обязанностей.
Истощение- эмоциональный дефицит, психосоматические нарушения.
Слайд 8Определение краткосрочных и долгосрочных целей.
Использование тайм-аутов(отдых от работы).
Овладение умениями и
навыками саморегуляции.
Профессиональное развитие и самосовершенствование.
Избегание ненужной конкуренции.
Эмоциональное общение.
Поддержка хорошей спортивной
формы.