Слайд 1Приемы и методы организации эффективного общения в подростково-юношеском коллективе
Тверь, 2008
Слайд 2Задание 1
Делимся на 4 команды, согласно времени года,
в которое вы родились: зима, весна, лето, осень
за
15 минут составить стишок-презентацию о команде, объясняющий, почему ваше время года самое лучшее, который обязательно должен включать следующую информацию:
каждая строчка должна начинаться с буквы, с которой начинается один из городов участников команды;
должен прозвучать совокупный возраст всех членов группы;
должно прозвучать название самого оригинального хобби в группе.
Слайд 3На листе бумаги каждый из участников группы перечисляет 5 качеств:
зима – «трудная» группа
весна – «трудный» подросток
лето – «легкая» группа
осень
– «легкий» подросток
Затем группа зачитывает свои списки и составляет совокупный групповой рейтинг получившихся качеств.
Необходимо вынести итог на флип-чарт и дать объяснение полученным результатам.
Задание 2
Слайд 4
Чтобы понять, почему группы бывают эффективными и «легкими», и как
сделать общение более эффективным, необходимо дать ответ на 3 вопроса:
Кто?
(кто участники, какие они?)
Зачем? (зачем они пришли, какова их мотивация?)
Как? (как происходит групповая динамика на данном этапе ее развития?)
Слайд 5ГРУППА, КОЛЛЕКТИВ, КОМАНДА
Какая схема отражает более точное соотношение данных понятий?
Выскажите
и обоснуйте свое мнение.
Если ни одна из схем не
соответствует вашим представлениям, предложите собственную.
Слайд 6
1 - Кто?
В целом людей можно разделить на четыре основных
типа.
Красный — целеустремленный. Таких людей интересуют, прежде всего, цель и
конечный результат. Они обладают волевым характером, настойчивы, напористы. Быстро принимают решения и не любят тратить время впустую.
Желтый — эмоциональный. Люди, относящиеся к этому типу, эмоциональны и открыты. Они бывают оригинальны и ценят “творческую жилку”. “Внутренние мотивы”, характерные для такого человека, — “получение признания” и “комфорт”.
Зеленый — уравновешенный. Их основные качества — заботливость, внимание и терпение. Они отличные слушатели, хорошо понимают проблемы других людей, ценят теплые дружеские отношения. Прежде чем принять окончательное решение, они взвешивают все “за” и “против”.
Синий — аналитик. Люди, принадлежащие к этому типу, отличаются логическим складом ума и любят проверять факты. Они заинтересованы в предоставлении максимально полной информации, их привлекают конкретные детали и точные показатели. В общении с другими они держатся несколько отстраненно, на определенной дистанции.
Слайд 9
Задание 4. Заполните таблицу
Слайд 10Роль – «Набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или
конкретной должности. Отдельная личность может влиять на характер исполнения роли,
но не на ее содержание»
Слайд 11
Лидер: формальный / неформальный
Почему иногда одно с другим не
совпадает?
Лидерство: ситуативное / регулярное
В чем разница? Какое эффективнее?
Ориентация лидера: на
задачу / на отношения
Кто будет успешнее?
Слайд 14
УПРАВЛЕНИЕ ЛИДЕРСТВОМ В ОРГАНИЗАЦИИ:
1) выявление лидеров - выявление лиц
с прирожденными и (или) сформировавшимися лидерскими качествами и их привлечение
для занятия руководящих позиций, постов
2) развитие лидерства - целенаправленное формирование и углубление соответствующих качеств и навыков.
• выработка личной мотивированности;
• развитие индивидуальных интеллектуальных и нравственных лидерских качеств;
• обеспечение социальной компетентности лидера и его доброжелательности в отношениях с членами группы
• приобретение умения и навыков быстро и правильно оценивать ситуацию знать и учитывать особенности, интересы, запросы и ожидания всех членов группы.
3) учет интересов группы и неформальное лидерство - тесная увязка и интеграция индивидуальных целей и интересов членов группы с организационными целями, реализация потребностей, представительство и защита интересов как отдельных членов группы, так и коллектива в целом.
4) сочетание в деятельности руководителя формального и неформального лидерства.
5) интеграция лидеров и устранение деструктивного лидерства.
Слайд 16Конфликты
Конфликт – естественное явление в человеческих отношениях, является частью групповой
динамики и может использоваться как инструмент группового развития !!!!
Слайд 19Групповая динамика
Первая стадия развития группы - "притирка". На этой стадии
члены группы присматриваются друг к другу. Определяется степень личной заинтересованности
в том, чтобы работать в этой группе. Личные чувства и переживания маскируются или скрываются. Искреннего и заинтересованного обсуждения целей и методов работы практически нет. Члены группы не интересуются своими коллегами, почти не слушают друг друга. Творческая и воодушевляющая коллективная работа фактически отсутствует.
Вторая стадия - "ближний бой". Это период борьбы и переворотов. Период, когда оценивается вклад лидера, когда образуются кланы и группировки, а разногласия выражаются более открыто. На этом этапе личные взаимоотношения приобретают все большее значение. Сильные и слабые стороны отдельных членов группы все более отчетливо выявляются. Иногда происходит силовая борьба за лидерство. Группа начинает обсуждать способы достижения согласия, стремится наладить эффективные взаимоотношения.
Третья стадия - "экспериментирование". На этой стадии члены группы осознают свой потенциал, который в целом возрастает. Все более актуальной становится проблема эффективного использования способностей и ресурсов группы. Возникает интерес к тому, как можно работать лучше. Методы работы пересматриваются. Появляется желание экспериментировать. Принимаются меры к реальному повышению эффективности работы группы.
Четвертая стадия - "эффективность". Группа приобретает опыт успешного решения проблем и использования ресурсов. Работники переживают чувство гордости за свою принадлежность к команде-победительнице". Возникающие проблемы исследуются реалистически и решаются творчески. Управленческие функции могут плавно делегироваться то одному, то другому члену группы в зависимости от конкретной задачи.
Пятая стадия - "зрелость". На этой стадии группа функционирует как коллектив, сплоченный вокруг хорошо осознаваемых всеми реальных общих целей, в которые конвергированы (сведены) цели индивидуальные. Действуют прочные связи между членами группы. Людей оценивают по достоинствам, а не по их претензиям. Отношения носят неформальный, психологически комфортный характер. Личные разногласия разрешаются без отрицательных эмоций и психологического напряжения. Группа демонстрирует отличные результаты и устанавливает высокие стандарты своих достижений. Расширяется делегирование полномочий, и все больше членов группы участвует в планировании и принятии решений.