Слайд 1
Первоклассники.
Адаптация к школе.
педагог – психолог Топонарь И.А.
Слайд 2
Адапта́ция
(лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся внешним
условиям.
Слайд 3Этапы адаптации:
1 этап (первая-вторая недели) – ориентировочный. Значительное напряжение всех
систем организма.
2 этап (третья-четвёртая недели) – неустойчивое, постепенное приспособление.
3
этап (пятая-шестая недели) – относительно устойчивое приспособление.
Слайд 4Показатели трудностей адаптации. «Школьный стресс»:
Выраженное утомление
Неврозоподобные реакции (нарушение сна
или аппетита, страх перед школой, головные боли, боли в животе
детей в начале учебного года.
Ухудшение состояния здоровья.
Слайд 5Показатели трудностей адаптации. «Школьный стресс»:
Изменения в поведении (агрессивность, слезливость, капризность
, вялость или перевозбуждение, раздражительность).
Трудности в усвоении программы.
Проблемы в отношениях
со сверстниками, учителем.
Слайд 6Успешность адаптации зависит от
готовности
к обучению
в школе
Слайд 7
Виды универсальных учебных действий
Слайд 8Готовность к школе
1. Социальная готовность.
(коммуникативные УУД Универсальные учебные действия ) – предполагает развитие
у детей сотрудничества: умение
слышать, слушать и понимать партнера,
планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,
распределять роли,
взаимно контролировать действия друг друга,
договариваться, вести дискуссию,
правильно выражать свои мысли,
оказывать поддержку друг другу
и эффективно сотрудничать,
строить отношения
как с учителем, так и со сверстниками.
Слайд 9Готовность к школе
2. Личностная
готовность
предполагает, что первоклассник должен
понимать и выполнять нормы и правила поведения в школе, быть в ладу с самим собой, сдерживать, контролировать себя.
По новым стандартам это звучит так: личностные УУД - осознание, исследование
и принятие жизненных ценностей, ориентировка в нравственных нормах и правилах, выработка своей жизненной позиции в отношении мира.
Главное в первом классе - это
формирование учебной мотивации:
развитие познавательных («хочу всё знать») и социальных («хочу стать взрослым…») мотивов у первоклассника способствует возникновению внутренней позиции школьника, освоению статуса ученика.
Слайд 10Готовность к школе
3. Предполагает и сформированность регулятивных УУД – умения
управлять познавательной и учебной деятельностью
Первоклассник должен быть готов:
- Внимательно
слушать задания, инструкции
- Ставить цель перед выполнением задания
- Планировать способы его выполнения
- Контролировать правильность выполнения
- Корректировать (исправлять) свои действия
- Оценивать успешность своей работы
Слайд 11Готовность к школе
4. Интеллектуальная, умственная готовность предполагает сформированность познавательных УУД:
исследование,
поиск, отбор
и систематизация необходимой информации,
моделирование, структурирование,
обобщение и практическое
применение изучаемого материала,
развитие мыслительных операций.
Важнее не учить ребёнка читать, а развивать речь и способность различать звуки, не учить писать, а развивать мелкую моторику. Важно качество мышления, а не сумма знаний.
Слайд 12Портрет выпускника:
дошкольник – начальная школа
деятельный и активный
креативный
любознательный
инициативный
открытый внешнему миру,
доброжелательный
и отзывчивый
с положительным отношением к себе,
уверенный в своих силах
коммуникативность
навыки самоорганизации и здорового образа жизни
исследовательский
интерес
саморегуляция
ответственность
с чувством собственного
достоинства
уважительное отношение к
окружающим, к иной точке зрения
УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ≡ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ
Слайд 13Режим дня первоклассника
Суточный сон – 11, 5 часов (10 +1,5).
Подъём
– за 1-1,5 часа до занятий.
Утренняя гимнастика.
Питание (завтрак, обед, полдник,
ужин).
Прогулки – 3-3,5 часа в день.
Занятия дома – с 16 до 20 часов, не более одного часа с перерывами через 20 минут.
Слайд 14Режим дня первоклассника
Внешкольные занятия – по состоянию ребёнка, спокойно, без
спешки.
Игры, любимые занятия дома.
Посильная помощь по дому.
Общение с родными.
Просмотр телепередач
– 2-3 раза в неделю не более 30 минут.
За компьютером – не более 15-20 минут с гимнастикой для глаз и осанки.
Слайд 15Режим дня первоклассника
Совместная подготовка к школе с вечера : собрать
портфель, приготовить одежду, обсудить меню завтрака.
Отход ко сну – в
одно и то же время, после спокойных игр и гигиенических процедур. Спать ребёнок должен при полной тишине и темноте.
Слайд 16Семья – залог успеха
Терпение и доброжелательность, эмоциональная поддержка и похвала,
любовь и участие родителей – залог успешной адаптации первоклассника.